Кубанские Новости
Общество

Страна победившего цирка

Знаете, в чем одно из главных отличий нашей, условно говоря, российской цивилизации от коллективного Запада? В шутах. Подождите смеяться, потому что это – истинная правда. Лучше давайте вместе поразмышляем.

Вспомните, какие светлые были клоуны в нашем советском цирке. Никулин, Карандаш, солнечный Олег Попов или запрещенный нынче на Украине Куклачев. Любимые персонажи нашей детворы, буквально источающие флюиды радости и счастья. В отечественной традиции было и другое направление – едкие, как щелок, сатирики, с тонкой иронией бичевавшие недостатки и пороки общества. Их имена тоже у всех на слуху, начиная от мэтра Аркадия Райкина и заканчивая целой плеядой КВНщиков. Знаете, что объединяет всех этих разноплановых артистов? При всей своей ершистости, они – не страшные. Наоборот. В своем стремлении «с улыбкой правду говорить» эти люди всегда оставались на стороне добра.

Да и само зло в отечественной традиции ужас не вызывало. Стоит вспомнить образ нечистой силы в русских волшебных сказках или у Пушкина. Того же чертенка, который два шага шагнул, на третий упал и ножки протянул. Справиться с таким недоразумением под силу любому главному герою. Хоть Балде, хоть солдату с огнивом, хоть Ивану-царевичу. И, даже когда персонажи зарубежных ужастиков попадают на российскую землю, они внутренне перерождаются. Опять же можно вспомнить персонажей «Ночного дозора»: эти вампиры не чета Дракуле или другим исчадиям ада.

За бугром – совсем другая картина. Почитайте сказки братьев Гримм, и вам станет понятно, откуда происходят леденящие душу кошмары Голливуда. Дьявол в западных произведениях не просто силен и ужасен, но и необычайно деятелен, постоянно хлопочет, создавая одну за другой угрозу для мира. И даже от клоунов частенько веет могильным холодом, что нам абсолютно непонятно. Лично я до сих пор не могу принять образ Джокера из фильмов о Бэтмэне. В моем представлении человек с потешно разукрашенным лицом просто не может быть плохим. Все время кажется, что во время своего очередного злодейства он вдруг рассмеется: «Это – шутка, достопочтимая публика!» И каждый раз удивляюсь, что этого не происходит.

Исследователи уже давно пришли к выводу, что цементом, скреплявшим классическое средневековое общество, из которого выросла современная западная культура, является иррациональный страх. Как перед всем неизведанным, так и перед тем, что отклоняется от признанной нормы. В такой культуре просто необходимо наличие мощной темной стороны, придающей смысл человеческой жизни уже одним фактом своего существования. Условно говоря, ведьмы нужны и для того, чтобы ими пугать детей, и чтобы сжигать их на кострах. И все, что не вписывается в привычный образ жизни, от клоунов до иностранцев, безусловно, относится к «иному» миру.

Кстати, скорее всего, именно здесь нужно искать истоки нелогичной, с нашей точки зрения, но так широко распространенной русофобии. Большая, непонятная ядерная страна, наследница ужасного СССР, населенная совершенно по-другому мыслящими людьми, – идеальный кандидат на роль политического демона, который виноват во всем.

Если вернуться к нашей теме, то в концентрированном виде противоречия между различными культурами можно описать одной фразой: русские скоморохи никогда не бывают злыми, а европейские шуты редко бывают добрыми. Впрочем, даже при наличии цивилизационных отличий, этих представителей смеховой культуры объединяет одно: они обитают если не за пределами, то в стороне от обычной жизни.

Но, как показывают события последних лет, существуют страны, где цирк является центром политической композиции, подчиняя своим законам все стороны общественного бытия. Иначе вне этой концепции сложно представить сущность событий, происходящих на Украине. Взять, к примеру, ситуацию вокруг Саакашвили. Сначала бывшего грузинского президента чуть ли не всей страной носят на руках, как нового мессию. Порошенко с нарушениями национального законодательства вручает «нашему Мише» паспорт с тризубом и отправляет того в Одессу. Чтобы, значится, известный реформатор сделал из города витрину реформ. Параллельно с этим взвод грузинских соратников занимает ряд министерских постов в Киеве.

Публика неистово рукоплещет. Но внезапно два закадычных друга и гения демократии разругиваются так, что только ядовитая слюна летит. И тогда вдруг оказывается, что никакие это не эффективные менеджеры, а проходимцы. Грузины один за другим покидают киевские кабинеты, а их предводителя изгоняют из Южной Пальмиры. Мало того, в конце концов лишают украинского гражданства, кстати, опять с нарушением закона. Публика опять искупает участников действа в овациях.

Ну, скажите на милость, если это не цирк, то что тогда цирк?

Или другой свежий пример. Прокуратура украинской «автономной Республики Крым», которая находится в Киеве, открывает уголовное дело против российских археологов, ведущих раскопки в Херсонесе. Сама эта фраза уже тянет на хорошую шутку.

И куда ни кинь – всюду элементы всеобщей буффонады. Взять того же столичного мэра Виталия Кличко (опять словосочетание, вызывающее улыбку). Это ж с какой целью его уже второй раз избирают градоначальником? Не иначе, чтобы периодически ржать от очередного перла боксера-цицерона.

Наконец, из последнего. В одном из львовских психиатрических диспансеров пациент взял в заложники других больных. В результате пострадали полтора десятка людей, в том числе и пять полицейских, которые штурмовали здание. Один псих отделал пятерых стражей порядка! Не новость, а дурдом в квадрате.

Можно было бы продолжать. Но не хочется. Потому что все это шапито уже давно неинтересно. Ни тем, кто находится внутри «шатра», ни тем, кому повезло быть на воле. С одним отличием. Нам можно переключить канал ТВ или перейти на другую страницу в интернете, и этот балаган закончится. А у тех миллионов жителей Украины, которые закрыты там, нет другого выбора, чем без конца смотреть порядком надоевшее представление. И деваться некуда: сами вместо унылых будней хотели праздника на майдане. Вот и приходится жить в стране победившего цирка…