Кубанские Новости
Общество

В лесу под Крымском поисковики нашли обломки истребителя времен войны и останки летчика

Всего за несколько дней специалисты установили личность пилота. Это уроженец Украины Николай Зиновьев, имя которого увековечено

На склонах Маркотхского хребта неподалеку от Неберджаевского водохранилища представители отряда «Кубанский плацдарм» обнаружили место падения самолета. Поисковики, специализирующиеся на авиации, почти сразу определили: истребитель ЛАГГ-3. Большинство самолетов этого типа были произведены на авиационном заводе в Тбилиси. Отличительный знак — узкие прямоугольные таблички с набивкой «Агрегат № ОТК ГУВВС дата». Но на этот раз были найдены другие металлические пластинки. По ним удалось выяснить, что самолет был выпущен в конце мая — начале июня 1942 года в Горьком, ныне Нижний Новгород. Зацепка. Работа закипела.

— Из открытых источников мы установили, что в июне 1942 года в цехах авиастроительного завода №21 выпускалась 31-я серия истребителей ЛАГГ-3, а из созданной нами базы стало известно, что самолеты именно этой серии были в составе 62 АП ВВС ЧФ, — рассказал Евгений Порфирьев, заместитель руководителя поисковой организации «Кубанский плацдарм». — В начале июля 1942 года полк, прибывший после переформирования и имевший на вооружении двадцать новеньких ЛАГГ-3, разместился на аэродроме Мысхако. В задачи полка входило прикрытие неба над Новороссийском от налетов авиации противника. За период с июля по август 1942 года он потерял в воздушных боях шесть пилотов.

Поисковики — новороссийцы, сочинцы, геленджичане и краснодарцы — выезжали на место не менее десятка раз. Искали новые зацепки и 19 июля нашли. Среди разбросанных по склону хребта обломков оказался фрагмент блока двигателя с выбитым номером. Вычислить по нему в архивах конкретный самолет не составило труда. Это ЛАГГ-3 №3127, не вернувшийся с боевого задания 10 июля 1942 года. Им управлял 26-летний старший сержант Николай Кондратьевич Зиновьев — уроженец села Березовка Днепропетровской области Украины.

Согласно оперативным сводкам ВВС ЧФ за 10 июля 1942 года летчик 62-го ИАП ВВС ЧФ сержант Николай Зиновьев в паре с ведущим Григорием Гокинаевым вылетел с полевого аэродрома Мысхако на патрулирование. В районе Абрау-Дюрсо летчики заметили три немецких бомбардировщика, идущих курсом на Новороссийск. Выполняя маневр для атаки, летчики потеряли друг друга в облаках, и Зиновьеву пришлось вступить в бой одному.

По данным противника, которые приведены в книге исследователя истории авиации Олега Каминского «Воздушные тараны над Черным морем», в тот день налет на гавань Новороссийска совершили пять бомбардировщиков Ю-88, прикрытие которым обеспечивали истребители Ме-109. Их целью был плавучий док. Зиновьев нарушил планы ценой своей жизни.

В некоторых источниках содержится информация о том, что он, израсходовав боекомплект, пошел на таран. За это посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Имя пилота увековечено на воинских мемориалах сразу в двух городах-героях: Новороссийске и Севастополе.

В настоящее время поисковики разыскивают родственников доблестного воина. Этот самолет ЛАГГ-3 стал 223 на счету «Кубанского плацдарма».