Кубанские Новости
Общество

Три возраста Терезы Мэй

Да простит меня Валентин Пикуль за перефразирование заголовка его знаменитого романа. Но здесь, как говорится, уж больно лыко в строку ложится. Речь пойдет, естественно, о политическом возрасте Терезы Мэй. В юном (опять же политическом) возрасте она занимала сначала пост министра по делам женщин и равноправия, а затем и министра внутренних дел. Тогда она прославилась тем, что сократила на 20 тысяч число полицейских, работающих непосредственно «на земле». Это сейчас ей припомнили, когда по Британии прокатилась волна терактов.

Для большой политики Тереза Мэй, как говорят западные политологи, созрела совершенно случайно. Год назад, переоценивший свои силы тогдашний премьер Соединенного Королевства Кэмерон, объявил, что будет проводить референдум по выходу из Евросоюза. Таким образом, бедовый Дэвид хотел заткнуть рот евроскептикам. Он был настолько уверен, что Англия останется в ЕС, что даже поставил на кон свою карьеру. Поэтому сразу после брексита подал в отставку. И напрасно это сделал. Как показывает нынешняя практика, можно было пару недель «переморгать» поражение, да и править дальше. Никто бы и не заметил. Но Кэмерон ушел, и Тереза при помощи кулуарного голосования стала премьером.

Ну, а в третий возраст она вошла, как в сказке Пушкина, возжелав стать «всенародно избранной» владычицей морской. Ей кто-то из близкого круга внушил, что британцы очень любят свою Терезу и отдадут за ее партию все свои голоса. И это подтолкнуло Мэй на авантюру. Досрочные выборы, которые британский премьер инициировала, чтобы укрепить политические позиции партии и свои лично, обернулись полным провалом, "подвешенным парламентом" и необходимостью формирования коалиции. В результате партия консерваторов лишилась необходимого большинства, которое столь необходимо для единоличного формирования правительства.

Когда ни одна партия не набирает больше половины мандатов, возникает ситуация "подвешенного парламента" и необходимость создания коалиций. Премьер-министр, она же лидер консерваторов заявила о планах сотрудничества с североирландской Демократической юнионистской партией, однако не уточнила, в какой форме оно будет проходить. И эта неопределенность сразу сказалась на политической обстановке в стране. Оживились социологи, которые, проведя опросы, без труда выяснили, что больше половины британцев считает - премьер-министр Тереза Мэй должна уйти в отставку. Среди кандидатов на ее пост лидирует глава МИД Борис Джонсон. Так свидетельствуют данные опроса YouGov, проведенного для издания Sunday Times.

Вслед за этим пять министров британского кабинета обратились к главе министерства иностранных дел Борису Джонсону с призывом занять пост премьера Великобритании вместо Терезы Мэй. Об этом британцам радостно сообщила газета The Sunday Times. Как отмечалось в сообщении, министры связались с Джонсоном после подведения итогов досрочных парламентских выборов и сказали ему о своей поддержке, если он выступит против Мэй.

Казалось, отставка неизбежна. Но не тут-то было, не на ту напали. Это вам не какой-то там щепетильный Кэмерон. У Терезы в третьем политическом возрасте уже обозначилась четкая установка - из премьерского кресла только вперед ногами. При помощи несложных манипуляций она склонила к сожительству (разумеется, политическому) большинство своих оппонентов и получила мандат на формирование правительства. И вот уже источник, близкий к Джонсону, сообщает, что он хотел бы стать премьер-министром, но не собирается предпринимать никаких мер, пока этот пост занимает Тереза Мэй. Этакое кокетливое признание в верности.

Однако такая «победа» после провала на выборах, не снимает главных британских проблем. Почувствовав слабость центральной власти, в стране активизировались сепаратистские силы. Шотландия, Серверная Ирландия и Гибралтар хотят покинуть Соединенное Королевство и остаться в Евросоюзе. И Брюссель всячески поддерживает эти устремления.

А тут ко всему еще и официальные переговоры по брекситу между Лондоном и Брюсселем, которые должны начаться уже меньше, чем через неделю - 19 июня. И в Евросоюзе до сих пор не знают – начнутся ли они вообще. Если начнутся – то кто будет сидеть напротив. И долго ли он там будет сидеть.

И, фактически, лакмусовой бумажкой британской нестабильности стал в минувшее воскресенье демарш президент США Дональда Трампа. Как сообщили западные информагентства, он позвонил премьер-министру Великобритании Терезе Мэй и заявил, что не поедет в Соединенное Королевство до тех пор, пока для этого не будет достаточно общественной поддержки.

Такие вот очень неутешительные для Терезы Мэй политические расклады в Британии. Странно, почему она, постоянно смакующая тему «русских хакеров», не объявила их виновниками своего провала выборах?

Фото: Foto: DOMINICK REUTER, AFP