Кубанские Новости
Общество

Операция «Убить Зою»

Наш корреспондент – о причине дикой ненависти «правдолюбцев» к 18-летней мученице

Несколько лет назад мне на глаза попался удивительный документ военного времени – воспоминания односельчанина-краеведа. 96-листовая тетрадь, исписанная весьма красивым для мужчины почерком. Возможно, он догадывался, что его труд никогда не опубликуют, поэтому все события тех лет записаны там как на духу.

О том, как их, молодых пацанов, бросили на немецкие позиции почти без артподготовки, «щедро» одарив боеприпасами – пятью патронами на винтовку. Как немцы огнеметами «зачищали» переходившее из рук в руки село от не успевших отступить наших солдат. Как его, раненого, товарищи не могли пристроить в медсанбат соседней дивизии: там своих пациентов было выше крыши, а тут еще и «чужак»! Как на медкомиссии, выбирая между военным училищем и действующей армией, он выбрал фронт. Не потому, что снова хотел под пули, просто понимал, что там кормить будут, а в училище на тыловом пайке и загнуться недолго.

В общем, каждая строчка этой тетради пахла той окопной правдой, которой веришь абсолютно. Но знаете, какой именно эпизод меня потряс больше всего? Скупая фраза о том, что на следующий день после освобождения вся молодежь села пошла в райцентр записываться добровольцами. Эти слова перевесили все остальное.

И сколько ни рассказывай об «альтернативном взгляде» на историю, о том, что генерал Власов – герой, боровшийся против тоталитаризма, а подвиги Лизы Чайкиной и «Молодой гвардии» – пропагандистские мифы, у меня перед глазами стоит картина: стайка молодых парней сентябрьским утром идет по грунтовой дороге. Через три недели, после первого боя, половины из них не будет в живых, половина оставшейся половины станет калеками, кто-то сгинет фронтовыми дорогами и только нескольким удастся пройти весь путь от Приазовья до Европы. Именно эти, еще не знающие своей судьбы пацаны для меня являются символом вселенского подвига нашего народа в те годы.

Вообще, общественное сознание – субстанция чрезвычайно сложная и даже ажурная. Но от фатальных разрывов ее предохраняет арматура символов, уходящих своими корнями в прошлое. Высунь несколько краеугольных образов – и всю ткань искорежит до неузнаваемости. В таком случае болезнь общества может даже привести к летальному исходу.

Именно это свойство активно используется в психологической войне. Зачем воевать, тратить огромные ресурсы, когда можно элегантно и задешево обрушить скрепы социума, сделав из него толпу не имеющих собственной памяти и поддающихся внешней дрессировке особей?

Не нужно быть академиком, чтобы понимать, что для нас важнейшим является обобщенный символ Великой Отечественной войны. Его разрушение – светлая мечта любого русофоба. Поэтому атаки на него происходят постоянно. Естественно, под видом «восстановления справедливости и исторической правды». Периодически появляется очередной «разоблачитель» и вещает. О том, что подвига 28-ми панфиловцев не было, что Александр Матросов упал на амбразуру случайно. А Жуков – тупой мясник, который специально посылал на смерть миллионы своих солдат. Наконец, о том, что Зоя Космодемьянская была шизофреничкой, чем и объясняется ее необычайная стойкость под пытками.

Кстати, эту «правду» первым рассказал не художник-психиатр Бильжо, который на днях испражнился над ее светлой памятью. Такие «откровения» были еще в эпоху перестройки. Тогда против советских символов была развернута настоящая и, увы, – успешная война.

Правда, до сих пор никто из «разоблачителей» так и не смог документально подтвердить свои слова. Но это и не нужно. Главное – отгрызть еще немного от основания нашей памяти. Тогда, глядишь, и все ее здание рухнет.

Кстати, еще полтора десятка лет назад Сергей Георгиевич Кара-Мурза четко указал, почему идеологическим противникам обязательно нужно испоганить образ Зои, хотя есть много советских героинь, совершивших более громкие подвиги. Дело в том, что 18-летняя девчушка, не успевшая нанести серьезного урона врагу, растерзанная фашистской солдатней, но не склонившая голову, является классическим символом мученичества, не имевшего на момент смерти утешения от воинской победы. Поэтому народное сознание выбрало именно ее для включения в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа. Поэтому военно-психологическую операцию «Убить Зою» будут пытаться провести еще неоднократно…

На этот раз была разведка боем. После того гневного шума, который ребята получили в обратку, полагаю, они на несколько лет успокоятся, поняв, что здесь атаковать еще рано. Но придет время, и снова начнутся разговоры о неадекватности «шизофренички» Космодемьянской. Как раз мой сын к этому времени подрастет. Самое время поговорить с ним обо всем этом.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Валерий Касьянов, доктор исторических наук, декан факультета журналистики Кубанского государственного университета:

- Поражает желание некоторых современных интеллигентов найти нечто компрометирующее наше государство и его граждан в годину тяжелейших испытаний. Как гражданин, считаю это низким и подлым, так привлекать внимание к своей персоне, обливая грязью подвиги дочерей и сыновей в военное время во имя Отечества.

Николай Петропавловский, депутат Законодательного Собрания края:

- При желании у любого героя, начиная от былинного Ильи Муромца и заканчивая современными патриотами, кто достойно выполняет свой долг в Сирии или сражался с бандформированиями в Чечне, можно найти маленькие недостатки. Но, когда пытаются эти недостатки, возвести в степень, извратить суть и играть на этом, безнравственно. Это, как в бочку с медом налить не ложку, а канистру дегтя. Сильно неприлично.

Роман Марченко, руководитель общероссийской общественной организации «Россия Молодая»:

-То, что сейчас, происходит, не что иное, как информационная война, объявленная России. Ее цель воздействовать на молодежь, дезориентировать историческую память. Поэтому очень нужно пересмотреть информационную политику в стране. У нас много прекрасных исторических, образовательных советских фильмов, которые нужно больше и чаще показывать по телевидению. Переснимать старые картины, делать с теми же сюжетами, современные, с использованием спецэффектов, а не навязывать нам иностранные, которые зачастую восхваляют человеческие пороки.