Кубанские Новости
Общество

Наталья ТОВАНЧЕВА: «Жизнь не так проста, как кажется, она гораздо проще»

В сентябре исполнилось 15 лет, как Наталья Григорьевна возглавила ГТРК «Кубань». Журналист и писатель, мама и бабушка и просто к

– Наталья Григорьевна, многие дамы скрывают свой возраст. Вы – нет. Чувствуете себя на 61?

– Когда спрашивают о том, сколько мне лет, начинаю в уме подсчитывать годы (смеется). Просто редко о возрасте вспоминаю. Думаю, важно другое: уметь получать удовольствие от простых вещей. Тогда вся жизнь будет сплошным драйвом. Независимо от цифр.

– Как считаете, вы добились того, о чем мечтали в детстве?

– Я хотела быть учителем начальных классов. С этим не вышло. Хотя сейчас «работаю» семейным репетитором для своего внука-школьника. И с этой точки зрения – мечта осуществилась (улыбается)… В старших классах решила пойти в журналистику. Но такого факультета тогда в Краснодаре не было, и я поступила на филологический. Была редактором студенческой газеты. После трудилась в «Краснодарских известиях», телекомпании «НТК». Позже началась моя работа в ГТРК «Кубань».

– Трудно ли вам, женщине-руководителю, управлять мужчинами?

– Мужчинами как раз легко. С представительницами слабого пола сложнее.

– Почему?

– Мужчины не несут на работу домашнее. Дамы же считают, что об их пригоревшей каше или ссоре с супругом непременно должны знать все. Что для меня удивительно. Мой стиль руководства – мужской. Трудовой коллектив – это не семья. Спрос здесь должен быть как на работе, а не как дома: мама то в угол поставила, то приголубила. Хотя у нас на ГТРК как раз коллектив замечательный.

– Вот вы похвалили сильный пол. А с мужским шовинизмом не приходилось сталкиваться?

– Случалось, конечно. Посмотрите, сколько в дорогих краснодарских ресторанах сидит мужчин – и парами, и группками. Вы думаете, они обедать туда пришли? Нет! Они там, чтобы «решать вопросы». У нас это принято. А если барышня пойдет с мужчиной решать вопросы в ресторан? Или в баню? Никто ж не поверит! В России вообще перемешано деловое и личное, связи и работа. Слишком уж, на мой вкус. Надеюсь, когда-нибудь мы избавимся от этого византийства.

– Знаю, что два года назад у вас в компании завершился серьезный ремонт. Как эту ношу взвалили на свои хрупкие женские плечи?

– За «хрупкие» спасибо (смеется). Это была не просто «косметика», а капитальная перестройка. Наше здание не ремонтировалось 50 лет, а нам нужно было установить оборудование для цифрового ТВ и одновременно все отремонтировать. Таковы требования времени. Основная сложность была в том, что мы ни на минуту не прекращали вещание! Представьте – нужно вести прямой эфир, а у нас перфораторы гудят… Ничего, справились. Зато сейчас мы выдаем в эфир сигнал цифрового качества, вошли в первый мультиплекс. Честно говоря, это предмет для гордости.

– До сих пор обсуждают громкие уходы телеведущих с Первого канала. Многие жалеют об Андрее Малахове: мол, программа без него уже не та. Как вы считаете, на нашем местном телевидении есть столь же яркие, харизматичные ведущие? На мой взгляд, их мало. Почему? И что делать, чтобы их стало больше?

– Хороший вопрос, касающийся не только нашего края, а и вообще регионов. У нас в России все дороги ведут в Москву. Тому две причины. Вторая – финансовая. Конечно, в столице больше возможностей заработать. Первая, и более важная, – потребность самореализоваться на том поле, на котором хочется. Поле в Москве, безусловно, больше. И то, что наши журналисты, в том числе и с ГТРК «Кубань», уезжают туда, совершенно нормально. Маргарита Симоньян, Андрей Благодыренко, Наталья Литовка и другие. Со многими до сих пор поддерживаем теплые отношения. Ну и… смотрите теперь Андрея Малахова на канале «Россия»!

– Вообще, формат подобных ток-шоу, вроде «Пусть говорят», возможен на краевом ТВ?

– Возможен. На канале «Кубань-24» был такой опыт.

– Они популярны?

– Да, только это дорогостоящая история. На телевидении ведь все считается миллионами. Оформить красивую студию стоит десятки миллионов. Это если говорить о настоящем ток-шоу, сделанном не на трех тряпочках. И чтобы у шоу были высокие рейтинги, его надо выпускать каждый день. Плюс это продукт, который требует, как вы сказали, харизматичного ведущего – чтоб, увидев его, я к экрану прилипла. Пока тех, кто примагничивает, действительно, немного. Еще он должен быть не только профессионалом, но и с твердым характером. У нас был случай, еще в старой студии, ведущему в прямом эфире залетела в рот муха, так он и бровью не повел.

– Какая программа самая рейтинговая на ГТРК «Кубань»?

– Конечно, «Вести. Кубань». Местные новости – это то, что всегда всех интересует. Этой передаче, кстати, в августе исполнилось 15 лет.

– А какие вы сами смотрите?

– Я все смотрю, у меня работа такая… Люблю нашу «Территорию культуры».

Свой коллектив Наталья Тованчева (в центре) считает замечательным

Она нам дается потом и кровью – длится час, это много. Нравится «Жить в южной столице»… Конечно, у нас все время появляется и что-то свежее. Вот скоро заходим на радио «Маяк» с новым проектом. Скоро стартует цикл документальных фильмов. СМИ – это такая вещь, которая все время должна обновляться, иначе она никому не будет интересна. Наша компания работает на трех телевизионных и трех радиоканалах, еще и сайт есть. Так что перспективы большие.

– И при всем этом вы еще и художественные рассказы пишете. Да-да, не отказывайтесь, читали. Зачем вам еще и это?

– Та самая самореализация.

– Руководство каналом – не самореализация?

– Я занимаюсь любимым делом, безусловно. Но мне хотелось более личностного – когда есть только я и текст. Вообще, потребность писать во мне была всегда. Подтолкнул случай. Дело было в Москве. Ехала в такси, и водитель на каждом светофоре останавливался, вытаскивал деньги из носков и пересчитывал, затем опять распихивал купюры по носкам. Колоритный такой! В общем, к концу поездки у меня в голове созрел рассказ «Как в сказке». Записала. И пошло-поехало. Часто сочиняю на отдыхе. В Краснодаре все-таки времени не хватает. Но писателем себя не считаю – я этим не зарабатываю. Просто записываю рассказы. Они как-то сами ко мне приходят.

– Ничего себе! Недавно, я знаю, уже вторую книгу «записали». В чем смысл ее названия, кстати, – «Бес тебя»?

– Название «подсказал» мой внук. Он сделал в тетради ошибку: предлог «без» написал через «с». Я проверяла у него уроки, заметила и подумала, что получилось интересное, глубокое выражение. Бес, демон чего-то или кого-то – бес любви, одиночества, смерти. Случайности неслучайны. У другого таксиста «подцепила» такое словечко, как «мацапурики». Назвала так один из рассказов… Книгу мы издали в этот раз совместно с поэтессой Светланой Лаврентьевой. Познакомились с ней несколько лет назад и поняли, что пишем об одном, но в разных жанрах. У нас получились истории, продолжающиеся в стихах.

– Со своими читателями общаетесь?

– Общаюсь. Есть у меня один знакомый, который перечитал все мои произведения по нескольку раз. Часто звонит и требует: «Наташ, давай еще!» Говорю ему: «У меня на сайте есть новинки». Он: «Какие это новинки? Я их уже прочитал все (смеется)». Хотя мою прозу и окрестили «женской», она интересна и многим мужчинам. Тут, наверно, важно совпасть с кем-то. У меня есть свой читатель, с которым мы на одной волне. Я сейчас скажу крамольную вещь: понимаю, что Чехов – гениальный драматург, но вот я с ним не совпадаю. Скучно мне на его спектаклях. Зато «Гамлета» Шекспира я смотрела раз 15 в разных театрах – это мое.

Я вообще очень люблю театр, свои поездки за границу стараюсь приурочивать к премьерам оперных спектаклей, концертам. Давно хотела послушать нашу землячку, оперную певицу Анну Нетребко. Билетов обычно не достать: они раскупаются задолго до. Только в Испании удалось ее «догнать». Она пела вместе с мужем – оперным исполнителем Юсифом Эйвазовым. Это что-то потрясающее. Гениальные ребята.

– Что вы любите в России и что вы видели в Европе такого, чего в России нет?

– Я много чего люблю в России: культуру, музыку, литературу. Классику нашу нравится перечитывать – Гоголя, Набокова, обожаю Льва Толстого. Без книги не обходится ни один мой отпуск. Из современников любопытны Алексей Иванов, Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Анна Матвеева, Мариам Петросян… Меня часто просят – назовите любимые книги, духи, цвета. Их много, по настроению. Нравится, к примеру, разнообразных цветов и фактур бижутерия. Вот сегодня на мне два кольца, тоже, кстати, российского производства. А бриллианты вот не люблю, холодные они. Хотя они у меня тоже есть – сын подарил. Что еще? Люблю людей, конечно, – у меня в России много друзей.

– А по поводу того, чего не хватает?

– Любой, кто прилетает из Европы, ощущает колоссальную разницу. Угрюмость, отсутствие улыбок, доброжелательности у наших соотечественников. Если я заблудилась в Мюнхене и стою на улице с картой в руках, ко мне обязательно кто-то подойдет и предложит помощь. У нас – ха-ха-ха. Я все понимаю. Народ пережил и годы войны, и репрессии, и трудные 90-е. Но надо уже стряхивать с себя это. И начинать с воспитания детей. Я в Тауэре наблюдала такую картину: детки сидят на полу, кто-то лежит даже, учитель им что-то рассказывает, они записывают, кто хочет – рисует. Свобода, комфорт. И вспомнила я наши музеи, где кричат: «Туда не ходи, это не трогай». С детства воспитывают закрепощенных. Мой внук, 5-классник, тоже в краснодарских музеях был – сказал мне, что ничегошеньки не запомнил. Зато в Лувр сам попросился! Как и в «Мулен Руж» (улыбается). Ну что ж, сходили и туда. Смотрим мир вместе. Он мечтает стать популярным блогером. Это моя боль, потому что этот «знаменитый блогер» постоянно сидит в телефоне. Но мое дело – вложить в него сейчас все, что я могу. А дальше пусть он выбирает. Не нужно ничего усложнять. Как говорит мой знакомый, жизнь не так проста, как кажется, она гораздо проще.