Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Лодка-«призрак» в Черном море

Корреспонденты «Кубанских новостей» побывали на борту уникальной дизель-электрической субмарины «Старый Оскол» проекта 636.3 «Ва

Космос на глубине

…После проверки документов и обязательного инструктажа направляемся на новый причал Новороссийской военно-морской базы, где на солнце черным боком блестит субмарина «Старый Оскол». Но как только шагнула внутрь и увидела люк, уходящий на несколько метров вниз, закружилась голова и пыл заметно поугас.

- Спиной опирайся, будет легче спускаться, - подбадривает матрос Александр Сидоров. Как оказалось, - новороссиец. После «срочки» парень решил продолжить службу по контракту и по распределению попал на «Старый Оскол», о чем нисколько не жалеет.

- Служить на подводной лодке, особенно нового поколения, престижно и ответственно. Очень рад, что распределили на эту субмарину, ведь она базируется в родном Новороссийске. В городе живут бабушка и дедушка, которые гордятся мной и, конечно, переживают. Если выдается свободное время, обязательно стараюсь их навестить.

Подводная лодка «Старый Оскол»

Названа в честь города воинской славы Старый Оскол, который находится на севере Белгородской области. Это одна из шести субмарин Черноморского флота проекта 636.3 «Варшавянка».

Была заложена в августе 2012 года на заводе «Адмиралтейские Верфи» в Санкт-Петербурге и спущена на воду в конце августа 2014 года.

В состав отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота вошла в конце июня 2016 года.

Длина субмарины почти 74 метра, ширина - около 10 метров. Подводная скорость может достигать 20 узлов. На вооружении подлодки находятся торпеды, мины и ударный ракетный комплекс «Калибр».

Вот и последняя ступенька. Сразу, что внизу бросается в глаза, - обилие рычагов, вентилей, клапанов, труб гидравлических систем. Ими занят практически каждый сантиметр стен и потолка. Настоящий рай для фанатов стимпанка. А для членов экипажа подлодки - ежедневная тренировка координации и быстроты реакции.

- Первый раз спуститься для меня было все равно, что попасть на борт космического корабля, - вспоминает Александр Сидоров, - но уже через пару недель освоился, спасибо ребятам, подсказали, как правильно передвигаться из отсека в отсек. Кстати, мнение о том, что на подводных лодках служат только малорослые военные - сегодня просто миф. В составе нашего экипажа есть моряки под метр девяносто.

Матрос Александр Сидоров
Матрос Александр Сидоров
Фото: Юрий Ходзицкий

В субмарине все компактно, мобильно и максимально приспособлено для пребывания в ограниченном пространстве. К примеру, кают-компания при необходимости легко превращается в операционную, а койки в каютах экипажа оборудованы по примеру верхних полок в железнодорожных вагонах.

Пожалуй, самый просторный отсек на субмарине тот, где находится станция управления компьютерными системами.

Командиру боевой радиотехнической части и связи Юрию Толмачеву достаточно одного взгляда на монитор, чтобы определить состояние подлодки.

- Этот пульт с экранами - «мозг» корабля, - показывает Юрий, - здесь, как на ладони, отображается вся его схема. Видно, как работает вентиляция, на какую глубину погрузилась подлодка. И, конечно, компьютер тут же сигнализирует о любой неисправности. Причем, если раньше большинство процессов совершалось механически, то сейчас - с помощью гидравлики. К примеру, чтобы задраить люки, достаточно простого нажатия кнопки на пульте.

«Черная дыра»

Как пел когда-то Юрий Визбор: «подводная лодка - морская гроза». На «Старом Осколе» мы убедились - это не просто слова.

- Если субмарины более ранних поколений могли стрелять только торпедами, то такие лодки, как «Старый Оскол» отечественные конструкторы спроектировали под мины, торпеды и крылатые ракеты «Калибр», - объясняет Юрий Толмачев.

Командир боевой радиотехнической части и связи Юрий Толмачев
Командир боевой радиотехнической части и связи Юрий Толмачев
Фото: Юрий Ходзицкий

И это еще не все ноу-хау. Подлодки нового поколения стали практически бесшумными.

- У субмарины специальное гидроакустическое шумопоглощающее покрытие. Из-за этого засечь подлодку в море вражескими радарами практически невозможно. Зато сам корабль легко может обнаружить цель с внушительных расстояний. Поэтому на Западе «Старый Оскол» и лодки этого проекта называют «черными дырами» или «призраками», - делится Юрий.

Товарища выручай

Если на надводных военных кораблях жестко действует негласное правило «один за всех, и все за одного», для субмарин оно актуально вдвойне. Ведь исправность систем подлодки, здоровье и жизни экипажа здесь зависят в прямом смысле от каждого моряка.

- При необходимости любой из нашего экипажа может вручную запустить тот или иной механизм. Четко знает, как действовать в любой внештатной ситуации, - говорит Юрий Толмачев.

К слову, проверки экипажу «Старого Оскола» устраивают чуть ли не ежедневно. Тренировки по борьбе за живучесть субмарины проводятся как на специальных тренажерах, так и в самой подлодке. Здесь тушили условные пожары, устраняли «течи», «неисправности» системы вентиляции. «Старый Оскол» первым из субмарин проекта выполнил учения с залеганием на грунт и эвакуацией экипажа. Они проходили в Севастополе. Действия подводников получили высокую оценку командования Черноморского флота.

Сегодня на субмарине служат больше полусотни человек. Средний возраст экипажа - 28-30 лет.

- Мы уже, как одна семья. Наверное, когда постоянно находишься в замкнутом пространстве, больше ощущаешь плечо товарища, - говорит электрик штурманской боевой части Илья Покутнев.

На подлодке он служит уже полтора года. А призвали Илью из одноименного города Старый Оскол.

Электрик штурманской боевой части Илья Покутнев
Электрик штурманской боевой части Илья Покутнев
Фото: Юрий Ходзицкий

- Все подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» получили имена городов, которые взяли над этими субмаринами шефство, - рассказывает парень, - наш город шефствует над этой подлодкой. Поэтому контрактники из Старого Оскола в первую очередь могут служить именно на этой подлодке.

Сам Илья попал на субмарину после того, как пять лет проработал на кондитерской фабрике.

- Работа сладкая была, но скучная. Часто вспоминал срочную службу в армии. И еще хотелось моря, романтики, - признается молодой человек.

Теперь он отвечает не за шоколад и пралине, а за сложные навигационные приборы, в том числе за исправность главного наружного и подводного средства наблюдения - перископа.

А вот любовь к конфетам Илья на службе не потерял. Кстати, кормят экипаж «Старого Оскола» по усиленной норме. В меню рыба, мед, богатые кальцием молочные продукты и даже красное вино, известное своими антиоксидантными свойствами.

Поинтересовалась я и тем, как на субмарине проходит посвящение в моряки. Оказалось - исключительно под водой.

- Помню, как посвящали меня, - говорит Юрий Толмачев, - мы опустились на глубину 200 метров, и именно оттуда, а не с поверхности для церемонии набрали воду. Выпил плафон под «ура» экипажа, закусил шоколадкой и получил диплом о том, что теперь я моряк-подводник. Храню его до сих пор.

А еще Юрий Толмачев посоветовал парням не бояться выбирать службу на подводной лодке.

- Да, это тяжело и суперответственно. Но самая интересная работа как раз та, где сложнее всего. Так в свое время с профессией определился я сам. Российскому флоту нужны настоящие мужчины - будьте ими.