Кубанские Новости
Общество
Вячеслав Люсин

Пошалили ребятки: почему на Кубани вандалы громят храмы, кладбища, памятники

Очередная выходка малолетних вандалов снова поделила общество на тех, кто ищет в поведении недорослей психологическую обоснованн

Порванные церковные книги, растоптанные иконы, разбитый иконостас. Это не апокалипсис, а всего лишь результат детской шалости. А шалости ли?

Бес попутал

Неделю назад в станице Алексеевской Тихорецкого района произошел невиданный здесь инцидент. Пришедший утром в храм Святого Иоанна Богословского мужчина застал картину, которую вряд ли забудет. Церковные книги и утварь разбросаны по полу, рядом валяются разбитые иконы, а иконостас сильно поврежден. Станичник тут же позвонил в полицию. Прибывшие оперативники быстро вышли на след преступников. Ими оказались местные мальчишки 10 и 12 лет.

Этот случай сразу поставили в один ряд с другим диким варварством, которое до этого считалось самым вопиющим фактом подросткового вандализма на Кубани. В марте прошлого года, накануне Женского праздника, на кладбище хутора Ленинского в Тимашевском районе 11-летний мальчик надругался над 29 могилами. Вычислили вандала по следу ботинка, который остался на одном из надгробий.

И что же дальше? По сути, ничего страшного. Со школьником провели «ай-ай-ай беседы» и поставили на профилактический учет. На родителей составили протокол за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, выписали штраф. И ущерб, конечно, пришлось погасить.

И все же стоило бы разобраться в этой пагубной тяге к осквернению святынь. Может, и появилось бы тогда понимание, откуда такое лихо берется, а значит, и как его предупреждать. Для начала, конечно, не мешало бы выпороть малолетних вандалов, а потом сразу отвести к психологу.

Видится, что ответ лежит не столь глубоко. Достаточно зайти в магазин игрушек, чтобы встретиться с вампирами, оборотнями, привидениями, мертвецами. Дети заставляют родителей покупать игрушечную нечисть пачками, устраивая дома кладбища понарошку. Так стирается грань между этими миром и тем. Дальше – больше. Мультфильмы на темы ведьм, вампиров, зомби. Компьютерные игры по тем же сценариям. К десяти годам ребенок знает, что монстры бывают добрыми и злыми, а вот Бога нет. Как нет и наказания за грехи, если о них никто не узнает. И чтобы еще раз убедиться в верности своих знаний, некоторые ребята идут крушить церкви и кладбища. Для самоутверждения и куража ради. А дальше – полиция, слезы матери, беседы, раскаяние, обещания впредь так не делать. Потом все стихает до следующего похожего случая, который заканчивается примерно так: «В связи с тем что школьник не достиг возраста уголовной ответственности, уголовное дело о вандализме в отношении него прекращено». Это пояснение полиции по факту надругательства на кладбище в Тимашевском районе.

Не стоит бояться и крушителям святынь, потому как малы они и неразумны, а значит, все им сойдет с рук.

Плевок в память

Осквернение мемориалов – особая статья. Это преступление для уже более зрелой, так сказать, категории – от 13 и выше. Но все подобные акты вандализма объединяет одно: объясняя свои поступки, подростки говорят, что не хотели никого обидеть, а просто не подумали. И это почему-то настораживает даже больше чем, если бы они были идеологическими осквернителями. Эпидемия дурости какая-то.

В начале прошлого года две девушки в Абинске заплевали Вечный огонь в парке 30-летия Победы. Одна плевала, а другая – фотографировала. Могли бы и не снимать, потому что все действо фиксировали камеры видеонаблюдения.

Когда к этим вполне благополучным девочкам приехала полиция и окружающие узнали о происшествии, случился шок. Знакомые девушек не могли поверить в такое и считали, что произошла досадная ошибка. Но беспристрастные камеры все зафиксировали, и наплевавшим на память пришлось извиняться и каяться. Наказание же идентичное: штраф за мелкое хулиганство, протокол на родителей и постановка на профилактический учет.

В марте этого года в Лабинске два 14-летних подростка затушили Вечный огонь, помочившись в него. Все это действо также было зафиксировано камерами видеонаблюдения, поэтому вандалов с недержанием нашли мгновенно. Один – местный житель, другой – его приятель, приехавший в гости на весенние каникулы из Армавира.

Сложно представить наказание, которое они понесли бы, сотвори подобное лет этак тридцать назад. Тут даже не пришлось бы взрослым вмешиваться, свои же пацаны все доступно объяснили бы и отбили охоту мочиться где попало. А ныне набор наказаний стандартный и совсем не страшный. Но самое главное – подобные поступки не осуждаются в полной мере в самой подростковой среде, и в этом виноваты взрослые, не привившие уважение к памяти предков.

Немногим ранее в Горячем Ключе две студентки-первокурсницы записали на видео и разместили в сети свой танец на Вечном огне. Когда стали разбираться, выяснилось, что девочки-то хорошие. Добрые, отзывчивые и даже помогали участникам Великой Отечественной войны в качестве волонтеров. Последний факт скорее служит отягчающим обстоятельством, нежели оправданием. Ведь не могли же девчонки, после общения со стариками, прошедшими войну, не знать, что танцевать на костях погибших дедов и прадедов нельзя. Так почему все-таки это произошло? Всех – к психологу. Или – психиатру.

Ломать – не строить

Надругательство над святынями, к счастью, еще вызывает протест и негодование. Что же касается вандалов, так сказать, не идейных, то к ним общество относится довольно снисходительно. Например, в мае этого года в Краснодаре в сквере 80-летия образования Краснодарского края трое голых молодых мужчин устроили разрушительную вакханалию. Парни пытались вырвать с корнем деревья и крушили систему полива. В деньгах они попали не намного – ущерб всего 26 тысяч рублей. Но если к этому прибавить неизбежные трения с законом, то получается вполне адекватное наказание за неадекватное поведение.

В Новороссийске трем местным жителям в возрасте от 17 до 19 лет чем-то не угодили каменные шары на набережной. Вес одной такой малой архитектурной формы под 200 кг. Но, похоже, трудности только раззадорили молодых людей: они укатили с места и столкнули в море аж девять шаров. Изобличить хулиганов помогла все та же система видеонаблюдения.

В апреле, опять же в Новороссийске, неизвестные украли Знамя Победы, установленное на перевале возле танка Т-34 на въезде в город-герой. Воры также погнули флагшток. Личности злоумышленников не установлены.

А вот покуражившихся жителей Тихорецка обнаружили быстро. Четверо подвыпивших молодых людей решили сфотографироваться на памятнике «Пограничникам всех поколений». «На» – в буквальном смысле слова. Один из буянов полез на шею двухметровой скульптуре и сильно повредил ее. Кстати, изготовление памятника стоило один миллион рублей, так что вандалы, помимо общественного порицания и административной ответственности, наказаны и рублем.

Видеонаблюдение вместо совести

Вандалов сейчас вылавливают успешно. Помогают технические возможности, которые постоянно расширяются. Например, на днях глава Краснодара дал поручение оборудовать системами видеонаблюдения четыре отремонтированных подземных перехода. Мера действенная, но не панацея. Например, все мемориалы «Вечный огонь» под наблюдением, но акты вандализма и надругательства не исчезли. Может, пора заняться и настройкой внутреннего контролера – совести?