Экономика 22.11.2017 09:14

Можно ли обуздать монополистов?

Просмотров: 8 Комментировать 0

Как избавить экономику от обременительных избыточных затрат? Об этом и не только «КН» побеседовали с Сергеем Миловановым, руководителем Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края .

– Сергей Николаевич, если говорить очень коротко, то каковы основные функции возглавляемой вами структуры?

– Основная функция – утверждение тарифов. Наша сверхзадача – соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат госрегулированию. Под этим в первую очередь подразумевается защита интересов потребителя от деятельности естественных монополий посредством регулирования ценовых параметров. Монополисты свои интересы и сами хорошо защищают. Мы исходим из того, что качество предоставляемых населению услуг должно улучшаться. Поэтому валовая выручка ресурсоснабжающих организаций должна быть обоснованной, а все непроизводительные расходы исключены из тарифов.

– Тарифы и цены на какие товары и услуги устанавливает ваш департамент?

– Тарифы на тепло- и электроэнергию, газ, водоснабжение и водоотведение (кроме городских округов), а также твердое топливо (уголь, дрова) и твердые коммунальные отходы.

Также в нашей компетенции плата за техприсоединение к инженерным сетям, пригородные железнодорожные перевозки, платные медуслуги в госучреждениях, оптовые и розничные надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Среди прочего мы утверждаем инвестиционные программы в сфере ЖКХ, а также нормативы потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Значительный блок работы – контрольная и аналитическая деятельность, мониторинги групп товаров и услуг, тарифов и платежей граждан.

– Как вы считаете, изменились методы регулирования для достижения результатов в нынешних экономических условиях?

– Если рассматривать регулирование в сфере поставки коммунальных ресурсов, то, безусловно, это переход с 2016 года на долгосрочное регулирование тарифов с ежегодной корректировкой. В сфере электроэнергетики – это метод доходности инвестированного капитала, который применяется в крае с 2011 года.

Корректируются экономические приоритеты, меняется законодательство. Я говорю о новых методах регулирования, которые мы увидим в ближайшем будущем. Это так называемые «эталонные методы», или методы «эталонных» затрат.

– Какие основные задачи у краевой структуры ценового регулирования на ближайшее время?

– Прежде всего до конца этого года предстоит провести тарифное регулирование на 2018 год. Соблюдя все установленные ограничения, рост платы граждан не должен превышать четырех процентов в среднем по краю. Правда, допустимы некоторые отклонения по ряду муниципалитетов.

– Мы беседуем, когда можно уже подводить предварительные итоги 2017 года. Каковы, на ваш взгляд, главные достижения в курируемых отраслях?

– В результате проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период с 2014-го по 2016 год предотвращены нарушения прав и законных интересов потребителей и услуг регулируемых организаций на сумму 1,4 миллиарда рублей.

Наш департамент подготовил проект закона «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края». Вообще, многие наши предложения нашли свое отражение при изменении законодательства. Из последних примеров – это сужение сферы применения расчетной предпринимательской прибыли.

В целях создания на территории Краснодарского края условий для экономического роста и инвестиционной привлекательности одной из основных задач департамента является содействие развитию коммунальной инфраструктуры, повышению ее энергетической эффективности. Плановый объем финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса увеличился: с 1,3 миллиарда рублей в 2014 году до девяти миллиардов в 2017 году.

Объем инвестиционных средств для развития электросетевого комплекса региона, учтенных РЭК в тарифах на передачу электроэнергии сетевых организаций края, вырос с 1,75 миллиарда рублей в 2014 году до 7,8 миллиарда в 2017-м.

Хорошим результатом, считаю, стало исключение из состава необходимой валовой выручки регулируемых организаций необоснованно заявленных финансовых потребностей. Эта сумма за 2014 – 2016 годы превысила 132 миллиарда рублей. В итоге удалось снизить аппетиты монополистов и, соответственно, сократить расходы потребителей на оплату коммунальных услуг. А это в свою очередь уменьшило траты бюджета на предоставление льгот и выплату субсидий.

Совместно с краевым министерством ТЭК и ЖКЖ мы вошли в кубанский парламент с инициативой – внести изменения в Градостроительный кодекс Краснодарского края. Теперь на территории региона для строительства газопроводов-вводов не нужно получать разрешения на строительство. Это позволило сократить выпадающие доходы газораспределительных организаций Кубани в 2015 году с 1,2 миллиарда рублей до 174 миллионов – более чем в 7 раз и, соответственно, уменьшить рост тарифов на услуги по транспортировке газа и розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

– А неудачи? В каких областях регулирования следует улучшить эффективность работы?

– Основные проблемы связаны с несовершенством федерального законодательства и отсутствием системного подхода в решении застарелых проблем.

Со своими предложениями по совершенствованию законодательства мы выступаем постоянно. Например, я принимаю участие в Экспертном совете ФАС России по вопросам ЖКХ и в рабочей группе правительства РФ по разработке проекта федерального закона о госрегулировании тарифов.

– Есть ли у вас аккаунты в соцсетях?

– Аккаунтов в соцсетях у меня нет. Хотя подумываю завести Твиттер для департамента. У нас очень эффективно работает виртуальная приемная.

– У вас, кстати, отличный сайт…

– Мы его сейчас обновляем, скоро он станет еще лучше. Главное, чтобы людям было удобно находить нужную для них информацию.

– С просмотра каких ресурсов начинается ваш рабочий день?

– Есть три страницы в интернете, которые я открываю каждое утро – сайты правительства РФ, ФАС и администрации края.

– Какой ваш девиз как руководителя?

– Главное – не закостенеть на работе (смеется). Этому надо учиться. А если говорить о взаимоотношениях с людьми, то девиз очень простой – принципиальность, честность и порядочность.


ДОСЬЕ "КН"

МИЛОВАНОВ Сергей Николаевич

Родился 2 декабря 1962 года.

  • С 2002 года возглавляет Региональную энергетическую комиссию – департамент цен и тарифов Краснодарского края.
  • В 2010-м ему присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Кубани»;
  • В 2011 году – звание «Почетный работник органов ценового и тарифного регулирования».
  • В 2014-м награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
  • Женат. Есть совершеннолетний сын.