Кубанские Новости
Общество

Аристарх Ливанов: Я горжусь своей фамилией

Его называют русским Пирсом Броснаном за взгляд, осанку и умение с достоинством носить фраки и бабочки. На счету Аристарха Ливанова сотни ролей. Когда ему было всего 29 лет, он получил государственную премию РСФСР. Сегодня продолжает играть в театре и сниматься в кино.

Не тусовщик, а зритель

- Аристарх Евгеньевич, вы уже дважды были участником фестиваля «Провинциальная Россия» в Ейске. Чем он вас привлекает?

- «Провинциальная Россия», «Киношок», «Золотой Феникс» - это фестивали домашнего уровня. Но мы их отличаем и особенно ценим, потому что здесь происходит самое главное – мы успеваем в глаза посмотреть друг другу и зрителю. На этих фестивалях мы получаем подтверждение тому, что нас любят, помнят. И находим силы следовать дальше по выбранному актерскому пути.

А еще на таких фестивалях мы видим настоящего зрителя. Я недавно сделал открытие для себя, когда был на сочинском «Кинотавре» - познакомился с человеком, который никакого отношения к фестивалю этому не имеет, но является его завсегдатаем. Спрашиваю, как? А он отвечает – я покупаю место и право находиться рядом с артистами. При этом ни одного фильма с их участием он не смотрел. То есть для таких ребят быть в тусовке фестивалей, делать селфи со «звездами» уже достаточно, в этом их интерес. С такими зрителями мне не по пути. Потому что они «не искусство любят в себе, а себя в искусстве», как сказал Константин Станиславский. Тут, конечно искусство берется в кавычки. Они – тусовщики и не более. А на домашних, уютных фестивалях есть человечность, демократичность и зритель, который знает и уважает русское кино.

- Вы - свидетель того, как менялась наша российская киноиндустрия. Многие говорят, что сегодня хорошее игровое кино ушло на второй план, а на первый вышла зрелищность. Ваше мнение?

- Это движение, процесс, на который мы в глобальном смысле все равно не может повлиять и, я считаю, не надо. Фильмы всякие нужны. Каждый художник выбирает свой путь, а зрителю дано право понять, что ему ближе и какой фильм он пойдет смотреть. А что касается спецэффектов, если и дальше они будут только формальным приемом современного кино, рано или поздно мы этим переболеем, и они останутся там, где действительно необходимы. Ведь, чтобы по-настоящему показать силу человеческого духа, спецэффекты – не большие помощники. Они могут только украсить, но не заменить страдающего, ищущего или гуманного героя в кадре.

Саруман и Саурон

- У вас есть большой опыт озвучивания зарубежных фильмов, в том числе вашим голосом говорят несколько персонажей-злодеев «Властелина колец». Почему сегодня вы не работаете в этой сфере?

- Был такой период, когда Россия только начала покупать большое количество картин за границей. Меня часто приглашали на озвучку, и я поднаторел в этом. Старался относиться к этой работе максимально серьезно – вживался в образ, который озвучивал, старался, чтобы мой голос был похожим на голос оригинала. Но потом, когда началась сериальная потоковая озвучка, столкнулся с таким явлением, когда человек одним глазом человек успевает читать текст героя и озвучивать, а другим смотрит в телефон или читает книгу. Это меня шокировало. Понятно, что озвучивая таким способом, человек не вкладывает в это ни душу, ни сердце, он не погружается в существование своего героя. Это ремесленничество и весьма циничное отношение к профессии. Мне так неловко было сидеть рядом в этой темной комнате, а этот «профессионал» пережидал, когда же «неумеха» в моем лице справиться со своей задачей, и читал уже новую страницу на своем гаджете. Я согласиться с этим не смог и ушел. Лет 15 я уже озвучкой не занимаюсь, хотя, признаюсь, время от времени по этой работе скучаю.

Все мы Ливановы

- Знаю, что с Борисом Ливановым и его сыном Василием Ливановым, которого все знают по роли Герлока Холмса, вы не родственники. Но тот факт, что вы однофамильцы, как-то мешал вам в актерской карьере?

- Вы знаете, да. На первых порах и мне, и моему брату Игорю, приходилось довольно туго. Мы всякий раз доказывали свой талант, индивидуальность, развеивали предвзятость типа «еще один Ливанов». И сегодня могу сказать, что каждый из нас сделал себя в театре, в кино и не опозорил фамилию Ливанов, которую я носил и ношу с гордостью. Кстати, в свое время Василий Ливанов решил выяснить, а может все-таки есть между нами родственные связи. Недаром же он сыграл великого сыщика! (смеется). И раскопал, что наши прадеды были родом из одной деревеньки, причем в этом населенном пункте жили только Ливановы.

- У вас есть младший брат Игорь Ливанов, также известный актер, вместе вы снялись в нескольких фильмах. Не было ли между вами соперничества?

- Однозначно не могу сказать. «Было» или «не было» - это слишком грубо, и к нашим отношениям не подходит. Не скажу, что я его выпестовал, но с раннего детства Игоря оставляли на меня, как на старшего брата. И все претензии, если он нашкодит, предъявлялись мне, типа «ты же видишь, что он творит» (улыбается). Но это такой веселый момент. А если серьезно, в наших отношениях ни один журналист не разберется. Мы с братом сами до сих пор не смогли разобраться.

-А вы им гордитесь, как младшим братом?

- Задайте, при случае, ему аналогичный вопрос. Если честно я не вижу больших творческих побед в его биографии. Я могу сказать, что я сыграл Григория Мелехова, Григория Мышкина. Я сыграл Сальери, Плюшкина, Гаева. У него нет такой галереи образов. Наверное, если была бы, то он также стал бы Народным артистом, а не Заслуженным. Потому что в его возрасте я уже был народным. А что ему для этого сделать, я не знаю. А высокий класс, я считаю, все-таки нельзя показать, играя участкового милиционера. Но у него есть свой зритель, и свои поклонники. И я этому рад. А что Игорю мешает пойти дальше, я не знаю.

- Давайте поговорим о хобби. Я знаю, у вас это рыбалка и охота. Хватает на эти увлечения времени?

- Нет. Не хватает. К тому же, признаюсь, я уже ощутил фактор возраста. На одной из охот я расчехлил ружье, подстрелил одну утку, зачехлил обратно и уехал в Москву. После чего поставил себе диагноз – «возраст», когда уже сердце учащенно не бьется в предвкушении охоты или рыбалки. У меня коллекция оружия. Еще лет пять назад я доставал каждый экземпляр, пересматривал, трогал руками и задыхался от счастья. А сейчас смотрю, и сердце не волнуется. Это как, может, скажу грубо, на женщину можно посмотреть, но трогать руками уже не обязательно. Так и страсть к охоте, рыбалке, коллекционированию проходит. Это печально и странно. Сам себе удивляюсь.

- На данном этапе в чем вы видите смысл жизни?

- Я все живу ожиданием, мне кажется, что судьба мне обязана подарить нечто такое, что удивит и меня самого и поклонников, которые ждут от меня нового творческого подвига.


ДОСЬЕ «КН»

Аристарх Ливанов

Советский и российский актер театра и кино. Народный и Заслуженный артист Российской Федерации. Старший брат актера Игоря Ливанова.

Родился 17 марта 1947 года в Киеве. Получил имя в честь деда – православного священника.

Мать, Нина Тимофеевна и отец, Евгений Аристархович, были руководителями театрального кукольного кружка в Доме пионеров Октябрьского района Киева.

Аристарх Ливанов окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал в Волгоградском ТЮЗе и в местном драматическом театре, а также в театрах Ростова-на-Дону и Таганрога.

Кинодебют актера состоялся в 1969. Он сыграл Костю в фильме «Эти невинные забавы» по повести Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша».

В 1977 году Аристарх Ливанов переехал в Москву и был принят в Театр имени Моссовета. А через 10 лет стал актером МХАТа им. М.Горького.

В 1976 году за исполнение роли Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон» удостоен государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского.

Успех в кино к нему пришел к нему в 1980 после роли белого офицера Сержа Алексеева в приключенческом фильме «Государственная граница». Эта роль закрепила за Ливановым амплуа аристократа. В современных фильмах актер известен ролями олигархов и генералов.

ФОТО: Юрия ХОДЗИЦКОГО