Интересы
Елена Рыжкова

Новый вид растений обнаружен в природном парке «Маркотх» под Новороссийском

Льнянка маркотхская
Автор открытия - руководитель комиссии охраны и изучения природных экосистем Западного Кавказа Новороссийского отделения РГО Ант

В природном парке Краснодарского края «Маркотх» обнаружен новый вид растений из рода льнянка. Автор открытия, руководитель комиссии охраны и изучения природных экосистем Западного Кавказа Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, кандидат биологических наук Антон Попович и профессор кафедры высших растений МГУ, доктор биологических наук Александр Зернов дали ей название по месту произрастания – маркотхская или Linaria markotchensis (Plantaginaceae). Публикация об этом представителе флоры вышла в авторитетном научном журнале Phytotaxa. Открытие признано на международном уровне.

История открытия началась еще осенью 2017-го года, когда Антон Попович с активистом Молодёжного клуба РГО Алиной Никишиной вели исследовательскую работу по изучению экологии и биологии эндемичного вида – тимьяна геленджикского. Новое растение нашли на южном макросклоне Макротха.

– Я сразу понял, что это крайне необычное растение принадлежит к широко распространённому роду Льнянка. На территории нашего края встречается несколько видов льнянок, даже краснокнижная льнянка песчаная или Linaria sabulosa. Но новые растения были очень непохожи на те, которые распространены на территории Кавказа, Юго-Восточной Европы, Восточного Средиземноморья. И мы начали изучение, – рассказывает Антон Попович.

Антон Попович

Ученые собрали образцы, которые теперь стали типовыми, несколько лет изучали растения в природных условиях, биологию и экологию тогда еще не описанного нового вида.

– Вид не выделен из какого-либо ранее известного. Он не похож ни на какой из близких ему видов и стоит особняком, являясь при этом узко-локальным эндемиком. Также были отобраны образцы для молекулярно-генетического анализа, специалист-генетик из Екатеринбурга Евгений Филиппов начал секвенирование ДНК образца, и уже имеются определённые результаты, позволяющие говорить об уникальности вида, скорее всего, он является реликтовым, – добавляет биолог.

Найти эту льнянку было не так-то просто. Исследования проходили в экстремальных условиях: скалисто-осыпные склоны в тех местах очень крутые. Да и само растение миниатюрное – всего несколько сантиметров, с крошечными желтыми цветочками.

– Она встречается в уникальных растительных сообществах, которые характерны для Маркотхского хребта. Они насыщены другими эндемичными видами, это очень ценно с точки зрения природоохранной значимости территории природного парка «Маркотх», его южного макросклона, полосы можжевеловых редколесий. Наш регион уже несколько столетий довольно плотно изучают различные ученые: ботаники и зоологи, и все же ежегодно находят новые виды для региона, России, или, как мы, – для всего мира.

Члены комиссии охраны и изучения природных экосистем Западного Кавказа Новороссийского местного отделения РГО продолжают выявлять наиболее уникальные природные экосистемы региона, насыщенные различными уязвимыми виды, которые могут исчезнуть с территории края, России или вообще с лица Земли, принимают участие в создании особо охраняемых природных территорий.

– Краснодарский край уникален с точки зрения биологического разнообразия, богат природными достопримечательностями и экосистемами. Все это мы должны сохранить для последующих поколений, чем мы и занимаемся, – резюмировал Антон Попович.

Напомним, экспертный совет по особо охраняемым природным территориям был создан на Кубани в октябре 2021 года. От Краснодарского регионального отделения Русского географического общества в него входят руководитель природоохранительной комиссии Светлана Литвинская, руководитель комиссии по картографии и геоинформатике доктор географических наук, профессор Анатолий Погорелов, руководитель комиссии изучения и охраны экосистем Западного Кавказа Новороссийского местного отделения РГО Антон Попович и специалист природоохранительной комиссии регионального отделения РГО, учёный-энтомолог Валерий Щуров.

Работа по изучению этого вида велась в рамках научной деятельности Антона Поповича «Редкие виды растений Новороссийского флористического района и вопросы их охраны» под руководством российского ботаника, доктора биологических наук, профессора МГУ Александра Зернова.

Защита кандидатской диссертации прошла в 2019 году в Главном ботаническом саду им Н.В. Цицина Российской академии наук. В числе открытий - новый вид орхидеи, которая произрастает вблизи Геленджика – Дремлик черноморский (Epipactis euxina), найденный на Абраусском полуострове межвидовой гибрид катрана морского и катрана коктебельского, который ученый назвал «Катран Чаленко» в честь своего любимого учителя биологии, заслуженного учителя Кубани.