Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Краснодарские квесты: ужасы нашего городка

Почему невинная игра, изначально направленная на развитие сообразительности, превращается в увлечение, опасное для здоровья, а п

В режиме «безумие»

Квесты бывают разные. Есть, например, увлекательные и даже познавательные «бродилки», на которые родители приводят детей. Но для себя взрослые люди все чаще выбирают острые ощущения, сами ищут опасность. И порой она из искусственно созданного пространства вырывается в реальность. В таких «играх» вполне можно получить настоящую травму.

По насыщенности рынка развлечений квестами провинциальный Краснодар, конечно, и рядом не стоит с Москвой – каких-то несколько десятков против тысячи. Конкурентная борьба в столице заставляет безобидное, в общем-то, по сути своей развлечение («quest» с английского – «задание», «поиск») превращать в действо на грани уголовной ответственности. На квесты ходят «бояться», чтобы испытать чувство страха. И в жажде угодить клиенту хозяева некоторых из них пускаются во все тяжкие.

Никто не знает, здоровы ли психически актеры, которые бегают за вами с  бензопилой.
Никто не знает, здоровы ли психически актеры, которые бегают за вами с бензопилой.
Фото: krasnodar.qadviser.ru

Больше всего в этом преуспевают «перфомансы» – действа с активным контактом посетителей с актерами. Любителям острых ощущений предлагают хоррор-перфомансы с несколькими режимами игры – от «легкого», когда вам просто крикнут «Буууу!» в темноте, до «безумия», когда к вам применят настоящие пытки с удушениями и побоями. Но самое страшное, что, если после такого мероприятия окажетесь в травмпункте, пеняйте только на себя. Собственноручно же подписали договор, где сказано: «Я снимаю с организаторов ответственность за мое состояние во время и после игры».

Этот сектор развлекательных услуг никто не контролирует. Мы обзванивали одну за другой надзорные организации, и становилось по-настоящему не по себе. Для того чтобы проводить квест, не надо получать сертификаты соответствия, потому что обязательной сертификации ни по уровню опасности, ни по возрастным ограничениям здесь на данный момент нет. Роспотребнадзор не придет, если нет жалоб, полиция – если не случилось ЧП.

Никто не выясняет, настоящий или бутафорский топор в руках загримированного зомби. Никто не знает, здоровы ли психически актеры, которые бегают за вами с циркулярной пилой. Мало того, как рассказали нам сотрудники одного из краснодарских квестов, актеры – нередко несовершеннолетние школьники, которых и к ответственности-то не привлечешь.

СПРАВКА «КН»

QUEST – это самое модное сегодня развлечение молодежи. Стоимость посещения квеста соотносима с ценой билета в кино. Время игры – около часа. Ходят на квесты компанией от 2 до 6 человек.


Никто не проверит, не провалится ли под вами пол помещения, а чаще всего квесты располагаются в заброшенных зданиях, чтобы добавить атмосферности. И, конечно, вполне может статься, что организаторы даже не зарегистрированы как юридические лица и не заключали никаких договоров аренды. А значит, и «скорую» вам могут не вызвать в случае травмы – зачем фигурировать в официальных сводках?

Бизнес с топором наперевес

Объяснение подобному «дикому рынку» есть. Дело в том, что квесты – развлечение довольно новое. Зародилось оно в Азии, а несколько лет назад плавно перебралось в Европу и Америку.

В России первый перфоманс от компании «Клаустрофобия» появился совсем недавно – в 2013 году. Во всем мире не успели и глазом моргнуть, как наши квесты ушли далеко вперед – как по зрелищности, так, к сожалению, и по количеству несчастных случаев.

Социальные сети постоянно будоражат сообщения: девочка упала с полутораметровой высоты в темноте, оступившись, и получила сквозные раны подбородка и губы; актер, изображавший маньяка, так увлекся, что задел одного из молодых людей топором, ухо пришивали в больнице; команда из восьми человек провалилась сквозь гнилой пол и летела 4,5 метра, все живы, но сильно травмированы. Пару месяцев назад средства массовой информации облетела новость о происшествии: в Краснодаре в квесте «Клиника», организованном компанией «No Hope», посетителя ранили циркулярной пилой.

– В Москве и Питере такие происшествия случаются стабильно раз в месяц, – рассказывает представитель фирмы «Клаустрофобия», крупнейшего в России производителя квестов, Евгений Борисов. – Не надо думать, что в Краснодаре травм меньше, потому что здесь безопаснее. Просто масштабы не те, народу не так много. Я побывал практически во всех краснодарских квестах, чтобы знать конкурентов «в лицо». Примерно треть очень низкого качества, потому что их делают, условно говоря, дети для детей. Посмотрите, кто ходит «бояться», – это подростки, максимум – молодежь 25 лет. И организаторы – такая же молодежь, у которой есть немного лишних денег.

Почему-то считается, что это легкий и быстрый бизнес. Интернет пестрит рекламой, которая предлагает купить «квест под ключ» за 100 – 500 тысяч рублей и получить миллионные барыши буквально через месяц. Это большой обман.

Владелец краснодарской сети «Паранойя» Роман Дрождь уверен, что именно поэтому у нас так много дешевых и некачественных перфомансов:

– Количество посетителей, а значит, прибыль – это лотерея. Доход непредсказуем. А когда после этого неприятного для новичков в бизнесе открытия еще и выясняется, что бутафорский топор или циркулярная пила стоят в разы дороже, чем настоящие, у многих сразу возникает соблазн пойти по самому легкому пути. Закрывают глаза на безопасность, купив на «Авито» за копейки какую-то подержанную, но опасную рухлядь.

Если после такого мероприятия окажетесь в травмпункте, пеняйте только на себя
Если после такого мероприятия окажетесь в травмпункте, пеняйте только на себя
Фото: krd.mir-kvestov.ru

Напугать людей гораздо проще, чем заставить азартно разгадывать загадки и головоломки. Проще и дешевле. А люди радостно на это соглашаются, чему есть простые объяснения. По мнению медиков, всему виной физиология: во время стрессовых ситуаций наш организм активно вырабатывает «гормон счастья» дофамин, чтобы помочь человеку сохранить самообладание. А по мнению психологов, ужас, пережитый в компании друзей или родных, очень сближает. К тому же самооценку повышает «неслабо»: я только что с честью вышел из серьезной переделки, я – молодец!

– Очень жаль, что «комнаты страха» вытесняют с рынка классические квесты, – говорит один из организаторов краснодарской сети «Rabbit Hole» Татьяна. – У нас нестрашно, и отток клиентов уже чувствуется. Зато у нас безопасно, и это, на мой взгляд, главное. Сейчас, к сожалению, гарантия безопасности в нашем развлекательном сегменте – только порядочность организаторов.

В квест – после медосмотра?

Безопасность в квестах – вопрос сегодня, по большей части, риторический. Компании побогаче, типа «Клаустрофобии», создают собственные внутренние департаменты, которые очень жестко проверяют реквизит и аппаратуру в сотнях тестовых игр. Но как контролировать компании-однодневки? Тех, кто не будет устранять мельчайшие недочеты из боязни потерять доброе имя и репутацию. Тех, кому плохая реклама – все равно реклама?

Ходят разговоры об обязательной сертификации. Первыми к этому пришли опять-таки в столице. Мосгордума, ужаснувшись количеству несчастных случаев, вынесла на обсуждение вопрос о безопасности квестов и привлекла к этому экспертов и представителей общественности. Но пока никто толком не может понять, с какого боку подойти к проблеме.

По информации сайтов-агрегаторов, в Краснодаре сегодня работает около 130 квестов.

Каков должен быть технический регламент? Каков этический? Возможно, помимо сертификации, необходимы профессиональная подготовка и медицинское освидетельствование сотрудников, а возможно, и медицинский допуск игроков, похожий на осмотр водителей общественного транспорта перед выходом на маршрут. Доберется ли эта инициатива до Краснодара, неизвестно.

Безопасность в квестах – вопрос сегодня, по большей части, риторический.
Безопасность в квестах – вопрос сегодня, по большей части, риторический.
Фото: mir-kvestov.ru

– Сейчас единственное, чем могут себя обезопасить посетители, сразу обращать внимание, доступна ли вся необходимая информация о фирме, выдают ли билет, – считает президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей, сопредседатель Союза потребителей России по Южному федеральному округу Любовь Бахметова. – Сам факт оплаты посещения развлекательного центра – это уже договор об обслуживании. А значит, согласно закону о защите прав потребителей, вы можете требовать, чтобы оказываемая услуга была безопасна. И договоры, которые так любят подписывать с посетителями организаторы и которые якобы освобождают последних от любой ответственности, юридической силы не имеют. Если что-то случилось, сразу вызывайте полицию. А потом уж можно и в суд идти.

Остается надеяться, что все расставит по местам сам рынок. Слабые компании-однодневки уйдут, останутся серьезные и состоятельные фирмы, у которых любые игры будут безопасными.