Поздравить неутомимого мастера пришли родственники, друзья-земляки, знакомые журналисты. Каждый из пришедших на двойной праздник Виктора Васильевича любовался могучим катером, слегка припорошенным неожиданным ноябрьским снегом.
Некоторые непосвященные станичники задавали хозяину один и тот же вопрос:
– Васильевич, а почему название у катера «Алдан-5»?
– Я в юности ездил по комсомольской путевке на Колыму, где протекает эта уникальная река – поэтому и решил в честь нее назвать один из своих катеров. А потом имя любимой реки давал и последующим катерам. Но соблюдал очередность: «Алдан-2», «Алдан-3»…
Катерами молодой водитель Виктор Кузьменко увлекся случайно, однажды ему попался в руки журнал «Катера и яхты». Маломерные, но романтичные суда сразу же покорили парня. Увиденное было сродни первой любви, которая захватывает раз и навсегда. По чертежам и техническим рекомендациям Виктор сделал пробный экземпляр. Катер получился настолько добротным и красивым, что родственники и друзья ахнули. Это было сразу же после полета Юрия Гагарина.
– Меня это событие вдохновило на дальнейшую работу, – вспоминает Виктор Васильевич.
В то время кубанец, отслужив срочную в столице, женился на москвичке и успел с женой поработать пять лет на Колыме, куда молодожены уехали по комсомольской путевке.
Первый свой катер Кузьменко делал по ночам, по выходным дням и в праздники. Трудился он тогда водителем в системе ЖКХ столицы. Руководство ЖЭКа разрешило ему «мастерить посудину» в заброшенной котельной. Когда катер «Мечта» был готов, Виктор Васильевич отвез его на одну из стоянок-пристаней на реке Москва. Там он познакомился с такими же увлеченными людьми, судостроителями-любителями. Они создали яхт-клуб «Круиз». Виктор Васильевич сначала был членом правления, а впоследствии коллеги избрали его председателем. Владельцы малых яхт, катерков и моторно-весельных лодок ходили в недалекие походы по ближайшим рекам и водоемам, а лидер «Круиза» решил осуществить давнюю мечту – пройти на катере от реки Москва до родной степной речки Челбас.
Это было неординарное и смелое решение. Помощником капитана катера вызвался быть брат жены Виктора Васильевича – Алексей. На катере «Мечта» нашлось место и единственному пассажиру – умной собаке Найде. Путешественники-романтики плыли по Волге, Оке, Дону, Азовскому морю. В Ейске произошла частичная смена экипажа: Алексей уступил место прилетевшим сюда из столицы жене капитана Валентине и их сыну.
От Ейска через Должанскую косу, три лимана – Кущеватый, Горький и Сладкий, речки Бейсуг и Челбас добрались до пристани в родной станице Виктора Васильевича. Подобных речных походов не было в стране.
Вернувшись в столицу, Кузьменко продолжал активно работать в яхт-клубе, обучал новичков, много внимания уделял школьникам. И продолжал делать катера, яхты-тримараны (суда с тремя килями), мотоботы и различные лодки. Очень часто за три зимних месяца очередное плавсредство было готово к навигации.
Вместе с коллегами из яхт-клуба в начале 90-х годов прошлого века Виктор Васильевич подготовил чертежи для создания весельно-моторной лодки с озорным названием «Пеликан». Ее длина – 340 сантиметров, а ширина – 142. «Круизовцы» сделали матрицу (форму) для будущего судна. И вскоре первые экземпляры запатентованных «Пеликанов», сделанных из эпоксидной смолы и стеклоткани, были спущены на воду.
Около четверти века назад Виктор Васильевич с семьей вернулся на малую родину. В Привольной Кузьменко все эти годы продолжает заниматься делом всей жизни. Многие земляки не раз приходили посмотреть на судоверфь в станичном дворе.
Как-то один из соседей стал подшучивать над Виктором Васильевичем.
– Вот ты строишь пятнадцатый катер, а у одного из российских миллиардеров всего одна яхта. Но зато какая!.. Так что лучше иметь одно судно, но самое-самое.
Кузьменко в ответ грустно улыбнулся:
– Эта яхта, которая стоит баснословных денег, насмешка над нашим народом.
…Итак, 15-местный катер «Алдан-5» готов.
– Думаю, передать его местной сельской администрации. А уже власть определит организацию, которая будет организовывать турпоездки по нашим рекам и лиманам.