Кубанские Новости
Общество

«Иваново» детство

Корреспондент "КН" рассуждает о том, нужно ли нашим детям изучать «кубановедение» и зачем.

Не завидую я современным учителям. Любят их ругать родители: ежедневно и беспощадно, в лицо и заочно в мобильных чатах. Обвинения сыплются как из «рога изобилия»: плохо, мало, не так и не тому, мол, учат. Требуют мамы и папы больше математики, русского, английского, физики и биологии. И только предмет «кубановедение» находится вне круга их интересов. Мол, лишняя трата времени – изучение истории родного края. Лучше бы информатику с первого класса изучали.

В родительском чате класса, где учится мой сын, бесполезность кубановедения давно очевидна для большинства. Любящие мамы (папы, как правило, в женские диалоги не вступают) не скупятся в эпитетах. «Я ненавижу кубановедение», «почему мой ребенок должен учить ЭТО?», «пустая трата времени и нервов родителей», «достали проекты про Кубань» - это наиболее приличные из них. Женщины искренне негодуют и в красках описывают как их дитя страдало, готовясь к очередному уроку. И это при том, что именно мама искала в интернете информацию, читала, обрабатывала, украшала картинками «из жизни казаков». Школьнику оставалось лишь: а) не мешать, б) прочитать готовую работу. Послушать родителей, так не предмет, а сплошное мучение.

Я всегда читаю эти стенания с удивлением. Потому что не понимаю что плохого в том, чтобы дети учили историю своей малой родины, биографии людей, которые прославили ее своими подвигами и трудом. На мой взгляд, стыдно не знать почему город, станица или улица так названы. Ведь эту историю творили их предки. И история Кубани тесно переплетается с историями сотнями тысяч семей. Краснодарский край удивляет и влюбляет в себя миллионы приезжих гостей. А вот нам – коренным жителям он, оказывается, не интересен. Ну, есть и ладно. Значит, правы иностранцы, считающие нас – русских «Иванами, своего родства не помнящие»?

Лично я не хочу, чтобы так называли меня и моего сына. Поэтому я с раннего детства учу его любить свой край, рассказываю чем замечателен каждый его город, станица, как много здесь есть удивительных и прекрасных мест. У нас даже есть семейная традиция – знакомство с новым городом или станицей начинать с похода в местный музей и покупки книги об их истории. И такое воспитание дает отличные результаты: урок кубановедения – один из самых любимых. Даже, несмотря на то, что подготовка к нему занимает от одного до трех часов. Потому, что это интересно: разгадывая тайны прошлого, ребенок чувствует себя маленьким Федором Конюховым.

И я не понимаю, почему большинство родителей лишают такой возможности собственных детей? Почему добровольно закрывают для них дверь в увлекательный мир краеведения. Ведь сегодня изучать его очень легко: есть множество книг, снимаются интересные телепередачи, организуются экскурсии. Надо только выразить искренний интерес в своем ребенке, посеять в нем зерно искренней любви к своей родине. Которая, к слову, не измеряется количеством этих самых «люблю», а всегда видна в глазах, проскальзывает в вопросах и даже желании «просто погулять по Красной».

Вы только не подумайте, что я идеальная мама, которая живет «правильной» глянцевой жизнью. И сын мой радует меня не только пятерками по кубановедению, но двойками и тройками по основным предметам. Все бывает. Потому что мы – живые. И как все нормальные люди, хотим знать - откуда мы, кто мы, кем были предки. Ведь даже сироты до конца жизни пытаются узнать кто были их родители, чем занимались. Поэтому я не могу ни понять, ни принять позицию тех, кто отказывается знать историю своих предков, своей малой родины. Этим поступком они, словно говорят, что они не настоящие, синтетические - без эмоций, ощущений и чувств.

МНЕНИЯ

Вопрос «нужен ли нашим школьникам предмет «кубановедение»?» мы задали нашим землякам. Вот что они ответили:

Дмитрий Лопатин, краснодарский изобретатель

Я считаю, что урок кубановедения обязательно должен быть в школьной программе. Детям, живущим на Кубани важно знать историю и природу родного края. Это не только правильно с точки зрения уважения к собственным корням, но и полезно в практическом смысле. Ведь спроси у любого пацана 8-10 лет какие грибы опасно рвать в лесу, какими растениями лучше любоваться издалека так вряд ли он ответит. А надо бы знать.

Я сам когда-то изучал в школе кубановедение и никаких негативных эмоций не испытывал при этом. Предмет очень интересный сам по себе. Но, на мой взгляд, в нем не хватает еще одной главы – «Законы Краснодарского края». В США есть подобный предмет в школах, где ученики обязательно изучают все уникальные законы штата, в котором живут. У нас тоже есть законы, которые действуют только на Кубани. напри И юным ее гражданам было бы неплохо с ними ознакомиться.

Вероника Журавлева-Пономаренко, народная артистка России, профессор, генеральный директор и художественный руководитель Краснодарской филармонии

Да как можно не знать истории своего города, региона, в котором ты родился?! Неужели это может быть неинтересным? Мне бы даже в голову не пришла мысль, что математика, русский язык, литература или иностранный язык могут быть более важными, чем кубановедение. Дети сегодня очень грамотные, их развивают с малых лет. И получается, что в 4 года малыш умеет включать-выключать компьютер, самостоятельно выбирать в нем программы. Но даже в первом классе не все дети точно знают в каком городе живут, как называется столица Кубани!

Я считаю, что человек должен жить многогранно, разносторонне развитым. Иначе, он «Иван без родства». Чтобы такого не было, по моему мнению, изучать кубановедение, было бы неплохо еще с детского садика. Понемногу, в игровой форме, но обязательно надо.

Александр Москаленко, олимпийский чемпион по прыжкам на батуте

Конечно, в школах должно быть кубановедение. Это ведь наш родной край и мы должны знать как он формировался, кто его строил и кто наши герои. По размерам и количеству населения Кубань превосходите некоторые европейские страны. И ведь там обязательно изучают родную историю. Так чем мы хуже?

Я считаю, что не знать свои исторические корни некрасиво и нечестно. Это надо знать обязательно. Помните: кто не знает прошлого – не имеет будущего.

Комментарии из соцсетей

Татьяна Литош ( Мищенко)

Предмет нужен только учителям. Хоть побольше заработают. А как мы проучились без этого спецпредмета? И почему тогда этот предмет не продолжают учить в учебных заведениях после школы?

Наталия Безверхняя

Считаю, что как отдельный предмет он не нужен. Лишняя нагрузка. А вот в рамках уроков географии, истории, биологии, литературы можно посвятить несколько уроков именно родному краю.

Людмила Кузнецова

Я живу на Кубани всю жизнь, а историю моей любимой Родины узнала помогая внучке учить «Кубановедение». Поверьте, очень интересный предмет. Много полезного и познавательного он даёт нашим детям. И уж если Вы переехали жить на Кубань, то Ваш ребёнок должен знать историю края, в котором он живёт.