Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Как не допустить повторения керченской трагедии

Порассуждать на эту тему «КН» попросили педагогов – людей, которые каждый день несут ответственность за жизнь и здоровье наших д

Прошло совсем немного времени после керченской трагедии. Боль не утихает, и все произошедшее по-прежнему не укладывается в голове. Но уже сейчас хочется понять, что же делать дальше. Какие меры нужно предпринять, чтобы подобное не повторялось в будущем? Поставить во всех образовательных учреждениях вооруженную охрану?

Очень жестко, как в аэропорту, проверять всех школьников и студентов каждое утро? Ужесточить закон о торговле оружием или вообще запретить свободную продажу? Каждый месяц подвергать подростков психологическим тестам на агрессию? Что же делать, чтобы больше не допустить подобных трагедий...


Елена Воробьева, министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:

Елена Воробьева министр образ 300.jpg

– Сегодня в крае почти 2,5 тысячи учащихся находятся в социально опасном положении, все они – в зоне внимания ведомства, с ними ведется профилактическая разъяснительная работа.

Кроме того, особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, проводятся уроки мужества и информационные пятиминутки.

Мониторинг в сети также ведется, у нас более трех тысяч сайтов противоправной направленности. Мы их закрываем, но они продолжают появляться, поэтому нужны более действенные меры.


Татьяна Курасова, директор Новолеушковской школы-интерната:

татьяна курасова 300.jpg

– На мой взгляд, вопрос безопасности учеников должен быть приоритетным в нашей работе. Грош цена всем учебно-воспитательным проектам и новациям, если дети в опасности. Тренировки на случай ЧП должны проходить регулярно и неформально, все нужно доводить до автоматизма. На КПП хорошо бы поставить рамки металлодетекторов и сигнализацию по всему периметру территории – кто-то перелез, кто-то что-то кинул, все смогут контролировать охранники.

В учебных заведениях, подобных нашему, пять лет назад министерство труда и социальной защиты ввело должность заместителя директора по пожарной безопасности, и это очень правильно! Этот специалист отрабатывает все вопросы безопасности всего учреждения. В обычных школах такого нет, хорошо бы взять это на вооружение.

Конечно, правоохранительные органы должны сразу же блокировать сайты с экстремистской направленностью. Да и на улицах раздают много пропагандистского мусора – от сектантов, например. Это тоже необходимо держать под контролем.

И, самое главное, психологи и социальные педагоги в каждом учебном заведении должны быть на первом плане! Если говорить о нашей школе, то 12 специалистов у нас проучились и получили квалификацию клинического психолога. Они умеют работать с очень сложными детьми. Не секрет, что такие дети есть в каждом учебном заведении. Да, для школ такое повышение квалификации довольно затратно, но необходимо!


Матушка Наталья (Околот), начальник лагеря детского православного центра «Горний Посад»:

матушка наталья околот 300.jpg
– Проблемы не в системах безопасности, а в душах детей.

Пока общество не будет понимать свою бездуховность, а СМИ продолжат сознательно растлевать молодежь, трудно представить себе, что будет дальше.

Подростки зациклены на собственных удовольствиях и похоти, не думают о помощи ближнему, слабому. Родителям проще сунуть ребенку в руки телефон – «не приставай, мне некогда», чем пообщаться, поговорить, объяснить что-то.

Ведь будущие трагедии предсказаны святыми отцами, но... прислушиваются и каются не все.


Марина Лященко, директор краснодарского Центра творчества «Содружество»:

марина кочеткова 300.jpg

– Трагедия, произошедшая в Керчи, ужасна. Остаться равнодушным в этой ситуации невозможно, как и сформировать однозначное мнение о причинах происшедшего.

Все мы – и руководители образовательных организаций, на чьи плечи ложатся вопросы безопасности детей в учреждениях, и педагоги, работающие с детьми ежедневно, – понимаем, что подобное может произойти где угодно. Даже там, где, кажется, все продумано: и контрольно-пропускная система, и программы антитеррористической защиты, и работа по выявлению детей с нарушением психики. И как директор детского центра, и как мама троих детей пытаюсь найти ответы на вопросы: что в этой трагедии упустили, где недоглядели?!

Если оценивать ситуацию с точки зрения руководителя, то приходит понимание, что необходимо не только ужесточать (то, о чем высказывается большинство людей) систему безопасности, но и усовершенствовать саму систему образования! Не только наращивать контрольные меры, которые тянут за собой, безусловно, необходимые проверки всех систем, а создавать и расширять возможности для того, чтобы родители могли максимально занимать своих детей вне школьной программы. Создавать проекты, разрабатывать программы, позволяющие семьям с разным достатком развивать детей в самых разных условиях (городской мегаполис, станица, хутор).

Ну а как мама снова и снова задаю себе вопрос: что я знаю о своих детях? Могу ли за списком «важных дел» остановиться и оглянуться на ребенка? Всегда ли знаю, с кем он общается, какую последнюю книгу прочел, какие интересы у него? И всегда ли я имею право сложить ответственность на школу, которая должна уберечь и обезопасить?


Анна Мешкова, педагог-психолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство»:

анна мешкова 300.jpg

– Подростковый и юношеский период – возраст сложный. Не просто в это время и самому молодому человеку, и людям, его окружающим. В чем особенности поведения подростков? Половое созревание, гормональные изменения в организме накладываются на стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых. Они не просто стремятся стать взрослыми – они пытаются стать значимыми.

А вот способы для этого выбирают часто совсем не те, которые видятся взрослым идеальными и правильными. Уважения и признания они готовы добиваться любым путем. Когда самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в уважении и самоуважении остается нереализованной, появляется резкое ощущение дискомфорта, которое невозможно долго держать в себе. Дети не могут найти себя в окружающем мире, и никто не в силах предугадать, во что это выльется – в алкоголизм, наркоманию, агрессию или, как в случае с керченским стрелком, в массовые убийства...

Основные советы, если в вашей семье – подросток:

  1. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, укрепляйте эмоциональные связи. Найдите время поговорить, даже если времени совсем нет.

  2. Обращайте внимание на любые изменения в поведении ребенка (смена настроения, аппетита, интересов).

  3. Помните, что стрессовые факторы – переезд, потеря близкого человека, развод родителей и т. п. – повод обратиться к психологу.

  4. Поинтересуйтесь, с кем ребенок общается в соцсетях, какие новые знакомства там заводит. Возможно, это тоже необходимо обсудить с психологом.


Необходимо проанализировать причины трагедии в Керчи, где студент устроил взрыв и стрельбу в колледже, сделать выводы и принять меры, чтобы подобное не произошло в крае. Одна из таких мер – создание горячей линии психологической помощи подросткам, попавшим в сложную ситуацию. Это отчасти позволит снизить риск повторения ситуации в Керчи. Если мы ничего не будем делать, подобные ситуации перестанут быть редкими. Необходимо вернуться к практике горячих линий. Сегодня дети ищут собеседников в интернете, хотят выговориться. Пусть лучше звонят профессиональным психологам. Может, ребенок по телефону расскажет психологу не только о своих проблемах, но и о том, что в классе есть другой трудный подросток. Нам нужен штат психологов, которые будут работать на такой горячей линии, отслеживать тревожные сигналы и, при необходимости, передавать их в силовые структуры.
Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края