– Елена Александровна, раньше 7 мая позиционировали как День радио. Сегодня все чаще можно встретить такую формулировку этой даты – День радио, ТВ и связи. Под последним имеется в виду, конечно, интернет. Можно ли говорить о том, что телевидение, радио и другие СМИ на фоне сайтов и блогов сдают свои позиции?
– Женя, вспомни, совсем недавно предрекали смерть печатным СМИ в связи с развитием социальных сетей и блогов, а сегодня заговорили о том, что теряет свою популярность телевидение. Но это не так. Ведь сегодня, кроме телевизоров, в каждой семье есть смартфоны, которые принимают любой контент – от текстового до визуального. Это миллионы пользователей. Получается, вместо того чтобы говорить о смерти газет или телевидения, можно утверждать, что наша аудитория, напротив, расширилась. Кроме того, благодаря такому способу доставки информации мы, традиционные СМИ, начали лучше понимать читателя, слушателя, зрителя. Можно намного качественнее отследить, кто нас смотрит, какие темы людям интересны, их настроение. К тому же обратная связь у СМИ теперь намного быстрее, чем была. Раньше мы ждали письма, а сейчас через смартфоны получаем эту обратную связь мгновенно.
Кроме того, у СМИ появилась возможность выбирать, в каких социальных сетях им выгоднее присутствовать. Если раньше мы выкладывали информацию в разных социальных сетях, то теперь смотрим, где результативность лучше. Поэтому некоторые соцсети мы отодвинули, решив, что это не совсем наша сфера. Для примера, у нас ударно работает Инстаграм, поэтому мы сейчас все силы направили туда.
И, завершая мысль, так что же будет со СМИ. Лично я считаю, все будет хорошо. Потому что потребность в информации общества растет, а потому мы будем нужны. Тем более что мы продолжаем создавать ту информацию, которой можно доверять, которая помогает человеку ориентироваться в пространстве. Мы категорически не делаем фейковые новости. И поэтому потребность в таких традиционных СМИ только будет расти.
– Получается, не правы те, кто утверждает, что интернет, социальные сети забирают аудиторию у традиционных СМИ?
– Нет, Женя, не забирает. Мы все работаем в интернете. Просто интернет пока не монетизирует информацию. Если газету, ТВ-программу мы можем продать, то как продать новость в интернете? К сожалению, монетизация интернета пока остается проблемой. Но к ее решению уже подходят. Пример тому – мессенджеры. То есть интернет-пространство постепенно входит в регулируемую законодательством среду. Здесь также появятся правила, по которым живут СМИ в эфире и в печати. И в этих условиях, когда будут действовать одинаковые для всех законы, победят самые сильные. Те, которые докажут свою значимость для зрителя или читателя. Но даже на данный момент последние социологические исследования показывают, что информация, получаемая из традиционных СМИ, в том числе из ТВ, эффективнее, чем та, что приходит из интернета.
– Хочу продолжить тему о самых сильных. Вы возглавляли краевое издание. Сегодня руководите муниципальным каналом. Есть ли существенная разница? Насколько сложно муниципальному СМИ тягаться с краевыми или федеральными, чтобы сохранять и развивать свою аудиторию?
– При кажущейся ситуации, что мы находимся в окружении «монстров», на самом деле нам проще. Женя, давай будем справедливы. Если взять программы передач и информационную сетку региональных каналов, то увидим, что местные новости превалируют. В Краснодарском крае – это Краснодар, который генерирует огромное количество инфоповодов. Несмотря на то что рядом Сочи, курортная зона и великолепный сельскохозяйственный кластер.
Кроме того, если посмотреть на СМИ с точки зрения транспорта. В нашей жизни есть коммерческий транспорт, личный и муниципальный. Последним, может быть, вы и не будете пользоваться ежедневно, но вы знаете, что он всегда под рукой. Так и с муниципальными СМИ. Люди должны знать, что всегда можно включить городское ТВ и узнать правдивую и проверенную информацию.
Кстати, смотреть на муниципальную компанию только как на городскую тоже уже неправильно. Если взять МТРК, то сегодня мы вещаем на двух каналах. У нас есть эфирный аналоговый канал «Краснодар», который действительно вещает на город и охватывает еще 90 километров за Краснодаром, это Северский, Динской, Выселковский районы, Горячий Ключ, даже Крымск.
Но у нас есть еще и кабельный канал «Краснодар-онлайн». Он вещает на территории всего региона. Кроме того, на наших каналах присутствует разный контент. Если первый – информационный, то второй – это больше канал для семейного просмотра. И многие проекты мы делаем именно для «Краснодара-онлайн». Например, это новый проект «Хочу в телик» – шоу, где мы предлагаем людям попробовать себя на ТВ.
С июня запускаем еще два новых проекта. Один будет называться «Лайкни меня». Это своеобразное городское караоке. И второй проект, который мы планируем, – задумка в стиле «Прожектора перисхилтон», только в рамках Краснодара. Рабочее название программы – «Без дураков». Сейчас подбирается команда, думаю, все должно получиться. При этом, замечу, мы сейчас стараемся уходить от программ в записи на прямой эфир, который позволяет сразу генерировать обратную связь. Причем мы ее продолжаем. Например, запущен недавно проект «Новичокшоу», он идет каждый четверг в 13.13, мы устраиваем «горячую» битву в прямом эфире на актуальную тему.
Передача идет со звонками в студию, нам пишут вопросы в интернете. Кроме того, вещание идет в новой студии с витринными окнами, где можно видеть, что происходит в данный момент. То есть мы абсолютно открыты. После того как эфир заканчивается, общение не иссякает. На все вопросы, которые поступили, мы отвечаем в течение недели. Кстати, одна из ближайших тем будет посвящена СМИ. В этой битве сойдутся представители региональных и федеральных средств массовой информации. Приглашаю принять участие в эфире и задавать вопросы.
– Кстати, а какие темы сегодня больше всего интересуют потребителей информационного контента?
– Конечно же, мы знаем примерный круг самых актуальных тем. И это, как правило, вопросы, которые касаются людей лично: по какому расписанию завтра пойдут трамваи, какие дороги будут перекрыты, какая погода будет на улице. А дальше начинается вилка интересов каждого человека. Для кого-то это политика, наука, детские темы. Мы же должны удовлетворять всех. Поэтому в нашем эфире есть разные программы – от детских до спортивных. Но в первую очередь мы сосредоточились на том, что должны быть максимально полезным для людей каналом. Мы объясняем, даем экспертные мнения, ведем разговоры. У нас есть разные интервьюеры, молодые, как Дима Кочергин, которого уже называют краснодарский Юрием Дудем. А есть и такие, как Владимир Рунов, – человек, к которому идет совершенно другой собеседник. Кстати, программа «Без дураков», о которой я говорила раньше, – это будет невероятный эксперимент. Но для этого и существуют такие компании, как наша, чтобы не бояться экспериментировать. Мы делаем быстро: идет – работаем дальше, не идет – возьмем новый проект. Мобильность – важное условие выживания современных СМИ.
– Кстати, о выживании. Сегодня много разговоров о так называемой 22-й кнопке. Действительно ли она сегодня так необходима муниципальным ТВ-каналам?
– Эта кнопка, сразу оговорюсь, касается только кабельного вещания. Она позволит нам войти в список каналов, которые будут транслироваться во всех кабельных сетях абсолютно бесплатно. Но для этого необходимо пройти конкурс, как прошла его на 21-ю кнопку компания «Кубань 24». Поэтому, Женя, не буду лукавить и считаю, что 22-я кнопка должна однозначно быть за муниципальным городским вещанием. Хотя лично для меня важнее, чтобы человек хотел посмотреть наш канал, независимо от того, на какой кнопке мы находимся. Но есть еще один важный для нас момент, который связан с будущим ТВ. Мы сейчас активно работаем с интернет-провайдерами, которые предлагают вещание в Сети. Входим в «Яндекс-ТВ», у нас работает несколько приложений, с которых мы вещаем. Думаю, именно интернет-вещание в конечном итоге победит, потому что оно выгодно для нас, а пользователю позволяет смотреть любимые программы, где и когда он хочет.
– Мы много говорили о ТВ, интернете. Но забыли, что изначально 7 мая отмечался как День радио. Нет ли у вас планов, учитывая, что сегодня многие СМИ переходят в разряд мультимедийных, добавить еще и свой радиоэфир?
– А мы, кстати, напомню, именуемся МТРК – муниципальный телерадиоканал. Знаешь, удивительная история получается, ведь в структуру этого предприятия радио никогда не входило. Мне, конечно же, хотелось бы иметь радио, но на данный момент это связано с большими деньгами, даже если делать просто интернет-радио. Пока мы этим заниматься не будем. Хотя мне очень жаль. Потому что я сама начинала журналистскую деятельность именно с этой сферы. И до сих пор считаю радио королевой СМИ. Кстати, сегодня в штате нашего МТРК есть люди, которые ранее работали на радио, а сейчас перешли на ТВ. И я привела журналистов еще и из газеты. То есть получился своеобразный симбиоз – мы пишем качественные тексты и разговариваем на любые темы живым языком. И этот симбиоз – ТВ, радио, газеты – дает свои результаты. Я слышу от разных людей, что наше ТВ стало другим, стало лучше. Но мы только в начале пути.