Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Как профессиональное образование сделать по-настоящему конкурентоспособным

Как профессиональное образование сделать по-настоящему конкурентоспособным
Фото: Михаил Ступин
Решить эту задачу в Краснодарском крае помогает региональный проект «Молодые профессионалы», который реализуется уже три года в

Его главная задача – сделать профессиональное образование по-настоящему конкурентоспособным. Современная техника изменяется и модернизируется так стремительно, что образовательным организациям просто невозможно не меняться. Молодые специалисты должны уметь работать на любом оборудовании, которым сегодня оснащены производства. Техникумам и колледжам приходится постоянно совершенствовать программы обучения и материально-техническую базу, и без финансовой помощи государства тут никак не обойтись. Каждый год в рамках нацпроекта из разных бюджетов выделяются деньги на создание мастерских, в которых студенты на практике применяют все полученные в аудиториях знания.

Как рассказали в региональном министерстве образования, науки и молодежной политики, за последние два года в крае создано 30 мастерских в 22 профессиональных образовательных организациях, в них оборудовано 212 новых рабочих мест. Мастерские создаются по наиболее востребованным компетенциям, таким как повар, сварщик, электромонтажник, электромонтер, строитель, слесарь, автомеханик.

Справка «КН»

В 2021 году работа по модернизации материально-технической базы профессиональных образовательных организаций Краснодарского края продолжается. Так, за счет средств федерального и краевого бюджетов будут созданы 24 мастерские по направлениям «Искусство, дизайн и сфера услуг», «Промышленные и инженерные технологии», «Строительство», «Сельское хозяйство».

За счет краевого бюджета оснастят еще восемь мастерских по компетенциям «Поварское и кондитерское дело», «Геопространственные технологии (геодезия)», «Сантехника и отопление», «Облицовка плиткой, малярные и декоративные работы», «Обработка металлов давлением», «Электромонтаж», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».

Участниками регионального проекта уже стали колледжи и техникумы в Приморско-Ахтарском, Новокубанском, Белореченском, Динском, Ленинградском, Новопокровском, Староминском, Ейском, Абинском, Туапсинском, Славянском, Брюховецком, Тихорецком, Крымском районах, Краснодаре, Новороссийске, Армавире, Сочи, Анапе.

Самыми первыми, кто ощутил действие этого направления нацпроекта на себе, стали Краснодарский архитектурно-строительный техникум и Брюховецкий аграрный колледж. Конкурсный отбор на получение гранта эти два учебных заведения прошли еще в 2019 году, а в 2020-м мастерские были полностью оборудованы, и сейчас там полным ходом идут занятия.

– Приезжайте, у нас есть на что посмотреть! – позвала в гости исполняющая обязанности директора Брюховецкого аграрного колледжа Мария Рогачева.

И мы отправились в Брюховецкую, где с недавних пор на самом современном оборудовании оттачивают свои профессиональные знания слесари, машинисты, автомеханики – здесь открыли мастерские сразу по пяти направлениям подготовки специалистов для транспортной отрасли.

По высшему стандарту

Еще несколько лет назад на этом месте были старые ангары, в которых стояла видавшая виды техника.

– Вернутся наши выпускники из армии – не узнают свои мастерские, – с гордостью говорят сегодня мастера производственного обучения.

Перемены и правда произошли разительные. Благодаря средствам из краевого бюджета помещение капитально отремонтировали, благоустроили прилегающую территорию: клумбы, беседки, аккуратные дорожки. А потом в светлые просторные цеха завезли такое оборудование, которому не то что учебные заведения – солидные предприятия завидуют.

– Для реализации проекта было выделено более 54 миллионов рублей, – рассказала Мария Рогачева. – Более 34 миллионов получили из федерального бюджета, 9 – из краевого, около 10 миллионов вложили из собственных, внебюджетных средств колледжа, более миллиона дали наши социальные партнеры, учебно-производственное хозяйство «Брюховецкое». На эти деньги удалось закупить около 3 тысяч единиц самого современного оборудования для мастерских по компетенциям «Кузовной ремонт», «Окраска автомобилей», «Обслуживание тяжелой техники», «Обслуживание грузовой техники», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

– Вернутся наши выпускники из армии – не узнают свои мастерские, – с гордостью говорят сегодня мастера производственного обучения.

Конкурсный отбор был очень жестким: на грант претендовало более 700 учебных заведений со всей России, а получили его лишь 30. Рассматривали самые разные параметры претендентов: наличие свободной площади под будущие мастерские, квалификацию преподавателей, участие студентов в различных конкурсах и олимпиадах, качество обучения, материальную базу учебного заведения. Какие из них стали в итоге решающими, конкурсная комиссия не уточняла, однако несомненно одно: Брюховецкий аграрный колледж оказался одним из самых перспективных образовательных заведений страны, в материально-техническую базу которого стоит вкладываться.

Зачет для профи

Сегодня в этих цехах собрано все самое интересное, что придумали инженеры для сельского хозяйства. Может, пока такую технику и оборудование для ремонта молодые специалисты и не увидят на большинстве производств, которые ждут их сегодня на работу. Однако технический прогресс не стоит на месте, и то, что сегодня кажется фантастикой, уже завтра станет обыденностью.

– Обучение должно быть опережающим, это заложено и в стандарты WorldSkills, – считает заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Андрей Ющенко. – Каждый год и программы, и наглядные пособия процентов на 30 устаревают. Поэтому оборудование мы закупили не просто современное – самое лучшее, топовое. Ребята приходят сюда на практику, и у них глаза горят. Одно дело – в аудиториях по плакатам профессию изучать, и совсем другое – уметь все делать своими руками.

На этой площадке студенты не просто проходят ежегодные практические занятия – сегодня по окончании обучения любой молодой профессионал должен сдать демонстрационный экзамен и доказать, что он не только теоретик, но и практик. По словам Андрея Ющенко, Брюховецкий аграрный колледж готов предоставлять свои мастерские для проведения экзамена или лабораторных работ и другим учебным заведениям. Пандемия изменила многие планы, однако сюда уже приезжали ребята из соседнего Тимашевска – свой демонстрационный экзамен на этой площадке сдавали будущие трактористы.

Мастер покажет класс

Многих образцов техники, на которых ребята осваивают азы ремонта и обслуживания, сейчас нет в мастерской – они в поле, там весной самая горячая пора, и это тоже часть практики и возможность научиться работать руками. У колледжа более 6 тыс. га земли, это дает возможность студентам всех специальностей попробовать себя в деле.

А в самом центре демонстрационного зала в двигателе экскаватора JCB пытаются разобраться второкурсники под руководством мастера Станислава Занина. Желтый гусеничный красавец – это вершина инженерной мысли: маневренный, устойчивый, экономичный, резиновые гусеницы позволяют работать на любой поверхности, не повреждая ее. Внутри как в кабине самолета. Научишься разбираться в устройстве этого чуда техники – все остальное, попроще, точно уже не составит труда.

– Впечатлений масса, когда видишь подобную аппаратуру, – рассказал студент Никита Кудряков. – Понимаешь, сколько в ней мощи и сколько знаний надо, чтобы ею управлять или обслуживать ее. Разработчики постарались, чтобы все было предельно понятно для работающих на таком экскаваторе людей. Теорию мы уже начали изучать, теперь пришла очередь практики. Возможно, по окончании колледжа мне удастся поступить в вуз по моей специальности и в будущем самому придумывать различные модификации таких машин.

Мастер на каждом занятии готовит студентам различные задачи, которые они должны уметь решать во время работы на производстве: например, проверка системы питания, устранение проблем с навесным оборудованием.

– Мы сами специально вносим ошибки в разные системы, а ребята потом приходят, пытаются их обнаружить и исправить, – объяснил Станислав Занин. – Идем по методике соревнований WorldSkills, в которых мне посчастливилось поучаствовать и победить в 2017 году, будучи студентом. Могу сказать точно: сегодняшним учащимся повезло с технической базой, колледж значительно улучшил ее за последние четыре года – с тех пор, как я учился в этих стенах. Хотя преподаватели всегда были сильными: до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю своего наставника Сергея Пилипенко – это он научил меня всему, чем я сейчас делюсь с ребятами. И тоже продолжаю учиться каждый день – без этого никуда. Например, вот такого экскаватора, как на стенде, в нашем районе нет нигде, это узкопрофильная модель в единственном экземпляре. Эдакий уникальный гоночный болид среди массового автопрома. Его осваивать нам помогала компания-поставщик, она всегда обязательно присылает своих специалистов для обучения работе на оборудовании.

Все дело в руках

Во многих проблемах будущим автомеханикам и машинистам помогают разобраться компьютеры. Например, именно с их помощью можно найти какую-то неисправность и затем проверить, действительно ли она устранена. Ноутбуки стоят на многих участках в мастерских, и ребята во время практики осваивают использование специальных программ для диагностики. Но все же большую часть работы надо делать по-прежнему руками. На самом шумном участке мастерских студенты учатся проводить замену фрагмента кузова – крыла, порога. Визжат болгарки, шумят шлифовальные машинки, гудит сварочный аппарат, работают вытяжки.

На стапеле для выравнивания геометрии кузова закрепили корпус легкового автомобиля, студенты измерили все показатели электронной системой «Сивер» и пытаются избавиться от вмятин на металле с помощью обратного молотка споттера. Конечно, получается все не сразу, но преподаватели очень терпеливы и категорически отказываются ставить двойки – все равно ведь научат делать на пятерку.

Кстати, кузовной ремонт – это новая компетенция в Брюховецком аграрном колледже, и появилась она здесь именно благодаря гранту нацпроекта. Выпуска по этой специальности еще не было, но уже сейчас она очень популярна среди абитуриентов: профессия эта востребованная, работу легко можно найти как в сельской местности, так и в больших городах.

Заведующий мастерскими Сергей Киселев показывает оборудование, о котором еще 20 лет назад только мечтали, например пневматический гайковерт, аппарат для проверки герметичности и заправки кондиционера, специальные кантователи для сборки и разборки двигателя.

– Раньше ведь как было: двигатель просто на столе лежал, попробуй подними его, поверни да доберись до сложных мест. А теперь на стапеле хоть коробку передач, хоть двигатель закрепили, и их с легкостью крутит в разные стороны электрический привод, – сказал он. – И удобно, и безопасно, и быстро. Или вот, к примеру, снимали сейчас ребята бугеля, изучали момент затяжки. Каждый болт и гайка с определенным усилием затягиваются. Не докрутишь – отвалится, перекрутишь – сломается. А благодаря новым динамометрическим ключам можно выставить тот показатель усилия, который нужен именно для этой гайки. Инструменты обошлись колледжу недешево, но и служить они будут очень долго.

Работодатели, в очередь!

Лаборатория окраски автомобилей – это завершающий этап ремонта автомобиля. Здесь ребята учатся шпаклевать, грунтовать отдельные детали или весь кузов, затем подбирать краску, окрашивать и полировать. Работать приходится в респираторах и перчатках, да еще и мощную систему вытяжки использовать на каждом участке цеха. Зато вред от различной химии сведен к нулю.

– У нас тоже есть чем похвастаться в плане технического оснащения: например, такого прибора для измерения цвета нет, пожалуй, ни у кого во всем Краснодарском крае, – рассказал мастер Алексей Горностаев. – Пятилучевой спектрофотомер позволяет просчитать даже самый сложный состав краски либо его код. Не секрет, что масса новых китайских автомобилей не имеет кода цвета в отличие от европейских, и покрасить их после ремонта – большая проблема. А благодаря этому прибору специальная компьютерная программа выдаст точный рецепт, определит, сколько нужно краски с точностью до сотой части грамма. На специальных весах отмеряем необходимый объем, делаем тест-выкраску, потом проверяем ее идентичность с помощью лампы колориста, она позволяет увидеть цвет при разном освещении. Если кажется, что не попали в оттенок, смотрим в таблицу колориста и ищем затемняющие или осветляющие пигменты.

Конечно, на этом этапе, помимо теоретических знаний, нужны и природные способности видеть и различать мельчайшие оттенки цвета. Лучшие колористы, без сомнения, женщины, уверены преподаватели. Только не идут пока девчонки в механики.

Большая окрасочная камера снабжена сенсорной панелью управления, на которой можно задать все необходимые параметры температуры и времени, которые заданы заводом – изготовителем лакокрасочного материала.

По словам Сергея Киселева, сейчас ребята на практических занятиях получают лишь обязательный минимум в рамках образовательной программы: у второкурсников, например, это 36 часов, и пройти надо по всем пяти участкам. Но со временем по каждой компетенции будет открыто дополнительное образование, там практика будет достигать уже 300 часов и каждый желающий сможет получить углубленные знания и навыки по тому или иному направлению.

Конечно, нацпроект не единственный источник финансирования при обновлении материально-технической базы колледжа. Однако он помог сделать большой рывок вперед и задать ту высокую планку качества обучения, которая поможет и впредь находиться в числе самых перспективных профессиональных учебных заведений страны. И самое главное – выпускать специалистов, за которыми работодатели выстраиваются в очередь.