Кубанские Новости
Общество

«Тамо далеко»

Наш корреспондент – о том, почему русскому человеку так близки сербские песни

Трагедия Ту-154, которая черной лентой закончила 2016 год, ко всему прочему, стала знаковым гуманитарным событием, в очередной раз разделившим мир вокруг нас на людей и нелюдей. Впрочем, хватит о бесах, испытавших бурную радость от гибели русских. Их реакция как раз вполне предсказуемая. Лично меня в этой истории в очередной раз приятно поразили братушки-сербы. В самый канун нового года перед матчем с ЦСКА тысячи болельщиков клуба «Црвена Звезда» исполнили в честь погибших в авиакатастрофе артистов ансамбля имени Александрова, наверное, самую мощную песню своей страны «Тамо далеко». Она считается неофициальным гимном страны, и при ее исполнении сербы всегда встают.

Потрясающее, должен сказать, зрелище. Кстати, эту песню замечательно исполняет Кубанский казачий хор. Возможно, потому, что ту трагическую надежду, которой пропитаны строки великого произведения, может воспринять только близкий по духу народ, тоже неоднократно погибавший и возрождавшийся назло врагам. Именно здесь нужно искать корни той немыслимой в современном мире любви к нам со стороны жителей этой балканской страны. И многое для понимания этого феномена может дать исторический контекст.

__.__

Возможно, потому, что ту трагическую надежду, которой пропитаны строки великого произведения, может воспринять только близкий по духу народ, тоже неоднократно погибавший и возрождавшийся назло врагам.

__.__


В первую мировую погиб или умер от болезней каждый шестой житель страны. Несмотря на крайнее истощение сил, армия маленького государства неоднократно «наваливала» австриякам и упорно сражалась почти полтора года. Аж до того момента, когда для «решения вопроса» сюда не была направлена немецкая армия Макензена, а в тыл сербам не ударила «братская славянская» Болгария.


В октябре 1915 года окруженная с трех сторон сербская армия вступила на «голгофу». Идея капитуляции отвергалась начисто, отходить на юг, к Салоникам, мешали болгарские гарнизоны, оставались только горные тропинки в соседнюю Албанию. Поздней осенью и зимой солдаты, офицеры и гражданское население проделали этот опаснейший путь в условиях голода, холода, болезней и постоянных нападений албанцев, которые были противниками центрального правительства. По некоторым источникам здесь погибло порядка 70 тысяч сербов. Король уходил в изгнание вместе со своим народом…


Но даже прибытие на Адриатическое побережье не стало долгожданным избавлением. Союзники, обещавшие поддержку и переправившие сербов на остров Корфу, не смогли толком организовать размещение такого количества людей. Не хватало еды, дров, палаток. Неделю (а это февраль) 150 тысяч человек провели под проливным дождем, даже без малейшей возможности где-нибудь укрыться. От антисанитарии началась холера.
Заболевших солдат отвозили на соседний островок Видо, который стал своеобразным карантином. Бывали дни, когда здесь умирали по 300 человек. Хоронить их особо было негде, поэтому трупы бросали в море, привязав к ногам камни. Этот живописный адриатический остров сербы до сих пор называют Синей могилой.


Вот в этих условиях и была написана песня «Тамо далеко», горькая от утрат и соленая от тоски по Родине. За два года до окончания войны автор не мог знать, что остатки сербской армии с развернутыми знаменами вернутся домой с победой. Но и в ситуации полной безнадеги вдали от родного села, когда, казалось бы, уже все потеряно, он заканчивает свое произведение словами: «Но я снова весело кричу: «Да здравствует Сербия!»


Сербы являются не просто примером образцового геополитического союзника России, проверенного столетиями. Наше братство есть нечто иррациональное, вытекающее из общности испытаний и побед. Даже в современном, насквозь продуманном мире, где за копейку прибыли многие готовы родного отца продать. Поэтому им так близко наше горе, а нам так близки их песни. Поэтому, несмотря на то, что в политической элите нашего балканского друга еще с XIX века сильна австрийская, а теперь и ЕСовская партия, она не в состоянии ничего изменить в этой единой судьбе двух народов.

Хотя бы потому, что, когда звучат первые такты «Тамо далеко», сербы встают…

Фото: кадр с видео youtube.com