– Алексей Леонидович, в каком состоянии находится сегодня дорожная отрасль Краснодарского края?
До 2012 года финансирование дорожной отрасли Краснодарского края и России в целом составляло менее 20 процентов от нормативного. После вступления в силу закона о дорожных фондах финансирование отрасли возросло, но даже в этом случае оно составляет менее 40% от нормативно необходимого объема.
В 2017 году фактический объем финансирования дорожной отрасли Кубани не превышает 34 процентов от нормативного объема.
В складывающихся условиях обеспечить выполнение необходимых дорожных работ, не только по строительству, реконструкции, но и ремонту и содержанию в полном объеме не представляется возможным.
Ежегодно в крае ремонтируется порядка 400 километров автодорог регионального значения при необходимой нормативной потребности в ремонте 1,6 тысяч километров. Как результат, сегодня 60 процентов (5,4 тысяч километров) наших автодорог регионального значения не ремонтировались более 10 лет, из них 32 процента (2,9 тысяч километров) – свыше 15 лет.
– Каковы базовые стратегические направления по развитию регионального дорожного комплекса Кубани?
– С учетом нынешних обстоятельств, это – строительство и реконструкция важнейших узловых элементов транспортной инфраструктуры и наиболее проблемных участков автодорог, включая строительство обходов населенных пунктов. Кроме того, стратегические направления – восстановление аварийных мостов, ликвидация опасных оползневых участков, а также мероприятия по обеспечению сохранности дорог, которые позволят исключить их дальнейшее разрушение.
– Можно перечислить крупные проекты дорожного строительства? Какие из них будут построены в ближайшее время?
– За последние пять лет отремонтировано более 2,1 тысячи километров региональных автодорог, завершено строительство обходов города Тихорецка, станиц Выселки и Пшехской, реконструкция подъезда к станице Динской.
В 2013 году за счет средств краевого бюджета была завершена реконструкция 4-километрового участка региональной автомобильной дороги Краснодар – Ейск в районе Витаминкомбината. Здесь устроено шесть полос движения.
В конце минувшего года завершена реконструкция 5,5 километрового участка от станицы Елизаветинской до Краснодара на региональной автомобильной дороге Темрюк – Краснодар – Кропоткин – граница Ставропольского края. Здесь также есть шесть полос движения, построена транспортная развязка в разных уровнях на въезде в станицу Елизаветинскую.
В начале 2017 года завершено строительство автодороги станица Нижегородская – поселок Мезмай в Апшеронском районе. Это позволило создать условия для качественного развития горноклиматического курорта.
Закончены работы по строительству дороги станица Тенгинская – граница Адыгеи в Усть-Лабинском районе. Здесь открыт еще мост через Лабу. До конца года планируется завершить реконструкцию аварийного мостового перехода в Белореченске через реку Белая.
– Какая, на ваш взгляд, наиболее острая проблема дорожной инфраструктуры?
– Одна из главных проблем – недостаточное количество обходов, в первую очередь крупных населенных пунктов.
В 2016-м начаты работы по проектированию обхода станицы Ленинградской, завершить которые планируется в 2017 году.
Крайне тяжелая ситуация сложилась в Тимашевске. Местные жители жалуются, что на железнодорожном переезде постоянно возникают километровые заторы. Полностью решить проблему поможет открытие дальнего северного обхода Тимашевска протяженностью 15 километров.
Стоимость этих важнейших проектов – около 15 миллиардов рублей.
– Много говорится о Краснодарской городской агломерации. Расскажите, что нас ждет? Как изменится состояние городских улиц?
– С этого года в регионах нашей страны реализуется приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Наряду с Краснодарской городской агломераций в нем участвует 38 аналогичных компактных скоплений населенных пунктов в 36 субъектах Российской Федерации.
В планах – до конца следующего года 50 процентов дорожной сети агломераций должны соответствовать нормативным требованиям транспортно-эксплуатационного состояния.
Задача непростая. Сегодня, менее трети местных дорог, вошедших в Краснодарскую агломерацию, соответствуют нормативу.
В 2017-2018 годах планируется отремонтировать порядка 150 километров улиц Краснодара. Объем финансирования составит миллиарда рублей.
Кроме этого, в обозначенный период за счет средств краевого и местного бюджета Краснодара предусмотрено выполнить капитальный ремонт и реконструкцию улиц Новороссийской, Тургенева, Восточнокругликовской и дороги к поселку Индустриальному.
А всего на агломерацию в течение двух лет планируется направить порядка 6,4 миллиардов рублей. Будет отремонтировано 103 участка улиц.
– А что с направлением на Крым?
– Проезд к строящемуся транспортному переходу через Керченский пролив и порту Кавказ возможен по автомобильным дорогам федерального значения М-4 «Дон» и А-146 Краснодар – Верхнебаканский. Однако этот маршрут крайне перегружен и используется редко.
Оптимальный путь на Крым от федеральной автодороги «Дон» возле Краснодара в сторону Славянска-на-Кубани, затем через Темрюк, хутор Белый до автодороги А-290 Новороссийск – Керчь. Этот маршрут на 50 километров короче, и на один час быстрее, чем ехать через Абинск и Крымск.
Мы понимаем, что с 2019 года, после открытия моста через Керченский пролив, интенсивность движения вырастит еще больше. Уже сегодня надо срочно приступать к реконструкции маршрута, включая уширение проезжей части автодорог как минимум до четырех полос и возведению путепроводов и транспортных развязок.
Объем финансовых средств, требуемых для выполнения указанных мероприятий, заведомо превышает возможности краевого бюджета. Поэтому в настоящее время согласован вопрос передачи регионального маршрута Краснодара – Славянск-на-Кубани – Темрюк – хутор Белый в федеральную собственность.
Кроме того, для создания нового скоростного маршрута на федеральном уровне прорабатывается проект строительства дальнего северо-западного обхода города Краснодара.
ДОСЬЕ "КН"
Алексей Леонидович Переверзев