Кубанские Новости
Общество

«Безверье – слепота. А чаще – свинство»

Наш собственный корреспондент – о том,  что есть на земле места, где нет ни одного безбожника.

Лично я до недавних пор считал себя атеистом. Не то чтобы это было принципиальной позицией, просто так получилось. Сказалось комсомольское воспитание, помноженное на чтение запрещенного Ницше, а позже – уже разрешенных Сартра, Камю, Хайдеггера. Вот так как-то и выкристаллизовалась позиция, в которой вопрос существования Бога – далеко не самый главный в жизни. Скорее наоборот. И еще три года назад я бы отстаивал этот умный тезис с пеной у рта, да так, что аж тырса сыпалась.

И несколько лет назад, скорее всего, всей душой был бы на стороне противников передачи Исакиевского собора в ведение Русской православной церкви. Может, даже в Питер поехал бы, чтобы поучаствовать в хороводе с синей лентой. Действительно, с какой это стати отдавать государственный музей? Разве это не оскорбление чувств неверующих?

Вполне могло быть такое. Раньше. А вот сегодня этого делать ни под каким соусом не буду. Потому что знаю место, где ни одного безбожника уже не осталось. Повыбивали «наши партнеры» все материалистическое свинство своими минами, снарядами и прочими невольными доказательствами существования Господа. Излечили духовное зрение. Потому что когда в Донецке даже глубоко гражданский человек каждый день надевает чистое белье, чтобы в случае чего методически правильно принять смерть, тогда весь философический выпендреж исчезает сам собой. О фронте вообще молчу. В окопах все веруют.

И, вообще, феномен «Русской весны» в Донбассе невозможно рассматривать вне контекста духовного возрождения. Через испытания и страдания, коих там за последние тысячу дней – слишком много. Одним из главных составляющих этого катарсиса является невиданный до этого всплеск христианства в традиционной для нас, русских, восточной форме. Даже враги в свое время среди главных причин «донецкого терроризма» признали советскую ментальность жителей края и, цитирую, «православный фундаментализм».

Эта чистая, я бы даже сказал дистиллированная вера, настолько удивительная и настолько искренняя, что впору говорить о чуде. Для каждого – своем, может быть даже малом, но вместе – таком огромном, что не верить в него просто невозможно.

У меня было несколько таких эпизодов, которые никак не получается осознать с помощью чистого разума. Все равно, что линейкой измерить длину окружности. В первый раз, когда перед референдумом 11 мая 2014 года уже начал собираться в тюрьму (а было от чего, с точки зрения украинской власти). Сидел и ждал, когда придут. И так вдруг захотелось пойти в церковь, как никогда до этого в жизни! Но как на это решиться? Так, наверное, и сидел бы раздираемый противоречиями. Но тут случилось то самое маленькое чудо. В дверь кабинета вошел священник. И сразу начал с вопроса: почему это пресса плохо работает, чтобы людям объяснить необходимость референдума?.. Долго мы с ним беседовали, и на душе становилось все спокойнее. А уже в дверях он обернулся и сказал: «Давайте я вас благословлю!»

Кто-то, возможно, скажет, что это – случайность, кто-то вообще не поверит. Для меня это не имеет никакого значения. Свой знак я получил.

Потом были и другие. В одну из командировок мне показывали еще одно чудо в маленькой сельской школе, которую накануне обстреляли «Градами». Один реактивный снаряд упал метрах в 15 до здания, а другой – сразу после него. Окна вылетели все! Благо случилось это ночью, так что детей в помещении не было. И через несколько дней по территории невозможно было пройтись, изрядно не похрустев туфлями по осколкам стекла. Целым остался только один кабинет английского языка, где красовались иконы, освященные местным батюшкой.

Может, и в отношении этого случая кто-то саркастически хмыкнет. Это его дело. А вот жители села считают совсем по-другому. И они абсолютно правы. Хотя бы потому, что живут там, где размышлять на досуге о сущности веры уже неактуально. И без лишних слов ясно, что нужно цепляться за нее руками и ногами, чтобы в этой смертельной воронке, куда тебя затянула судьба, не сгинула твоя бессмертная душа…

Поэтому, когда сегодня наблюдаю за галдящими защитниками Исакиевского собора от «посягательств» церкви, то на память приходит другая картина. Донецкий Иверский монастырь, который чуть ли не до фундамента «защитила» украинская артиллерия. При всей видимой натянутости сравнения смысл действий на самом деле один и тот же – война с одним из главных духовных столпов нашего общества. Просто в первом случае ситуация пока на самой первой ступеньке, где хороводы и митинги, а во втором – уже подошла к логическому завершению…

Я ни в коем случае не сравниваю питерских протестующих с украинскими нацистами. Отнюдь. Не буду удивляться, почему это сторонники либерализма выступают против возврата собственности законному владельцу. И намеков на «пятую графу» организаторов тоже делать не буду. В конце концов, один человек сказал: «Нет ни эллина, ни иудея».

Я всего лишь хочу сказать, что, как это часто бывает, благими намерениями вымощена дорога в ад, а духовная слепота – не оправдание. И, стреляя «праведным гневом» в сторону церкви, как бы не попасть в свою страну. Чтобы потом, не дай Бог, не искать знамений в случайно уцелевших от обстрела окнах…