…После проверки документов и обязательного инструктажа направляемся на новый причал Новороссийской военно-морской базы, где на солнце черным боком блестит субмарина «Старый Оскол». Но как только шагнула внутрь и увидела люк, уходящий на несколько метров вниз, закружилась голова и пыл заметно поугас.
- Спиной опирайся, будет легче спускаться, - подбадривает матрос Александр Сидоров. Как оказалось, - новороссиец. После «срочки» парень решил продолжить службу по контракту и по распределению попал на «Старый Оскол», о чем нисколько не жалеет.
- Служить на подводной лодке, особенно нового поколения, престижно и ответственно. Очень рад, что распределили на эту субмарину, ведь она базируется в родном Новороссийске. В городе живут бабушка и дедушка, которые гордятся мной и, конечно, переживают. Если выдается свободное время, обязательно стараюсь их навестить.
Названа в честь города воинской славы Старый Оскол, который находится на севере Белгородской области. Это одна из шести субмарин Черноморского флота проекта 636.3 «Варшавянка».
Была заложена в августе 2012 года на заводе «Адмиралтейские Верфи» в Санкт-Петербурге и спущена на воду в конце августа 2014 года.
В состав отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота вошла в конце июня 2016 года.
Длина субмарины почти 74 метра, ширина - около 10 метров. Подводная скорость может достигать 20 узлов. На вооружении подлодки находятся торпеды, мины и ударный ракетный комплекс «Калибр».
- Первый раз спуститься для меня было все равно, что попасть на борт космического корабля, - вспоминает Александр Сидоров, - но уже через пару недель освоился, спасибо ребятам, подсказали, как правильно передвигаться из отсека в отсек. Кстати, мнение о том, что на подводных лодках служат только малорослые военные - сегодня просто миф. В составе нашего экипажа есть моряки под метр девяносто.
В субмарине все компактно, мобильно и максимально приспособлено для пребывания в ограниченном пространстве. К примеру, кают-компания при необходимости легко превращается в операционную, а койки в каютах экипажа оборудованы по примеру верхних полок в железнодорожных вагонах.
Пожалуй, самый просторный отсек на субмарине тот, где находится станция управления компьютерными системами.
Командиру боевой радиотехнической части и связи Юрию Толмачеву достаточно одного взгляда на монитор, чтобы определить состояние подлодки.
- Этот пульт с экранами - «мозг» корабля, - показывает Юрий, - здесь, как на ладони, отображается вся его схема. Видно, как работает вентиляция, на какую глубину погрузилась подлодка. И, конечно, компьютер тут же сигнализирует о любой неисправности. Причем, если раньше большинство процессов совершалось механически, то сейчас - с помощью гидравлики. К примеру, чтобы задраить люки, достаточно простого нажатия кнопки на пульте.
Как пел когда-то Юрий Визбор: «подводная лодка - морская гроза». На «Старом Осколе» мы убедились - это не просто слова.
- Если субмарины более ранних поколений могли стрелять только торпедами, то такие лодки, как «Старый Оскол» отечественные конструкторы спроектировали под мины, торпеды и крылатые ракеты «Калибр», - объясняет Юрий Толмачев.
И это еще не все ноу-хау. Подлодки нового поколения стали практически бесшумными.
- У субмарины специальное гидроакустическое шумопоглощающее покрытие. Из-за этого засечь подлодку в море вражескими радарами практически невозможно. Зато сам корабль легко может обнаружить цель с внушительных расстояний. Поэтому на Западе «Старый Оскол» и лодки этого проекта называют «черными дырами» или «призраками», - делится Юрий.
Если на надводных военных кораблях жестко действует негласное правило «один за всех, и все за одного», для субмарин оно актуально вдвойне. Ведь исправность систем подлодки, здоровье и жизни экипажа здесь зависят в прямом смысле от каждого моряка.
- При необходимости любой из нашего экипажа может вручную запустить тот или иной механизм. Четко знает, как действовать в любой внештатной ситуации, - говорит Юрий Толмачев.
К слову, проверки экипажу «Старого Оскола» устраивают чуть ли не ежедневно. Тренировки по борьбе за живучесть субмарины проводятся как на специальных тренажерах, так и в самой подлодке. Здесь тушили условные пожары, устраняли «течи», «неисправности» системы вентиляции. «Старый Оскол» первым из субмарин проекта выполнил учения с залеганием на грунт и эвакуацией экипажа. Они проходили в Севастополе. Действия подводников получили высокую оценку командования Черноморского флота.
Сегодня на субмарине служат больше полусотни человек. Средний возраст экипажа - 28-30 лет.
- Мы уже, как одна семья. Наверное, когда постоянно находишься в замкнутом пространстве, больше ощущаешь плечо товарища, - говорит электрик штурманской боевой части Илья Покутнев.
На подлодке он служит уже полтора года. А призвали Илью из одноименного города Старый Оскол.
- Все подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» получили имена городов, которые взяли над этими субмаринами шефство, - рассказывает парень, - наш город шефствует над этой подлодкой. Поэтому контрактники из Старого Оскола в первую очередь могут служить именно на этой подлодке.
Сам Илья попал на субмарину после того, как пять лет проработал на кондитерской фабрике.
- Работа сладкая была, но скучная. Часто вспоминал срочную службу в армии. И еще хотелось моря, романтики, - признается молодой человек.
Теперь он отвечает не за шоколад и пралине, а за сложные навигационные приборы, в том числе за исправность главного наружного и подводного средства наблюдения - перископа.
А вот любовь к конфетам Илья на службе не потерял. Кстати, кормят экипаж «Старого Оскола» по усиленной норме. В меню рыба, мед, богатые кальцием молочные продукты и даже красное вино, известное своими антиоксидантными свойствами.
Поинтересовалась я и тем, как на субмарине проходит посвящение в моряки. Оказалось - исключительно под водой.
- Помню, как посвящали меня, - говорит Юрий Толмачев, - мы опустились на глубину 200 метров, и именно оттуда, а не с поверхности для церемонии набрали воду. Выпил плафон под «ура» экипажа, закусил шоколадкой и получил диплом о том, что теперь я моряк-подводник. Храню его до сих пор.
А еще Юрий Толмачев посоветовал парням не бояться выбирать службу на подводной лодке.
- Да, это тяжело и суперответственно. Но самая интересная работа как раз та, где сложнее всего. Так в свое время с профессией определился я сам. Российскому флоту нужны настоящие мужчины - будьте ими.