Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

Дороги в Краснодарском крае: 5 крупных проектов, разгрузивших транспортные потоки

«КН» составили рейтинг самых знаковых дорожных проектов, реализация которых значительно улучшила жизнь кубанских автомобилистов

1. Развязка на трассе «Дон» перед Краснодаром

В конце минувшей недели губернатор региона Вениамин Кондратьев открыл новую транспортную развязку под Краснодаром. В торжественной церемонии приняли участие глава госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах и председатель правления ОАО «Группа строительных компаний «Дон» Владимир Кирсанов.

По словам главы края, развязка обеспечит безопасное скоростное движение к Черноморскому побережью из других регионов страны. Реконструкция этого транспортного объекта в пять раз увеличит пропускную способность участка. Здесь автомобили теперь могут разгоняться до 150 километров в час.

Объект торжественно открыли 27 сентября.
Объект торжественно открыли 27 сентября.
Фото: Администрация Краснодарского края

– Можно смело сказать, что развязка связывает север и юг нашей страны, – отметил в своем выступлении губернатор. – Но она не только соединяет наши курорты с Центральной Россией. Если посмотреть шире, этот участок – часть большого транспортного коридора, по которому наша страна осуществляет торговлю с разными странами. Летом здесь проходит до 90 тысяч машин в сутки.

Как подчеркнул глава госкомпании Сергей Кельбах, благодаря эффективной совместной работе с краевой властью объект сдан точно в срок:

– Мы работали как одна команда. Все участники процесса добивались единственной цели – быстро создать качественный продукт. И мы продолжаем работу по формированию сквозной, беспрепятственной скоростной дороги М-4 «Дон».

Председатель правления «Группы строительных компаний «Дон» Владимир Кирсанов в свою очередь подчеркнул, что на Кубани уделяется особое внимание развитию сферы транспорта.

– Нам приятно работать в Краснодарском крае, здесь всегда заботятся о качестве дорог. И мы всегда чувствуем поддержку со стороны руководства края, – отметил Владимир Кирсанов.

Широкие и качественные дороги – часть экономики Краснодарского края, но главное – часть комфортной, удобной жизни жителей и гостей региона.

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края

Кроме того, на территории края планируется реализовать проекты строительства Дальнего западного обхода Краснодара, нескольких развязок в Геленджике, новой подъездной дороги к Новороссийскому морскому порту.

– Все это – наши совместные проекты. Широкие и качественные дороги – часть экономики Краснодарского края, но главное – часть комфортной удобной жизни жителей и гостей региона, – выразил признательность правительству РФ Вениамин Кондратьев.

2. Въезд в Краснодар со стороны Елизаветинской

Свободными дороги должны быть не только к морю, но и к крупным городам, особенно это касается подъездных путей к Краснодару. В кубанскую столицу ведут семь автомагистралей. Самым проблемным долгое время оставался участок региональной дороги Темрюк – Краснодар – Кропоткин от Малого западного обхода города Краснодара до станицы Елизаветинской.

По данным учета интенсивности движения, за семилетний период с 2008 по 2015 год среднегодовая суточная интенсивность движения на смежных участках выросла более чем в два раза.

И это понятно: Краснодар является центром социально-экономической жизни Кубани и крупным транспортным узлом на юге страны. Каждый день на работу в краевой центр приезжает множество жителей пригородов и соседних районов.

Участок дороги Темрюк – Краснодар – Кропоткин в районе станицы Елизаветинской до недавнего времени был крайне проблемным.
Участок дороги Темрюк – Краснодар – Кропоткин в районе станицы Елизаветинской до недавнего времени был крайне проблемным.
Фото: Иван Семенец

Перегруженность трассы приводила к системным транспортным заторам общей протяженностью до семи километров. Кроме того, за период с 2009 по 2012 год на въезде в краевой центр со стороны Елизаветинской зафиксировано 555 дорожно-транспортных происшествий, в том числе с пострадавшими и погибшими – 54 ДТП.

Реконструкция этого участка трассы протяженностью 7,8 километра и строительство развязки начали еще в 2013-м, сроки окончания работ уже не раз переносились. Высокая аварийность этого участка трассы потребовала устройства пешеходных переходов в разных уровнях, были учтены и интересы маломобильных граждан.

Из-за большой стоимости проекта ввод в строй инфраструктурных объектов планируется в два этапа. Первый этап, который осуществляется в настоящее время, предполагает расширение автомобильной дороги от Елизаветинской до Ближнего Западного обхода. Стоимость его реализации – 3,5 миллиарда рублей.


Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км путей на 1000 кв. км территории

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Краснодарский край

136

280

296

419

428

438

447

454


3. Автодорога Нижегородская – Мезмай

Для прохождения автотранспорта участок дороги Нижегородская – Мезмай протяженностью 15 километров был открыт с конца 2016 года. На его строительство из краевого бюджета было выделено порядка 1,8 миллиарда рублей.

Объект расположен в сложных геологических и природно-климатических условиях, поэтому для предотвращения негативного влияния природных процессов было возведено 19 противооползневых сооружений. Для обеспечения безопасного движения установлено более 220 дорожных знаков, порядка 400 сигнальных столбиков, создано удерживающее металлическое барьерное ограждение.

Сегодня в Мезмайском сельском поселении Апшеронского района постоянно проживает 916 человек. Много домовладений принадлежит приезжим, в том числе и из других регионов страны, которые регулярно посещают Мезмай.

часток дороги Нижегородская – Мезмай протяженностью 15 километров был открыт с конца 2016 года.
часток дороги Нижегородская – Мезмай протяженностью 15 километров был открыт с конца 2016 года.
Фото: Игорь Глазко

До строительства этой дороги в здешние поселки зимой можно было добраться только на внедорожниках. Большие проблемы были с доставкой товаров первой необходимости, доступом «Скорой помощи», аварийных служб.

От конца трассы новой дороги до начала застройки поселка Мезмай остается еще около 300 метров. Кроме этого, для логического завершения маршрута необходимо построить дорогу до центра поселка, а также соединить восточную и западную его части мостом через реку Мезмай. В 2015 году была разработана проектная документация на второй этап дороги Нижегородская – Мезмай. Проект предусматривает строительство дороги протяженностью три километра, которая станет главной улицей горного поселка.

Сегодня специалисты проводят корректировку проектной документации по замечаниям экспертизы. Стоимость второго этапа строительства составит 811 миллионов рублей.

В 2010 году значительная часть территории Мезмайского сельского поселения вошла в состав туристско-рекреационной особой экономической зоны (ОЭЗ) «Лагонаки», расположенной на территории нашего края и соседней Адыгеи. Через шесть лет постановлением российского правительства ОЭЗ была ликвидирована. Тем не менее краевые власти не отказываются от перспективных планов завершения строительства дороги Мезмай – река Молочная, обеспечивающей кратчайший подъезд к туристическому кластеру «Лагонаки».

4. Трехуровневая развязка у поселка Джубга

В конце 2016 года в Туапсинском районе, возле Джубги, открыли транспортную развязку. Новая трехуровневая эстакада должна разрешить проблему с многокилометровыми пробками. Искусственное сооружение было полностью оборудовано конструкциями безопасности из композитных материалов.

Развязку построили так, что ни один из транспортных потоков не пересекается. Первый уровень позволяет беспрепятственно добраться по направлению из Краснодара в Новороссийск и обратно, а также из Новороссийска в Сочи. Дорога на втором обеспечивает движение Краснодар – Сочи. А на третьем – из Сочи в Новороссийск.

Новая трехуровневая эстакада должна разрешить проблему с многокилометровыми пробками.
Новая трехуровневая эстакада должна разрешить проблему с многокилометровыми пробками.
Фото: kubnews.ru

Проект развязки в Джубге был готов еще в 2008 году, но по целому ряду причин к строительству приступили только в 2012-м. Ударными темпами строить мосты и эстакады стали в 2014 году. Тогда ситуация стала практически критичной. Чтобы добраться к морю, автотуристы стояли в пробках по нескольку часов. На место неоднократно выезжали и глава края, и руководитель Росавтодора. Менялся подрядчик, пересматривали и финансирование. Но сегодня можно с уверенностью сказать: ожидание оправдало результат.

– Мы завершаем огромный и важный для нашего края проект, – сказал на открытии объекта в 2016 году губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. – Проект, который жители края и автотуристы всей страны ждали долгих восемь лет. Это знаковое событие. Теперь грузовой транспорт сможет беспрепятственно двигаться во всех трех направлениях. А жители нашего края и всей страны, которые хотят отдохнуть, могут комфортно добираться до наших курортов, до нашего Черноморского побережья.

Реализация проекта обошлась в 2,5 миллиарда рублей.

5. Автодорога Тенгинская – Уляп

Среди долгосрочных приоритетов Концепциии долгосрочного социально-экономического развития РФ, рассчитанной российским правительством до 2020 года, – обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства, а также устойчивое развитие сельских территорий. Что для этого нужно? Правильно – хорошие дороги между соседними субъектами Федерации.

В открытии дороги приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, глава Адыгеи Мурат Кумпилов, госсоветник Адыгеи Аслан Тхакушинов.
В открытии дороги приняли участие губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, глава Адыгеи Мурат Кумпилов, госсоветник Адыгеи Аслан Тхакушинов.
Фото: Олег Андреев

Расстояние между ближайшими мостами, которые обеспечивают связи Краснодарского края с Республикой Адыгея – 60 километров на западе (в районе Усть-Лабинска) и 45 километров на востоке (в окрестностях Курганинска).

Однако новый маршрут, соединивший станицу Тенгинскую в Усть-Лабинском районе Краснодарского края и аул Уляп в Адыгее, позволяет в четыре раза сократить автопробег – с 45 до 11 километров. На 15,4 процента, по расчетам специалистов, теперь можно сэкономить на бензине, если ехать из станицы Тбилисской до столицы соседней республики, Майкопа.

Это наиболее яркие социально-экономические выгоды проекта. Но есть и другие плюсы. Эксперты называют еще целый ряд факторов, определивших необходимость строительства автомобильной дороги от станицы Тенгинской до административной границы с Адыгеей с учетом нового мостового перехода через реку Лабу. Среди них – повышение экономического роста двух регионов за счет увеличения объемов перевозок и снижения их стоимости, благодаря сокращению расстояний введенная в эксплуатацию трасса поможет упрочить и углубить экономические связи населенных пунктов между соседними субъектами Федерации.

Кубанская столица занимает первое место в РФ по количеству авто на душу населения (на 1000 жителей – 437 автомобилей). Ежегодно общий парк автомобилей увеличивается на 15 –20 тысяч машин. В краевой центр ежедневно въезжает около 150 тысяч сторонних автомобилей.

И еще один существенный фактор – обеспечение кратчайшего транспортного пути для населенных пунктов Адыгеи на один из основных автодорожных маршрутов Южного федерального округа: Темрюк – Краснодар – Кропоткин – Ставрополь с выходом на Калмыкию. Плюс – сокращение протяжения между юго-восточными районами Краснодарского края, западными районами Ставропольского края с курортно-рекреационной зоной Адыгеи.

По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, базовыми направлениями по развитию регионального дорожного комплекса Кубани остаются строительство и реконструкция важнейших узловых элементов транспортной инфраструктуры и наиболее проблемных участков автодорог, включая строительство обходов населенных пунктов. Кроме того, стратегические направления – восстановление аварийных мостов, ликвидация опасных оползневых участков, а также мероприятия по обеспечению сохранности дорог, которые позволят многократно улучшить их качество и срок службы.