Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Смогут ли в Краснодаре решить проблему с хаотичной парковкой автомобилей

Смогут ли в Краснодаре решить проблему с хаотичной парковкой автомобилей
В многотысячных спальных «человейниках» картина одна и та же: автомобилями заставлены все обочины, дворы, газоны, тротуары.
Фото: Михаил Ступин
Бесконечная история с решением проблемы парковок в Краснодаре выходит на новый виток. Пока город по-прежнему заставлен автомобил

Водитель, раскошеливайся

Краснодар – самый автомобильный город в стране. По информации экспертов аналитического агентства «Автостат», в 2020 году на тысячу жителей в кубанской столице насчитывалось 347 машин. Даже Москву в этом рейтинге мы оставили далеко позади, она лишь на 12-м месте с показателем 287 машин на тысячу москвичей. Стоит ли удивляться, что каждый мало-мальски пригодный клочок земли в Краснодаре используют под стоянки и парковки? В многотысячных спальных «человейниках» картина одна и та же: запаркованы обочины, дворы, газоны, тротуары.

Еще в 2014 году администрация города решила попытаться изменить ситуацию и ввести плату за большинство парковок: была надежда, что от этого на улицах станет просторнее, так как народ десять раз подумает, прежде чем поехать по делам на личном авто, и в городскую казну копеечка будет капать. Тарифы назначили фиксированные – 30 рублей в час. Заключили инвестсоглашение с частным предприятием «Городские парковки», которое должно было вложиться в организацию платного парковочного пространства, до 2021 года с лихвой окупить все свои расходы и остаться в плюсе, да еще и городу ежегодно по 10 процентов от прибыли отчислять. Однако что-то в этом стройном плане пошло не так.

Суперавтотетрис

Платных парковок по Краснодару создали немало: на сегодняшний день их 266 на 8075 машино-мест. Однако предприятие «Городские парковки» неоднократно заявляло, что бизнес у него убыточный и потраченные семь лет назад 460 млн рублей так и не удалось вернуть. Горожане не раз бурно обсуждали в социальных сетях, за что же можно было выложить такие деньги, не строя дороги и не ремонтируя городские улицы, и сколько стоит один шлагбаум. Генеральному директору ООО «Городские парковки» Дмитрию Передерию задавали неприятные вопросы об эффективности его бизнеса и депутаты городской Думы. Он рассказывал, что очень дорого обошлись оборудование и программное обеспечение. А краснодарцы попросту игнорируют расставленные везде паркоматы – законодательство в этой части у нас несовершенно, взыскать штраф самостоятельно ни муниципалитет, ни частное предприятие не могут, потому что не имеют доступа к персональным данным из базы МВД. А основная прибыль идет от 4–5 процентов добросовестных плательщиков – это посетители стоянок со шлагбаумами. Как бы там ни было, городской бюджет за все семь лет сотрудничества с ООО «Городские парковки» получил всего 45 млн рублей, что в несколько раз меньше ожидаемого. Да и порядка на улицах больше не стало.

Городской бюджет за все семь лет сотрудничества с ООО «Городские парковки» получил всего 45 млн рублей, что в несколько раз меньше ожидаемого.

Хаоса добавило и то, что осенью 2020 года эвакуаторы перестали увозить на штрафстоянки неправильно припаркованные автомобили. Сотрудники ГИБДД прекратили выезжать на фиксацию нарушений правил парковки, так как было решено сосредоточиться на более важных задачах. Эвакуаторщики самостоятельно работать просто не имеют права.

После этого уверенные в своей безнаказанности автовладельцы и вовсе перестали церемониться: в старом центре порой из трех полос улицы для движения стали оставлять только одну, захватывая даже тротуары. Все городское пространство превратилось в суперавтотетрис. И лишь в начале февраля появилась надежда на то, что на улицах наведут хотя бы относительный порядок.

Штрафной удар

Мэрия Краснодара заявила, что теперь наконец-то отработан механизм взимания штрафов за неправильную парковку и неоплату стоянок. Отслеживать это будут фото- и видеофиксаторы. А взыскивать штрафы станет возможно благодаря изменениям в законодательстве: Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла законопроект, позволяющий муниципалитетам получать личные данные неправильно паркующихся автовладельцев. Размер штрафа пока не меняется, он составляет 1000 рублей.

Как сообщили в городском департаменте транспорта и дорожного хозяйства, при фиксации с помощью мобильных комплексов полученные фотофакты нарушений правил дорожного движения из программной среды «Безопасный регион» будут передавать в адрес Центра автоматической фиксации административных правонарушений ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю для привлечения автовладельцев к административной ответственности. По истечения срока, отведенного для оплаты штрафа, сведения передаются в службу судебных приставов для принудительного взимания штрафа.

Сейчас в распоряжении муниципалитета четыре комплекса фото- и видеофиксации для автомобилей и еще два комплекса для пеших инспекторов. Возможность фиксации – около тысячи фотофактов нарушений в день. В ближайшее время на дорогах Краснодара также планируется установить дополнительные стационарные камеры фото- и видеофиксации, которые позволят регистрировать сразу несколько нарушений ПДД.

Глава региона поручил краевому минтрансу подготовить к лету 2021 года предложения по созданию структуры по работе с эвакуацией транспортных средств.

Впрочем, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил, что одной лишь фото- и видеофиксации недостаточно:

– Она не решает главной проблемы – машины продолжают стоять на дорогах и перегораживать тротуары. Необходим уполномоченный краевой орган, который будет заниматься этой проблемой.

Глава региона поручил краевому минтрансу подготовить к лету 2021 года предложения по созданию структуры по работе с эвакуацией транспортных средств.

Кроме того, в мае мэрия Краснодара должна определиться, кто в дальнейшем будет заниматься городскими парковками: срок инвестсоглашения с ныне действующим предприятием истекает, все имущество передается муниципалитету. Предстоит либо заключить новый договор, либо создать собственную муниципальную структуру, как, например, в Москве. На вопрос «КН», как же будут дальше развиваться события, в городском департаменте транспорта и дорожного хозяйства сообщили, что рассматривается несколько вариантов развития платного парковочного пространства на улично-дорожной сети города. Мэр Краснодара Евгений Первышов тем временем заявил, что считает нерациональным решением вариант, при котором муниципалитету придется заниматься эксплуатацией всего имущества «Городских парковок». Вероятнее всего, просто поменяется финансовая схема сотрудничества, но игроки на парковочном поле останутся те же.

Кстати

Существует целая методика по определению размера платы за пользование парковками в разных городах России. Она разработана Министерством транспорта России.

Специалисты, отталкиваясь от среднего уровня дохода в том или ином муниципалитете, построили платежный табель по принципу дифференциации: чем менее востребована парковка, тем дешевле должен быть час ее использования. Для Краснодара при 100-процентной заполняемости парковочных мест их стоимость должна составлять 42 рубля в час (в Москве – 138 рублей в час, в Санкт-Петербурге – 106 рублей в час). При заполняемости краснодарских парковок на 90 процентов плата за них должна взиматься в сумме 29 рублей в час, а при заполняемости 85 процентов и ниже автомобилисты должны получить право парковать машины бесплатно.

А как у них?

  • ЮАР, Кейптаун. Стоимость парковки в течение дня изменяет расчетный центр так, чтобы 15 процентов парковочных мест всегда оставались свободными.

  • Сингапур. Автомобиль можно парковать в своей квартире в многоэтажном доме. Машина поднимается на этаж на лифте. Самые дешевые квартиры с двумя машино-местами стоят чуть меньше 7 млн евро. Правда, прежде чем купить машину, придется заплатить за сертификат на нее. Срок его действия – 10 лет.

  • Израиль, Тель-Авив. Город разделен на зоны, в своей зоне парковка бесплатна круглосуточно. В чужой зоне жителям города можно парковаться бесплатно с 7.00 до 17.00, в остальное время парковка запрещена. Для иногородних стоимость парковки днем – 1,39 евро в час.

  • Италия, Милан. Платный въезд в исторический центр – 5 евро. Живущие в платной зоне горожане могут 40 раз в год въезжать в центр и выезжать из него бесплатно. Начиная с 41-й поездки надо платить 2 евро.

  • Испания, Барселона. Уличная парковка стоит от 30 евро за сутки и выше. Но есть «перерыв на сиесту»: по будням с 14.00 до 16.00 парковаться можно бесплатно.

  • Франция, Париж. В августе, в сезон отпусков, некоторые уличные парковки становятся бесплатными, это обозначается желтым стикером на паркомате. Максимальное время парковки на улицах в платное время – два часа. Бесплатная парковка ночью, по воскресеньям и праздникам.