Кубанские Новости
Общество
Людмила Малютина, Дарья Сизикова

Освобождение Краснодара: воспоминания участников битвы

Ровно 75 лет назад, 12 февраля 1943 года, была завершена операция по освобождению столицы Кубани от фашистских захватчиков.

Шестимесячная оккупация Краснодара закончилась 11 – 12 февраля 1943 года. За это время от рук фашистов погибли 13 тысяч горожан. В освободительной операции участвовали тысячи бойцов, но до 75-летия этой даты, к сожалению, дожили лишь 26 человек.

«Кубанские новости» записали воспоминания семерых освободителей Краснодара – в каждом их слове боль памяти и великая история нашей страны.

Из ученика токаря в минометчики

Дробязко Сергей Григорьевич

После того как отец ушел на войну в июне 1941 года, 16-летний Сергей, оставшийся в семье за старшего (дома, кроме него, были мать, бабушка и младшая сестра), пошел работать учеником токаря на Краснодарский нефтезавод. Отправить его на фронт в местном военкомате отказывались по причине слишком юного возраста.

Однако когда немцы стали подступать к Краснодару в июле 1942 года, парня все-таки пригласили в военкомат.

– Тогда почти все здоровые ребята 1925 года рождения получили повестки. В военкомате нас оформили и выдали оружие. Мне досталось ПТР – противотанковое ружье, – вспоминает Сергей Григорьевич.

Первое боевое крещение ребята приняли под Краснодаром – у станицы Динской на хуторе 1-я речка Кочеты (сегодня – село Первореченское). Далее юных бойцов направили окружным путем к Пашковской переправе.

Дробязко Сергей Григорьевич
Дробязко Сергей Григорьевич

Солдаты заняли оборону на реке Кубань и несколько дней сдерживали натиск противника, пока регулярные части Советской Армии отходили к Горячему Ключу.

Побывал ветеран в плену: в лагере для советских военнопленных он строил новый мост через реку Кубань вместо взорванного гужевого (в районе нынешнего Яблоновского моста). Вместе с бывшими одноклассниками бежал из лагеря и снова ушел на фронт.

В составе 353-й стрелковой дивизии дошел до Кривого Рога, где был тяжело ранен в голову. В результате Сергей Дробязко долго не мог ни говорить, ни слышать, кроме того, у него отнялись ноги, болела спина. Восстанавливать здоровье направили в военный госпиталь в городе Гори (Грузия). Молодого бойца поставил на ноги пожилой врач, который сам варил для него травяные отвары. Однако из-за контузии молодого бойца комиссовали.

Несколько лет назад Сергей Дрозябко написал книгу «Дорогами войны», где подробно рассказал, где и как воевал.

За проявленные в боях мужество и отвагу Сергей Дробязко награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями Жукова, «За оборону Краснодара», «За победу над Германией» и др. Всего у него около 20 наград.

Трое русских парней и семь немецких «языков»

Кастаньян Алексей Аршакович

Когда началась война, попросился вместе с товарищами на фронт. Но из-за возраста отказали. Тогда настойчивый юноша стал помогать сотрудникам местного военкомата – разносил повестки.

В 1942 году в Краснодар стали возвращаться тяжело раненные старшие товарищи Алексея: большинство покалеченные – без рук, ног, контуженые.

– И тогда в моей душе поселилась горячая ненависть к врагам. Ведь они искалечили молодых парней, заставили страдать тысячи ни в чем невинных людей, – признается Алексей Аршакович. – Прошло это чувство только спустя два года, когда в центре Краснодара упала огромная немецкая бомба. Она почему-то не разорвалась. Когда ее обезвреживали, внутри вместо взрывчатки оказался песок и записка на русском языке: «Привет от коммунистической партии Германии! Чем можем – поможем!». Тогда я понял, что нельзя по отдельным людям судить обо всей нации.

Кастаньян Алексей Аршакович
Кастаньян Алексей Аршакович

Алексей Кастаньян принимал участие в боях за Кавказ в составе 383-й стрелковой дивизии. И даже сегодня хорошо помнит многие обстоятельства фронтовой жизни. Например, как он и его двое товарищей взяли в плен семерых немцев.

– Это было в лесу под Туапсе. В сумерках мы издалека заметили огоньки сигарет, которые курили фашисты. Решили окружить их с разных сторон и постараться обойтись без стрельбы. Чтобы не вспугнуть врага, шли по листве с автоматами наизготовку, буквально на цыпочках. Когда подошли вплотную, увидели, что все немцы отставили свое оружие в стороне. Это и помогло провести операцию быстро и без лишнего шума, – рассказывает ветеран.

За успешно выполненное задание командира Алексея Кастаньяна и его боевых товарищей наградили медалями «За отвагу». Имеет он также орден Отечественной войны I степени, медаль Жукова и другие почетные награды.

Женский батальон

Свежакова Анна Николаевна

Девятиклассница Аня с первых дней Великой Отечественной войны рвалась на фронт. Но встать на защиту Родины получилось лишь через год.

– Моя служба началась 10 апреля 1942 года. В Краснодаре тогда формировали женские отряды. Я попала в 68-й батальон, – вспоминает Анна Николаевна. – Первое время нас, девчат, учили военному делу: как стрелять, ухаживать за оружием. Но стрелять в живых людей мне, к счастью, не пришлось. У нас было другое задание – следить за немецкими самолетами, бомбившими город.

Свежакова  Анна Николаевна
Свежакова Анна Николаевна

Со специальных наблюдательных вышек девушки круглые сутки внимательно вглядывались в небо, чтобы как можно раньше сообщать о вражеских налетчиках – о количестве и марках самолетов. К слову, Анна Свежакова и сегодня может подробно рассказать, как на слух определить, кто летит: бомбардировщик, самолет-разведчик или истребитель, легко различает «юнкерсы», «мессершмитты», «фоке вульфы»…

Работа женского батальона очень помогла советским войскам продвинуться к Краснодару и вскоре освободить его от немецко-фашистских захватчиков.

За проявленные в годы Великой Отечественной войны героизм и отвагу Анна Свежакова была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Кубани», «За победу над Германией».

Главное – оставаться людьми!

Неронов Александр Михеевич

Родился и вырос в станице Чепигинской Брюховецкого района. Оттуда же и ушел на фронт в 1943 году пехотинцем.

Сначала новобранцев, которым едва исполнилось 16 – 17 лет, повезли в Тимашевск. Там опытные бойцы и инструкторы обучали их военному делу. А спустя несколько дней получили первое задание – защищать Краснодар.

– Советским войскам требовалась срочная помощь, поэтому брали даже нас – мальчишек. Мы, конечно, с готовностью отозвались на призыв. Ведь шли не куда-то, а Родину защищать, освобождать родную Кубань от фашистов, – вспоминает ветеран.

Неронов Александр Михеевич
Неронов Александр Михеевич

От старших товарищей новобранцы отличались не только возрастом, но и внешним видом.

– В чем ушли из дома «на войну», в том и проходили «учебку», а после двинулись выдворять немцев из Краснодара. Однажды наш отряд увидел какой-то военный начальник и строго спросил: «Это что еще за детсад? Почему одеты не по форме?» Пришлось объяснять, что времени на переобмундирование не было. Но такой ответ не устроил военачальника, и он распорядился, чтобы через час нас одели как полагается. И только увидев нас в военной форме, отпустил дальше, – рассказывает Александр Михеевич.

Вспоминая о пережитом, ветеран всегда подчеркивает, что даже в тяжелых фронтовых условиях бойцы старались не терять человеческих качеств. Например, когда немцы отступали с Кубани в сторону Крыма, случился один эпизод.

– Удирали от нас фашисты на рыбацких лодках, стоявших на берегу Керченского пролива. Поэтому нам пришлось пускаться за ними в погоню. Переправились на тот берег уже ночью. Тихо подобрались к месту их дислокации, смотрим, а они спят. Мы тогда стали будить их и сразу брать в плен. Нельзя же стрелять в спящих, – говорит пехотинец Неронов.

После тяжелого ранения в легкое Александра Михеевича демобилизовали.

Я свой, кубанский!

Литвин Николай Тимофеевич

Ушел на фронт 19-летним добровольцем 14 сентября в 1942 году из небольшого городка Петропавловска в Казахстане. Спортивного парня, имевшего за плечами 37 прыжков с парашютом, один час налета на планере и разряды по нескольким видам спорта (3-й по фехтованию, 4-й – по бегу на лыжах), с радостью приняли в воздушно-десантные войска.

– Лейтенант, проводивший набор, спросил: «Не боишься? Ведь десантники на 90 процентов – смертники?» Я говорю: «Нет». И ушел на фронт, – вспоминает Николай Тимофеевич.

Он прошел всю войну – до самой Германии. Принимал участие в Курской битве, боях за Кавказ, освобождал Краснодар.

Литвин Николай Тимофеевич
Литвин Николай Тимофеевич

В 195-й горно-вьючном минометном полку Николай прошел всю Кубань. В боевом расчете был наводчиком орудия. Перемещать тяжелые орудия с одного места дислокации на другое бойцам помогали ослы. В полку их было около 20-ти. Животные стойко переносили тяготы военной жизни, и даже когда еды не хватало, медленно, опустив головы, шли к новому месту.

Примечательно, что самих минометчиков товарищи по полку называли «самоварщиками» (за сходство оружия с этим предметом). Командиры перед атакой так и кричали: «Самоварщики, вперед!» Но никто из бойцов не обижался.

После освобождения Кубани полк Николая Литвинова воевал еще в нескольких ключевых сражениях Великой Отечественной войны. В том числе на Курской дуге.

– Бои были такие тяжелые, что и вспоминать страшно. Но выстояли, – говорит ветеран.

В Краснодар Николай Тимофеевич вернулся лишь в 1953 году: случайно увидел в газете объявление о наборе студентов в Пашковский сельскохозяйственный техникум на отделение землеустройства. И решил переехать сюда вместе с семьей. Да и земля кубанская за годы войны стала родной. Поэтому на вопрос «Откуда будете?» ветеран твердо отвечает: «Свой я, кубанский!»

Ни шагу назад!

Бирюков Владимир Ильич

57-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, в котором служил Владимир Бирюков, принимал активное участие в защите Краснодара от немецкой армии. И хотя численность войск противника и количество имеющегося у него оружия значительно превышали наши, молодые бойцы мужественно держали оборону.

Владимир Ильич с товарищами защищал рубежи кубанской столицы со стороны реки Кубань, недалеко от завода им. М. Седина. Противник пытался на танках въехать в город по деревянному мосту, но зенитчики его взорвали. Попробовали проехать по железнодорожному – советские саперы взорвали и его.

Бирюков Владимир Ильич
Бирюков Владимир Ильич

– Завязался бой, в ходе которого командир орудия Григорий Решетников был тяжело ранен. Но он успел перед смертью скомандовать: «Заряжай! Огонь!» В этот день погиб весь расчет. Но немцы действительно отступили тогда. А позже мы, их боевые товарищи, узнали, что ребят посмертно наградили орденами Боевого Красного Знамени. За то, что сдерживали натиск врага и тем самым задержали его наступление на Туапсе, – рассказывает Владимир Бирюков.

На могиле товарищей в ауле Шенджий Владимир и его сослуживцы дали клятву, что, несмотря ни на что, победят врага и освободят столицу Кубани. И слово сдержали.

Владимир Бирюков в составе своей батареи 57-го артиллерийского дивизиона участвовал в боях под Туапсе. Немецкие самолеты ежедневно бомбили город и его окрестности. Но русские войска им хорошо «отвечали»: только Бирюков и его товарищи сбили 18 вражеских самолетов.

Конец войны капитан Бирюков встретил на Дальнем Востоке. Там же обзавелся семьей, с которой позже переехал в Краснодар.

Скажи пароль «мушка»

Моргун Степан Степанович

Ветеран 339-й Ростовской, Таманской, Бранденбургской стрелковой дивизии принимал участие в боях за Кубань (в том числе за Краснодар), Крым и другие советские регионы.

В памяти ветерана много эпизодов, про которые он любит рассказывать родным и близким. Но особое место среди них занимает военный Краснодар 43-го.

– В город мы попали после того, как освободили станицу Абинскую. В кубанской столице нас отправили на железнодорожный вокзал Краснодар-1, чтобы вручить знамя дивизии, – вспоминает Степан Степанович. – Как только прибыли на место, налетели немецкие самолеты и началась сильная бомбежка. Рядом с нами загорелся вагон с ватниками. Пожарные подъехать к нему не смогли. Поэтому торжественную часть передачи знамени сильно сократили и нас, бойцов, быстро вывезли из опасной зоны.

Моргун Степан Степанович
Моргун Степан Степанович

Молодые солдаты старались не терять оптимизма и на фронте. Находили смешное даже там, где, казалось, этого быть не должно. Например, новобранцев учили, что при перемещении ночью боец должен называть постовому кодовое слово – пропуск. Обычно это была какая-то деталь оружия. Например, мушка.

– Вот ты на посту стоишь, и если кто-то идет, должен кричать: «Стой! Кто идет?» Солдат ответит: «Свои». А ты: «Пропуск знаешь?» Он должен сказать: «Мушка». Значит, свой. Об этом очень много говорили старшие товарищи. И спустя время один из бойцов стал шутить: «Стой! Кто идет? Пропуск «мушка» знаешь?» – вспоминает Степан Степанович.

У Степана Моргуна много наград, но самая любимая – «За взятие Берлина».


Спасибо за мир!

Участники освободительной операции в Краснодаре, которые и сегодня живут в городе.

  • Басий Виталий Михайлович

  • Бережной Сергей Петрович

  • Бирюков Владимир Ильич

  • Василевский Арсений Герасимович

  • Дробязко Сергей Григорьевич

  • Гостева Мария Кирилловна

  • Ефремов Владимир Андреевич

  • Кастаньян Алексей Аршакович

  • Коваленко Нина Власовна

  • Кономополо Николай Александрович

  • Коссовская Елена Петровна

  • Куприенко Клавдия Николаевна

  • Кутняков Василий Митрофанович

  • Куценко Раиса Ивановна

  • Литвин Николай Тимофеевич

  • Михалева Валентина Алексеевна

  • Моргун Степан Степанович

  • Неронов Александр Михеевич

  • Рыбкина Ольга Трофимовна

  • Самарская Надежда Сергеевна

  • Свежакова Анна Николаевна

  • Скрипникова Надежда Григорьевна

  • Сызганова Антонина Владимировна

  • Хлыстунов Григорий Алексеевич

  • Шаханова Анна Тимофеевна

  • Шлыков Дмитрий Никитович


Фото: Юрия Ходзицкого и из Государственного архива Краснодарского края