Кубанские Новости
Общество

Буря в стакане

В очередной раз из пепла воспряла тема взимания денег с автомобилистов за возможность передвигаться на своих машинах по краевой столице. На этот раз ее озвучил депутат городской Думы от одной неправящей партии. Идея не просто сформулирована, но уже называются конкретные суммы: для легковых авто предлагают установить тариф в 50 рублей, за грузовики – 150 целковых, а все что соберут, якобы, направят на ремонт дорог.

Признаться, даже затрудняюсь с ходу найти подходящие эпитеты для оценки этой инициативы. В ней коряво абсолютно все. А чтобы исключить обвинения в лоббизме прав автовладельцев сразу скажу - в будни я пользуюсь трамваем и ногами.

Сторонники платного въезда приводят в пример европейские города. Мол, эта практика там широко применятся и никто не возражает. Однако почему-то забывают рассказать об уровне развития общественного транспорта в Лондоне, Милане, Стокгольме, где автобусы ходят по секундам и выделенным полосам. Молчат о системе перехватывающих парковок, которыми окружены европейские мегаполисы и где каждый автовладелец может без опаски на целый день оставить машину, а дальше ехать на комфортном и быстром общественном транспорте. Но ведь у нас этого всего нет. Троллейбусы и автобусы почти везде стоят в общих пробках. В пригороде машину можно оставить только на обочине. Так откуда это стремление фрагментарно копировать зарубежный опыт?

Хотя с копированием я погорячился. Например, цену адаптировали под российские реалии. Ну, в самом деле, не брать же по курсу 10 с лишним английских фунтов в день с россиянина как это делают в Лондоне – в районе 800 рублей получится на одного водителя, что уже за гранью нашего понимания и финансовых возможностей. Остановились на полтиннике. С какой радости? Откуда такой расчет взят? Неизвестно. Но сторонники платного въезда в центр уверяют, что именно такой тариф заставит массово пересесть автомобилистов на трамваи и разгрузит город.

Тогда простенькая задачка на сложение. Билет в общественном транспорте Краснодара стоит 23 рубля. То есть, чтобы доехать до работы, а потом вернуться, среднестатистическим пользователем автобуса, троллейбуса, трамвая в день тратится 46 рублей. И это минимум, так как каждая пересадка удваивает, утраивает… дорожные расходы. Вопрос: каким надо быть жлобом, чтобы ради четырех сэкономленных рублей в день пересесть из своего автомобиля в душный троллейбус?

Пока сторонники платного въезда решают эту задачку, предлагаю еще одну, коротенькую. С кого и, главное, как будут брать деньги? Будет стоять дядечка на въезде и выдавать квитанции – пробки кратно уплотнятся. Система электронного пропуска как в аэропорту стоит больших денег, которых как всегда, нет. Создадут мобильное приложение? Тогда пенсионеры не со смартфонами, а с простыми мобильниками вообще столицу Кубани никогда больше не увидят.

Отрицательный опыт по превращению общедоступного в дорогостоящее у нас есть: платные стоянки в центре города забиты, а очереди к паркоматам ни разу не видел – народ внаглую не хочет раскошеливаться. Хотелось бы теперь опыта положительного. Но его у нас нет, как и других вышеперечисленных достижений европейской цивилизации. Исходя их всего сказанного, делаю вывод: данное предложение не более чем неумелый пиар-ход, чтобы в предвыборную кампанию немного напомнить избирателям о своем существовании. Напомнили, спасибо, учтем. Дороги разгружать надо не лозунгами, а проектами.

Кстати, на днях в Москве вице-губернатор края Андрей Алексеенко встречался с руководством ОАО «РЖД». Там речь шла о строительстве трех подземных ж/д переездов: от улицы Солнечной к Стахановской (разгрузится Зиповское кольцо); между Тихорецкой и Новороссийской (получится дополнительный выезд с Восточно-Кругликовской) и еще одна конструкция свяжет улицы Новороссийскую и Шевченко с Володарского (за считанные минуты из центра города на Ставропольскую). Вот это я понимаю решение пробочного вопроса, за которое, уверен, проголосует большинство автовладельцев.