Кубанские Новости
Экономика
Елена Кириченко

Как пчелы могут увеличить доход фермеров

Краснодарский профессор-энтомолог Валентин Голиков знает, как дрессировать пчел и как эти маленькие помощники могут увеличить до

Гениальный Альберт Эйнштейн однажды написал: «Если с лица земли исчезнут пчелы, человечество просуществует всего четыре года». Перестанут опыляться растения – наступит голод, и не спасут никакие генно-модифицированные продукты.

С известным физиком полностью согласен профессор Кубанского государственного университета Валентин Голиков, который посвятил изучению пчел почти всю свою жизнь. Более 50 лет преподаватель биофака не просто читает лекции студентам, но и помогает аграриям добиваться высоких урожаев. Сегодня он очень сожалеет о том, что о результатах исследований энтомологов не часто вспоминают современные фермеры.

Насекомые – к прибыли!

В далекие 70-е годы прошлого века в адрес ректора КубГУ часто летели правительственные телеграммы и письма: «Благодарим Валентина Голикова за рекомендации по выращиванию люцерны, прибыль колхоза составила 230 тысяч рублей!», «Просим направить Валентина Голикова на всесоюзную конференцию». Его хорошо знали на Кубани и далеко за ее пределами. Методички с его рекомендациями рассылали по всему Советскому Союзу.

Тогда еще молодой ученый-энтомолог помог кубанским агрономам решить, казалось бы, неразрешимую проблему: замечательную кормовую культуру люцерну колхозы сеяли практически себе в убыток. Сажали 1,5 центнера семян – собирали 0,7 центнера. А животноводам без люцерны никуда.

Валентин Голиков
Валентин Голиков
Фото: Юрий Ходзицкий

– Дело в том, что ее неохотно опыляли пчелы: цветок этот для насекомых не слишком «удобный», – рассказывает Валентин Голиков. – К тому же он практически «отбивается» от своих опылителей: при вскрытии цветка в брюшко насекомому ударяет колонка, ну кто же на неприветливую люцерну летать будет?

Валентин Голиков разработал свои рекомендации, как заставить пчел работать на благо человека. Во-первых, точно высчитал, сколько пчелосемей должно быть рядом с полем и как их правильно расположить. Во-вторых, впервые на Кубани начал колхозных пчел… дрессировать!

Пчела, апорт!

Как оказалось, дрессировать пчел ничуть не сложнее, чем собак.

Для этого растениеводы готовили сахарный сироп, в который погружали венчики цветков люцерны. Благо летом в те годы активно работали школьные трудовые лагеря, дети с удовольствием помогали биологам собирать цветы. За ночь сироп как следует настаивался и приобретал сильный запах люцерны. А самым ранним утром его разливали на пчелиные рамки. Пчелы, аккуратные существа, подбирали ароматную подкормку до последней капли. А потом летели на люцерну в несколько раз активнее, чем без дрессировки.

Эффект не заставил себя ждать. На опытных полях Кореновского района, вспоминает профессор Голиков, урожай семян люцерны был в 3 раза больше, чем на соседних контрольных полях. Прибыли – огромные!

Дикие и одинокие

Впрочем, был при этом один нюанс: то, что для агрономов было счастьем, для пчеловодов оборачивалось убытками. Меда рядом с полями люцерны пчелы делали совсем немного. Но Валентин Голиков еще в начале своей исследовательской работы выяснил, что гораздо лучшие опылители и для люцерны, и для многих плодовых деревьев – одиночные пчелы. Дикие, как их еще называют. Мед они не делают, а по цветам летают исключительно для выведения будущего потомства – на лепешку из пыльцы и нектара самка откладывает яйца. А самцы погибают, как только выполнили функцию оплодотворения.

Без вмешательства человека одиночных пчел рядом с полями живет в 10 раз меньше, чем надо для хорошего опыления.

– Естественная численность диких пчел очень невелика, – рассказывает профессор. – Имея грозное жало, они тем не менее беззащитны перед целой армией врагов: микроорганизмов, насекомых, птиц, грызунов и других животных. Да и мест для «домиков» у них не так уж много: полые стебли камыша, полости сухих веток, расщелины камней и земли.

Поэтому, подсчитали ученые, без вмешательства человека одиночных пчел рядом с полями живет в 10 раз меньше, чем надо для хорошего опыления. Как исправить ситуацию? Еще 30 лет назад Валентин Голиков начал работу над промышленным разведением одиночных пчел и продолжает ее по сей день.

Дом для «бездомных»

На кафедре зоологии, где сейчас трудится профессор Голиков, есть несколько стендов с наглядными пособиями, где можно увидеть всю его многолетнюю работу. Вместе со студентами и аспирантами он строит целые «пчелиные отели»: из обычной бумаги скручиваются трубочки, которые соединяют вместе по нескольку десятков. Эти «апартаменты» с успехом заменяют естественные убежища – в каждую трубочку откладывается яйцо, из которого потом появляется новая пчела.

Такие домики можно строить и рядом с полями, и в собственном саду, и вообще в любом удобном месте. Достаточно лишь навеса, который защитит от дождя и не даст бумаге раскиснуть. Расходы минимальные, а эффект может быть огромным.

– Жаль, что забыли современные сельскохозяйственники вещи общеизвестные и давно открытые, не хотят пользоваться тем, что дает сама природа, – сказал Валентин Голиков, перебирая многочисленные публикации, научные работы и отзывы, подтверждающие эффективность его исследований.

Но самый сложный вопрос – как защитить пчел от многочисленных естественных врагов. Успехи в решении этой проблемы тоже есть, и немалые. Валентин Голиков надеется, что хватит сил и здоровья, чтобы закончить работу всей его жизни.

Еще несколько лет назад у ученого было свое помещение для опытов в ботаническом саду университета. Однако сейчас он остался «бездомным», как и его любимые дикие пчелы, помещение перешло под другие цели. Так что подопытные пчелы вместе со всем оборудованием переехали на дачу к Валентину Голикову. Впрочем, он не унывает и на жизнь не жалуется. Понемногу продолжает то, что начал много лет назад, и верит, что рано или поздно его работа вновь будет востребована и начнет приносить миллионные прибыли сельскому хозяйству.