Кубанские Новости
Культура

«Двойной» юбилей  Сочинского художественного музея

80 лет со дня строительства здания музея и 40 лет с момента, как музей впервые открыл свои двери для посетителей.

Здание художественного музея было построено в 1936 году по проекту академика архитектуры Ивана Жолтовского. В то время это был административный центр Уполномоченного ВЦИК СССР. Просторные залы и коридоры, колонны и портики – все в стиле сталинского классицизма. Долгие годы в здании находился Горком КПСС. В октябре 1976 года здесь открылся выставочный зал. Спустя 12 лет, когда количество единиц хранения в фонде перевалило за две тысячи, залу был присвоен статус музея. Сегодня директор музея Петр Хрисанов с гордостью рассказывает о своем детище.

На фото: Петр Хрисанов, директор Художественного музея

- Музей пережил многое, при этом выжил и адаптировался к современным условиям, - рассказал Петр Александрович. – В тяжелые 90-е в здании хотели открыть и биржу, и казино, и банк. Мы выстояли и остались учреждением культуры. При этом музей не стал каким-то анахронизмом, куда люди вообще не ходят. Мы стараемся быть современными. К примеру, у нас есть мультимедийный зал, которого нигде в России больше нет.

Сегодня здание музея является памятником архитектуры федерального значения. Не так давно в нем прошла реставрация. С окон исчезли решетки, впервые установлена система климат-контроля. Теперь все музейные экспонаты постоянно находятся в надлежащем температурном режиме. А их – ни много, ни мало – более 6 тысяч единиц хранения. Картины, скульптуры, предметы прикладного и декоративного искусства. За целость и сохранность экспозиции ответственен главный хранитель – Элеонора Мисарян.

Эту женщину поистине можно назвать не просто хранителем фонда, а хранителем целой эпохи и истории жизни музея. Элеонора Афанасьевна работает здесь с первого дня открытия. Пришла как сотрудник технадзора на время, да так и осталась на долгие годы. Позже стала экскурсоводом, потом младшим научным сотрудником, затем - старшим научным сотрудником. Сейчас в ведении Элеоноры Афанасьевны находится вся музейная сокровищница.

На фото: Элеонора Мисарян, главный хранитель музея

- Мне это близко, - с улыбкой вспоминает Элеонора Афанасьевна. - Больше нравилась экскурсионная работа, творческая. Работа хранителя – рутинная и скрупулезная, требует большой внимательности. Если я вдруг какой-то экземпляр не нашла в коллекции фонда – все, ни есть, ни спать не могу, пока не отыщу. Это большая ответственность. Но без этого не можешь. Те, кто работают в музее, привязываются к нему всей душой. Он становится для них ближе, чем дом родной. Люди живут этим. Домой приходишь, и все равно о нем думаешь.

Сегодня, признается Элеонора Афанасьевна, каждое полотно в музее она знает в «лицо». Прежде чем попасть в фонд, все картины проходят через хранителя. А когда экспонаты передают на выставку в зал, необходимо следить, чтобы их вовремя протирали, соблюдали температурный режим, в случае необходимости сразу отдали картину в реставрационную мастерскую, в которой также должна быть определенная температура.

За этим следит реставратор музея Светлана Бойченко. Ее главная задача - восстановление и сохранение коллекций. Ведь картины как и люди подвержены многим заболеваниям. Например, асфальтовой болезни, когда лак съеживается особым образом. Или когда от сильной влажности холсты впитывают влагу и провисают. Основной упор реставраторы делают на консервацию экспонатов, чтобы они в подлинном состоянии дошли до потомков. Картина, по словам экспертов, должна сохранять свою подлинность, аутентичность. Вещь наиболее ценна тогда, когда она остается в авторском исполнении, без посторонних вмешательств. Это, к сожалению, удается не всегда. И тогда в дело вступает реставратор.

- Реставратор, как хирург, должен иметь интуицию, - делится профессиональными секретами Светлана Бойченко. - Картины все разные, краски все разные. Одного рецепта для работы с полотнами нет. К каждому нужен свой подход. Реставрации не научат в институтах. К нам приходят на практику студенты из училища искусств. Но молодежь хочет выражать себя в искусстве, быть творцами. А реставратор – он не создает свое, он восстанавливает чужое.

На фото: Светлана Бойченко, реставратор музея

Главным достоянием музея сегодня является коллекция живописи, авторами которых являются знаменитые художники. Айвазовский, Шишкин, Поленов, Серов, Кустодиев, Лагорио, Клодт. Одновременно в музее порой экспонируется до 10 экспозиций. Вот и в этот раз по случаю круглой даты сотрудники музея подготовили юбилейную экспозицию, включающую в себя 100 произведений живописи и графики. Увидеть коллекции музея, не выставлявшиеся ранее, можно будет до конца текущего года.

Фото Станислава ПАВЛОВА