Кубанские Новости
Общество

Куда дует «Восточный ветер»?

Политический обозреватель «Кубанских новостей» – о нешуточных страстях в Южно-Китайском море.

Недавно в мировых СМИ прошла сенсационная информация. Китай разместил наиболее совершенные межконтинентальные баллистические ракеты собственной разработки DF-41 («Восточный ветер») в граничащей с Россией северо-восточной провинции Хэйлунцзян. Новость с воодушевлением подхватили наши либералы, заявляя о коварстве Китая, просчетах российской дипломатии и необходимости немедленно идти на поклон к ЕС, исповедуя нравственные ценности Евросоюза. Только там, дескать, есть настоящие друзья. А Поднебесная спит и видит, как оккупировать нашу Сибирь и весь Дальний Восток. Собственно, утверждать то, что размещение ракетных комплексов DF-41 в приграничной с РФ зоне серьезно изменило военно-стратегический баланс в этом регионе, могут только наивные люди. По разным оценкам, максимальная дальность DF-41 составляет около 14 тыс. км. Поэтому для оружия такого уровня важно, не где оно размещается, а куда нацелено.

Что же касается экономической экспансии Китая в нашу Сибирь, то этой фишкой нас пугают уже не одно десятилетие. Ага! Китайцы все бросят и подадутся прямо через Амур к Ледовитому океану наши просторы захватывать. И лучше, когда там будет под минус 40… Замучаются по тайге бродить. Наш великий современник, выдающийся востоковед Евгений Примаков как-то сказал, что китайцы никогда не будут жить выше широты, за которой рис не растет. Тому есть исторический факт. Московское царство стало прирастать ничейной в то время Сибирью еще при Иване III. Русских тогда было 3 – 4 миллиона. А китайцев, перед которыми Сибирь в сотне верст лежала, было уже под сотню миллионов. Ну, и кто стал хозяином тайги?

__.__

В непростой ситуации оказалась и российская дипломатия. С одной стороны, Китай – наш стратегический партнер. А с другой – наметился вектор на улучшение отношений с США.

__.__

Если вернуться к дням сегодняшним, то нетрудно заметить, что Китай остро нуждается в политической поддержке России в спорных вопросах по островам в Южно-Китайском море (ЮКМ). Фокус мировой политики постепенно смещается в Азию, а самой горячей точкой этого региона становится Южно-Китайском море. В его акватории Китай ведет территориальные споры сразу с несколькими соседями. Обстановку дополнительно накаляет то, что ЮКМ стало еще и ареной соперничества Пекина и Вашингтона. Более того, как показала конференция «Диалог Шангри-Ла» (это главный форум по безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона), в этот конфликт втягиваются и внерегиональные игроки – такие как Великобритания и Франция. Ну а как же без этих бывших колонизаторов? Острова в Южно-Китайском море являются предметом территориального спора между Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами, Вьетнамом и Брунеем. Наиболее напряженной является ситуация вокруг рифа Скарборо, а также южного архипелага Спратли. Это острова в юго-западной части Южно-Китайского моря. Здесь нет постоянного населения, портов и гаваней, но есть 4 аэропорта. И Китай активно строит искусственные острова, увеличивает уже имеющиеся. Если вывести за скобки политику, то следует признать, что это колоссальное строительство является настоящим чудом света. Наберите в поисковике интернета этот регион и посмотрите, что там делает Пекин. Впечатляет. Но противоборствующим сторонам, втянутым в конфликт, не до китайских чудес. Здесь каждый гнет свою линию. И споры идут не ради забавы. По данным министерства энергетики США, в районе Рид-бэнк архипелага сосредоточено до 5,4 млрд. баррелей нефти и до 55,1 трлн. кубометров природного газа.

Китайская тема резко обострилась с приходом к власти в США Дональда Трампа. Новый президент для начала вроде бы случайно переговорил с президентом Тайваня – острова, который Пекин считает национальным Китаем и своей исконной территорией. Поэтому после поздравительного звонка из Тайваня в Вашингтон в Пекине случилась истерика, как если бы Трамп объявил КНР войну. А Дональд в ответ на это пообещал поставить Китай на место и вытеснить его дешевые товары с американского рынка, где они сегодня господствуют. Без пяти минут госсекретарь США Рекс Тиллерсон еще более резко заявил, что Америка не позволит Пекину и дальше строить искусственные острова в ЮКМ. Интересно, как они собираются это делать? А Китай с чисто восточным иезуитством заявил, что отныне будет всячески помогать врагам Америки. Ну, и для профилактики развернул дополнительные комплексы «Восточного ветра».

В непростой ситуации оказалась и российская дипломатия. С одной стороны, Китай – наш стратегический партнер. А с другой – наметился вектор на улучшение отношений с США. Тут следует отметить, что, при всей душевности наших отношений с Китаем, Пекин не особо рвал рубаху на груди, когда на Россию всем кагалом накинулось так называемое «мировое сообщество» со своими санкциями и порицаниями. Нейтрально так реагировали в Поднебесной. Мы по вопросу ЮКМ выразились более определенно. Глава МИД РФ Лавров выступил «против вмешательства третьих стран в конфликт в Южно-Китайском море». И Пекин это оценил как поддержку. Ну а дальше посмотрим, как будут развиваться события.