Кубанские Новости
Общество

По обломкам самолета кубанские поисковики выяснили судьбу пилота

Оказалось, что он успел выброситься с парашютом из горящей машины и остался жив. На его долю выпало множество испытаний и удивит

Поисковики отряда «Кубанский плацдарм» 21 мая обнаружили место падения советского истребителя Як-1б на «Крымском пятаке». Это высота на развилке дорог, идущих из Крымска в Новороссийск и Неберджаевскую. А 28 мая специалисты достали из воронки самолет, а точнее то, что от него осталось после удара о землю.

- В кабине самолета сохранилась приборная доска и штурвал, придавленные к обломкам мотора расколотой на части бронеспинкой. Рядом с бортовым вооружением располагались ящики для боекомплекта. На каждом из них был продублирован номер 20-мм пушки ШВАК, либо 12.7-мм пулемета УБС, которые соответствовали номерам на самом вооружении, - рассказал Евгений Порфирьев, заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм». - Бортовая пушка была вырвана сильнейшим ударом из развала двигателя и почти узлом обмотана вокруг редуктора. Практически на всех деталях присутствовали следы пожара. Лобовое стекло, толщиной четыре сантиметра прогорело насквозь и оплавилось. Большая часть боекомплекта взорвалась в огне и представляла собой бесформенные обрывки латуни. Досталось и мотору, он раскололся на три части и плотно застрял в известняковом грунте на глубине около двух с половиной метров.
Полностью вычистив кабину самолета от обломков, поисковики убедились, что пилота в ней нет. Значит, он успел выброситься с парашютом. После этого закипела архивная работа. Специалисты установили, что крылатая машина входила в состав 4 ИАП 287 ИАД, была утеряна 30 апреля 1943 года. А пилот, что самое интересное, вернулся в полк через три года - 3 марта 1946 года.

Оказалось, что 20-летний сержант Юрий Михайлович Лыткин, уроженец Удмуртской ССР, приземлился на парашюте в тыл врага. Он попал в плен, но через два года смог бежать. На родной стороне теплой встречи не получилось. Лыткин был разжалован в рядовые и направлен в штрафную роту. Летчик доказал свою преданность стране и был переведен разведчиком в 600-й стрелковый полк. За выполнение задания был награжден медалью «За боевые заслуги». Только в марте 1946 года Юрий Михайлович восстановлен в звании и направлен в истребительный авиаполк, но скоро уволен в запас. Уехал в Магнитогорск, где отучился на физико-математическом факультете Магнитогорского педагогического института. Одновременно брал уроки игры на фортепиано. Прослыл талантливым музыкантом, и даже с 1954 по 1955 год был директором капеллы. Без неба Юрий Михайлович не смог и в конце 50-х вновь стал летать, но уже на гражданских самолетах Ту-134 и Ту-154. Точная дата смерти пилота неизвестна.