Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

В добрый путь: где на Кубани особенных людей учат водить машину

В добрый путь: где на Кубани особенных людей учат водить машину
Фото: Антон Приходько
В Тимашевске при комплексном центре реабилитации работает уникальная автошкола, где могут получить водительские права люди с огр

Рулить как все

В этой автошколе точно знают: нарушение слуха, ДЦП, травмы позвоночника и даже ампутация руки или ноги не преграда для тех, кто хочет сесть за руль. Ежегодно в Тимашевск съезжаются люди с ограниченными возможностями здоровья со всей страны, чтобы освоить вождение легкового автомобиля и получить права категории В.

Ежедневно, пять раз в неделю – занятия по теории и практике на автодроме. Несмотря на инвалидность, поблажек здесь не делают никому. Вождение машины – дело ответственное, любая ошибка на дороге может привести к серьезным последствиям. Кроме того, правила сдачи экзаменов будущими водителями в последнее время ужесточились.

Впрочем, сами ученики автошколы – люди ответственные и целеустремленные. А потому тех, кто не получает водительские права с первого раза, мало. Ведь для них стать автомобилистом означает обрести больше самостоятельности и свободы.

Екатерина Храмцова, чтобы записаться в автошколу, 30 часов добиралась поездом в Тимашевск из Брянска. Она успешно сдала теоретическую часть экзаменов. Осталось пройти вождение на автодроме. Его пришлось отложить из-за выпавшего снега. Но Екатерина уверена: у нее получится успешно преодолеть подъемы, спуски, развороты, парковку и получить заветные права. Тем более в Краснодарском крае она уже купила машину и планирует именно на ней уехать домой.

В автошколе обучают вождению людей с инвалидностью от 18 лет. Обязательным условием допуска к курсам является прохождение медкомиссии и получение справки о том, что человек может управлять автомобилем.

– Я целенаправленно выбирала эту автошколу, потому что у нас в Брянске таких нет. О том, что в Тимашевске учат людей с ограниченными возможностями здоровья, узнала из группы в социальных сетях, где общаются спинальники. Сама я получила травму позвоночника в результате несчастного случая – упала с высоты. Полгода была прикована к кровати. Потом была сложная и кропотливая реабилитация. Сегодня хожу с опорой и мечтаю все-таки начать передвигаться полностью самостоятельно. Но для этого еще надо много трудиться. Процесс будет долгим. А машина меня выручит, даст свободу передвижения уже сейчас, – поделилась ученица автошколы.

У Екатерины есть дача. Уже этой весной она мечтает сама туда ездить, чтобы сажать овощи и цветы, а потом ухаживать за будущим урожаем.

– Также хочу возить в школу своего ребенка, сразу на несколько дней делать покупки в магазинах. В общем, выполнять простые бытовые дела. В этом поможет автомобиль, – сказала Екатерина.

А 23-летнего армавирца Евгения Богумилова машина в буквальном смысле кормит. Он работает менеджером по закупкам. Без быстрого перемещения ему не обойтись.

– У меня проблемы с опорно-двигательным аппаратом из-за болезни. Быстро ходить не могу. На такси не наездишься, и просить кого-то постоянно отвезти меня устал. Давно хотел получить права. Через несколько дней они будут в кармане. Я в этом уверен. Преподаватели автошколы сделали для этого все. Только первые пару практических занятий для меня были сложными. Но инструктор подробно объяснил ошибки, и дальше я уже водил без нареканий, – рассказал Евгений.

Он также отметил, что сегодня в Краснодарском крае все больше людей с ограниченными физическими возможностями здоровья сами водят машину:

– У нас в Армавире я часто вижу на автомобилях специальный значок, говорящий о том, что за рулем водитель с инвалидностью. На одной улице со мной живет мужчина, который ездит на машине с ручным управлением. Он так же, как и я, прошел специальные курсы.

Рычаг-помощник

Именно ручное управление помогает водить автомобиль тем, у кого не действует одна рука, или инвалидам-колясочникам.

– Специальный рычаг позволяет педалям в машине работать без участия ног водителя. В зависимости от того, как его передвигать – вперед или назад, автомобиль будет ехать или тормозить. Это и есть ручное управление. Если у человека одна рука нерабочая, помогает специальная кнопка, которая берет на себя функцию этой руки, – объяснил мастер производственного обучения Сергей Букин.

Почти десять лет он работает в автошколе Тимашевска и помогает получить права людям с ограниченными возможностями здоровья.

– У моих воспитанников разные травмы. Но всех их объединяет одно: большое трудолюбие и тяга к учебе, – рассказал Сергей Букин.

Кстати, ему как инструктору не раз приходилось работать не только с людьми, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

– К нам в автошколу приходят ученики, имеющие проблемы со слухом. Для них своя методика обучения. Мы, инструкторы, даже выработали собственный язык жестов, с помощью которого объясняем практику вождения.

На теоретических занятиях в классах для таких людей включают специальную программу.

– Только прошлым летом в школе занимались четыре ученика с проблемами со слухом. Они свободно посещали мои занятия, – рассказала преподаватель правил дорожного движения Ирина Коновалова. – Когда я объясняла что-то, для них в режиме онлайн шла бегущая строка, где слова переводились в текст. Никаких проблем.

От пандуса до лифта

Автошколу в Тимашевске в целом можно назвать примером безбарьерной среды. Здесь все приспособлено для людей с ограниченными возможностями здоровья. Есть пандусы, для колясочников расширены дверные проемы, а главное – оборудован вместительный лифт с пультом управления, который поднимает и опускает с этажа на этаж людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

В здании, где ведутся теоретические занятия, помимо классов, расположены комфортные спальные номера и столовая.

– У нас единственная в России автошкола для людей с инвалидностью, где они не только учатся, но и проживают все время, пока длится курс. Это два месяца, – рассказал директор Тимашевского комплексного центра реабилитации Дмитрий Воякин. – Всего за год школа выпускает шесть потоков учеников. В связи с пандемией в каждом потоке сегодня чуть меньше людей – 10–12 человек. Всех учеников размещают по двое в комфортных номерах, обеспечивают пятиразовым питанием. Обучение в школе платное. Но для каждого оно рассчитывается индивидуально и не может превышать 75 процентов от среднедушевого дохода человека с ограниченными возможностями здоровья.

Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата по правилам могут водить только машину со специальным, ручным управлением. Его устанавливают в автомобиль организации, имеющие лицензию на такой вид работ.

Дмитрий Воякин также поделился хорошей новостью. Недавно автопарк школы обновили – закупили два новых автомобиля и оборудовали их ручным управлением. Всего сегодня используют пять машин. Этого вполне хватает для целой группы учеников.

Кроме автошколы, в центре уже не первый год работает еще одно направление помощи людям с ограниченными возможностями здоровья – курсы реабилитации.

– Это трехнедельные занятия по физиотерапии, ЛФК. На них записываются люди с инвалидностью, а также те, кто перенес инсульты, получил травмы в результате ДТП. Результаты очень хорошие. Были даже случаи, когда человек в начале курса передвигался на инвалидной коляске, а уходил уже на своих ногах, – рассказал Дмитрий Воякин.

Сейчас у центра появилась возможность дополнительно оборудовать для реабилитации несколько кабинетов. Например, совсем скоро пациенты смогут проходить здесь процедуры парафино-, гало- и прессотерапии.