Кубанские Новости
Общество

Александр ОЛЕШКО: «Ждете от меня «Камеди клаб»? Медленно отползайте»

На Первом канале стартовал новый сезон шоу пародий «Точь-в-точь». Ведущий – актер Александр Олешко. А мы артиста застали в Ейске

По традиции кинофорума участники возложили цветы к памятникам нашим землякам – актрисе Нонне Мордюковой и режиссеру Сергею Бондарчуку. У Олешко в руках было три розы, что не ускользнуло от нашего с фотокором внимания.

– Александр, вы единственный, кто положил три цветка. Для вас Нонна Викторовна жива?

– Вот журналисты! Я ведь это не на публику. Да, для меня мэтры, на фильмах или книгах которых я воспитывался, по-прежнему со мной. Я верю, что душа бессмертна… Правда, здесь, в Ейске, памятник этой великой актрисе облепили киосками, я даже видел сегодня человека, жующего пирожок у нее на «коленях». Хотел бы через вашу газету обратиться к людям – это неправильно, так нельзя!..

Я имел счастье общаться с Нонной Викторовной на общих концертах. Это были голодные 90-е. Как-то я набрался смелости, подошел к ней и спросил: «Нонна Викторовна, что делать? В стране разруха, кино стали делать плохое. Где сниматься?» А она мне: «А ты снимись, и все скажут: фильм – плохой, а мальчик – молодец». И никогда не стесняйся никакой работы!» Ну как не запомнить такие слова?

– Кого из таких мастеров вы считаете своим учителем с большой буквы?

– Юрия Владимировича Никулина. Часто обращаюсь к нему мысленно: а как бы он поступил? А что бы он ответил? Для меня Никулин – мерило, пример того, как, имея огромную популярность, можно сохранить в себе все человеческие качества. Наделенный мегаславой, он в основном жил не для себя, а для людей, помогая им верить и любить... Кстати, его дом был неподалеку от моего. И пока была жива его вдова Татьяна Николаевна, я ее навещал. Признаюсь, удивила меня тогда их квартира. Она была не просто скромной, а суперскромной. Как заехали они в нее 40 лет назад, покрасили стены краской, так и жили. Теперь, конечно, я понимаю: чтобы быть счастливым, много не надо.

– А вам что для этого нужно?

– В детстве – когда бабушка на день рождения дарила гладиолусы, это и сейчас мои любимые цветы. А еще – наесться маминых ленивых вареников со сметаной, м-м-м. Мы жили в Кишиневе – это маленькие уютные дворики, все соседи дружили, друг к другу в гости ходили, пили наше знаменитое молдавское вино… Кстати, в этом году мне 40. Обычно эту дату не отмечают, а я думаю – ну как не отпраздновать 4:0 в мою пользу? Обычно дни рождения справляю на сцене.

А на ваш вопрос отвечу такой историей. Мне ее одна зрительница поведала. На лестничной площадке с ее 5-летней дочерью живут еще две девочки – 6 и 8 лет. Каждый вечер, смотря сериал с моим участием «Папины дочки», ну там, где я играю олигарха Аллигаторова, они спорили, кто из них быстрее выйдет за меня замуж? Старшая однажды подвела черту: «Не спорьте, глупенькие! Это, конечно, буду я – ведь, когда вы обе вырастете, он уже умрет!» (смеется). Я хотел бы жить творческой жизнью не меньше нашего любимого артиста Владимира Зельдина. Он в свой 101 год играет, танцует, вживую поет на сцене три часа плюс банкет. Так как мне уже 40, значит, постараюсь радовать своих зрителей еще 61 год (улыбается).

Но ведь жизнь артиста нелегка. Откуда черпаете силы?

– Да, у меня бывает по 24 перелета в месяц. Но это не потому, что хочется деньги лопатой грести, я много и благотворительных концертов даю. Представьте, я как-то даже забыл, в каком городе выступаю. Выхожу на сцену в Самаре и говорю: «Здравствуй, старый добрый Саратов». Мне музыканты шепчут: «Саша, это Самара». Я тут же: «Вот именно так встречают публику в Саратове – неприветливо. Но я-то знаю, что лучший зритель здесь, в Самаре». Смех всегда выручает, в нем и мое вдохновение. Мне нравятся ирония, сатира, но при этом я ненавижу стеб. Считаю, это издевательство над человеком… Очень люблю неповторимый колорит одесского юмора, постоянно с ним сталкиваюсь. К примеру, приезжаем мы в Одессу, а в гостинице нас спрашивают: «Есть вода из крана, что пить будете?» Или вот сценка из детства. Жили мы в Кишиневе, но у нас была незабываемая соседка-одесситка – Эстель Моисеевна. Как-то она звала моего папу с улицы. На балкон вместо него вышел я. Она: «Сеня, позови отца». «Я не Сеня, а Саша» – говорю. «Ты посмотри на свой нос, какой же ты Саша?»… И, кстати, именно на отдыхе в Одессе 4-летним мальчишкой я заявил маме, что стану артистом. Она поверила.

– Насколько знаю, поспособствовал этому Александр Ширвиндт. Как так получилось?

В Щукинском училище, куда я поступил уже после циркового, мы сдавали экзамен по сценической речи. Поднимаюсь на сцену, а в жюри мегазвезды – Ширвиндт, Максакова, Купченко, Лановой. И тут я (говорит тоненьким дрожащим голосом), до сих пор не поверивший, что все эти люди из телевизора – мои учителя. Мне надо было прочитать стишок, «посылая слова в зал». То есть так выразительно, чтобы тебя даже без микрофона было слышно на последнем ряду. Я, на ватных ногах, робея перед мэтрами, вышел на сцену. Мне досталось такое четверостишие:

Променяла Парасковья порося

На три пары чистокровных поросят,

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

Я начинаю читать и от волнения заканчиваю – «простудились поросята, да не ВМЕСТЕ!». Поклонился, еле волочу ноги со сцены, думаю – ну все, провалился. И слышу, Ширвиндт кому-то говорит: «Вот чудак! Возьмем в Театр сатиры этого эксцентрика». И через 4 года, и правда, взял!

____.____

– Вообще беда нашего времени – непрофессионализм во всех сферах. Певцы без голоса, врачи с купленными дипломами калечат пациентов, архитекторы без вкуса, и, к сожалению, в киноиндустрию пришло много случайных людей

__.__

И как вам работалось с этими «людьми из телевизора»?

– Как только пришел в театр, меня стали пугать Ольгой Аросевой. Мол, своевольна, и вообще с ней лучше не связываться. Ага! Не верьте сплетням! Первый человек, кто меня радушно встретил, была Ольга Александровна. Она ввела меня и в свои текущие спектакли, где я и пел, и танцевал, и даже в бенефисный.

Запомнились репетиции первой в моей жизни постановки в Театре сатиры. Дело было так. На окончание института мне кто-то из знакомых подарил красивый флакон с одеколоном. Я решил приберечь его для особого случая. Наконец, он настал – первая репетиция в театре. Актерский состав неимоверный: Ольга Аросева, Спартак Мишулин, Наталья Селезнева. Перед выходом из дома я, уже при параде, достаю заветную бутылочку, выливаю в руку, обмазываю шею и щеки и понимаю, что это… чистый виски. На душ времени уже нет. Прибегаю в театр. Начали читать по ролям. Вдруг Аросева стала принюхиваться: «Спартак, ты?» «Оля, ты что, я ни грамма!» Она – к Наталье Селезневой: «Селезень, ты?» «Нет, что вы!» И тут все посмотрели на меня. Та-да-да-дам. Оказывается, меня взяли на роль в этой постановке вместо артиста, которого уволили за пьянку (улыбается).

– Не выгнали вас?

– Нет. И вообще вся подготовка спектакля прошла весело, с добрыми шутками. Вот что значит – гениальные актеры, они талантливы во всем. «Так, где этот Окошко?», «Морошко, стань туда», «Где Пипешко?», «Кто видел Орешка?». В общем, за пару месяцев, что мы репетировали, они мне придумали 120 вариантов моей фамилии, записали их на открытке и торжественно вручили. Вот это не стеб, понимаете? Это хороший юмор.
Мы подружились, и как-то даже Ольга Александровна мне приснилась, извините, в костюме Евы. Я пришел в театр и рассказал ей про свой странный сон. На следующий день она принесла мне свою книгу, которую подписала так: «На память о репетициях спектакля «Неаполь – город миллионеров» Саше Олешко с любовью. P. S. Приятных сновидений, твоя Оля».

– Вы еще и с Гурченко дружили…

– Да, целых 8 лет, близко ее знал… Как-то пригласила она меня к себе домой. И ходит по квартире, показывает: вот эту люстру я купила на гонорар за фильм «Любовь и голуби», этот гарнитур – за «Вокзал для двоих». Квартира ее обставлена с большим вкусом, много изысканных вещей. И я, конечно, выразил Людмиле Марковне свое восхищение. Она говорит: «Ой, Саша, тут из каждой щели мне слышится песенка «Пять минут». Она переживала, конечно, что у нее столько драматических ролей, серьезных лирических песен, но куда бы она ни пришла, ее непременно просят исполнить именно эту, из «Карнавальной ночи». И добавила: «Я, наверно, в гробу буду лежать, и включат «Пять минут». Кошмар, так и случилось…

– Что-то мы все о женщинах…

– Давайте о мужчинах! Вообще, о талантливых людях могу говорить бесконечно. Они меня к жизни пробуждают, учат своим примером, восхищают.

– Вот Валентин Гафт, например.

– Например! Да.

– Кто ж не помнит его знаменитые эпиграммы…

– Ну да – «Лия Ахеджакова играет везде неодинаково». На гастролях театра «Современник», в котором мы с ним оба служили, он мне предложил ездить с ним в СВ. Первые пять раз мне нравилось, потом уже это было тяжеловато: он до 4–5 утра читал мне свои эпиграммы и стихи. Но это же Гафт – сказал, как отрезал. Будешь слушать, и точка. Не подчиниться ему нет вообще никакой возможности.

И вот однажды мы полетели с ним и другими артистами в США на гастроли. А американцы решили сэкономить на театре, говорят: «Будете играть в казино». Мы, конечно, повозмущались, но делать нечего. Публика эмигрантская, и ведет себя более чем раскованно. Вот выходит на сцену Игорь Кваша. Из зала слышится: «Роза, это Игорь, программа «Жди меня», Игорь». Выходит Лия Ахеджакова. Опять комментарий на всю Ивановскую (помещение-то огромное!): «Лия, Лия, «Служебный роман», Роза, помнишь фильм такой?» И так кричали о каждом артисте. Вижу, Гафт уже заводится. Подошла его очередь, он выходит на сцену. В зале снова: «Роза, Гафт, смотри, «Гараж», «Гараж»… Валентин не выдерживает: «Роза, Роза, иди-ка ты на…» После этого спектакль пошел как по маслу (улыбается).

– Александр, складывается впечатление, что ваша жизнь – сплошной праздник…

– Да нет же! И, что греха таить, конечно, закулисье – не лужайка в раю. Жесткая конкуренция, зависть, интриги. И тут корону сбить могут очень быстро. Я и студентам своим говорю, а преподаю и в театральном, и в цирковом училищах, «держите голову в ведре со льдом». Главное – не должно быть самообмана. Когда ты поступаешь в театральное, кажется, все, ты стал народным артистом всея Руси. Но, когда ты весь такой важный после окончания института, с дипломом, приходишь в театр, ты там никто, ноль, «пойди-подай».

– А если переходишь из одного театра в другой, как тогда, тоже ноль?

– По-разному. У меня, например, получилось так. Из Театра сатиры я ушел в «Современник». Меня хорошо приняли, а Галина Волчек сказала при встрече: «Есть тут у нас роль одна – Епиходов. Когда-то ее играл Константин Райкин, потом Авангард Леонтьев… В общем, у тебя 5 дней на репетиции, на 6-й – ты играешь в спектакле». Подготовка, я вам скажу, была мучительной. Мне казалось, что я не понимаю, чего от меня хотят. Волчек была постоянно мною недовольна и даже заявила: «Тебе, наверно, надо будет искать другой театр». Ужас. И только позже я понял, что это был ее режиссерский ход. Она мне намеренно делала больно, как бы перенося мои отношения с ней на отношения героев спектакля – Вареньки и Епиходова. И подействовало! Мне было так обидно, что всю эту боль я действительно вынес на сцену.

____.____

Когда ты поступаешь в театральное, кажется, все, ты стал народным артистом всея Руси. Но, когда ты весь такой важный после окончания института, с дипломом, приходишь в театр, ты там никто, ноль, «пойди-подай»

___.___

– Не захотелось все бросить? Тогда или в другой момент?

– Нет, это же проще всего. А вдруг потом тебе захочется вернуться, а уже никто не ждет? Та же Гурченко говорила: «Уходя, не хлопай громко дверью». А она знала не понаслышке о забвении артиста. Хотя я настолько «разросся», что мне есть из чего выбрать – не будет у меня театра, к примеру, зато есть кино, телевидение, сольные концерты, преподавательская деятельность. Любое звено можно вытащить, и я все равно не останусь в минусе.

– Есть мнение, что клоуны, юмористы в жизни совершенно невеселые и даже мрачные люди. О вас так не скажешь. У вас наверняка есть рецепт хорошего настроения. Поделитесь?

– Почему-то многие думают, что я все время смеюсь. Я им говорю – не поверите, но когда мне грустно – я грущу (улыбается). Просто стараюсь не застревать на черных полосах жизни-зебры, всегда ищу хорошие стороны. Мне Марина Неелова подсказала такой способ для поднятия настроения. Утром подходишь к зеркалу и читаешь сам себе стишки, вставляя в них свое имя. Я так делаю: «Ах, Саша, ты прекрасен, и я люблю тебя. И жизнь твоя прекрасна, живи, ее любя! Все, что тебе нужно, само к тебе придет, и тот, кто тебе нужен, сам тебя найдет». Выходишь из дома с улыбкой. И, кстати, терпеть не могу хмурые лица. Вы замечали? Их так много на улицах. Отчасти стараюсь менять эту ситуацию на своих концертах.

– Кстати, о вашем выступлении. Артист, которого мы увидели сегодня, кардинально отличается от вашего экранного образа. Я ждала от вас, если честно, пародий, вот и в шоу «Точь-в-точь» вас можно увидеть. А вы песни пели лирические, да какие – до мурашек! – со зрителями общались.

– Пародии может сделать каждый второй студент театрального вуза. В любой институт зайдите – там будет уйма «Ренат Литвиновых». Я же на своих концертах всегда народ предупреждаю: «Если вы от меня ждете «Камеди клаб», можете медленно отползать». Хотите глядеть на моих «Алл Пугачевых», включайте телевизор. Мне же важно живое общение с людьми.

– Не любите «Камеди клаб»?

– Это, скажем так, не мой формат. Хотя там есть очень талантливые ребята, с некоторыми из них пересекаемся на концертах.

– А коллеги по цеху на вас обижались из-за ваших пародий на них?

– Я стараюсь шутить по-доброму, поводов для обид не даю, как мне кажется. Были такие истории. Изобразил я Елену Малышеву, а она мне возьми да и позвони: «Саша, приходи теперь к нам в программу «Здоровье». Я согласился. И не пожалел: на меня понавешали всяких шлангов, и я в первый и, наверное, в последний раз в своей жизни побывал в роли… поджелудочной железы. А вот после пародии на Диму Нагиева он прислал мне СМС-сообщение, что-то типа: «Не думал, что такой артист, как вы, знает о моем существовании… Но рот я кривлю в другую сторону». Ну, зачем обижаться? Да и на меня самого сколько раз показывали пародии, в КВН, например, шутили про ругательства – «сам ты Олешко». Я, как услышал, хохотал. Вообще, считаю, надо чаще смеяться над собой.

Александр, теперь вопрос, который задаю всем артистам и режиссерам. В России объявлен Год кино. Как вы считаете, его следует отмечать?

– Вообще беда нашего времени – непрофессионализм во всех сферах. Певцы без голоса, врачи с купленными дипломами калечат пациентов, архитекторы без вкуса, и, к сожалению, в киноиндустрию пришло много случайных людей.

Что я могу сказать? Зрителям нужно молиться, чтоб у нас появилось хорошее кино, для людей, а не с расчетом на коммерцию. А вот творцам, художникам, так как время сейчас изменилось, нужно искать единомышленников. И нам всем – чаще пересматривать фильмы, где есть душа. У каждого они свои. Я люблю старые добрые советские киноленты без спецэффектов.

Но, безусловно, смотреть фильмы лучше в кинотеатре. Почему? Когда кино пришло к вам в дом, вы решили, что можете управлять этим процессом. Захотели попить чаю, поставили на паузу. Но этим мы как бы останавливаем полет души, эмоции, вызванные картиной. Волшебство разрушается, понимаете? Поэтому мы приходим в кинозал, чтобы погрузиться в тот чудесный мир, который предлагает режиссер. Другое дело, что нам «подсовывают» порой не те миры. У меня вообще ощущение, что многие современные фильмы учат: «Не думай, не действуй, не люби». Почему так модны ночные клубы с громкой музыкой? Да просто многим нужна постоянная шумовая завеса, чтобы заглушить внутреннюю пустоту. А еще губят кинематограф ведра попкорна. Все-таки кино – это искусство, а не обслуживающая тебя официантка.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО