Кубанские Новости
Экономика
Юрий Ходзицкий

Армавир - родина уникальных машин

На испытательных машинах, которые производит завод "Точмашприбор", проходят испытания амортизаторы, устанавливаемые на реактор

Даже при поднятии затонувшей атомной подводной лодки «Курск» использовались огромные цепи, прочность и надежность которых была проверена в ходе предварительных испытаний на разрывных машинах армавирского предприятия.

Свою историю завод по производству гидравлических испытательных машин "Точмашприбор" ведет с 1953 года. Первоначально это уникальнейшее в нашей стране предприятие, основанное в Армавире и ставшее его гордостью, имело название ЗИМ. Через 50 лет - это уже ФГУП «Точмашприбор», а еще через 5 лет — ОАО «Точмашприбор». Четвертое превращение завода соединило оба прежних его имени — ООО «ЗИМ Точмашприбор».

В создании завода «ЗИМ Точмашприбор» немаловажную роль сыграл один любопытный исторический момент. Легенда ли это, либо событие, имевшее реальную подоплеку, точно неизвестно. Однако данная информация предоставляет почву для множества размышлений и догадок.

Итак, сразу после окончания Великой Отечественной войны, ведущие научные и военные стратеги нашей страны определили дальнейший путь промышленного развития - это оборонное производство. Создание современного вооружения потребовало нового, более высокого уровня модернизации технологий получения металлов и их сплавов.

Уроки войны убедительно доказали, что есть необходимость оснащения научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий, лабораторий и учебных заведений экспериментальной техникой, позволяющей вести механические испытания промышленной продукции из разного материала.

Для ускоренной модернизации нашего подводного флота и проектирования атомных кораблей возникла необходимость создания испытательной машины, которая еще не значилась в проектах и разработках. Были проведены предварительные переговоры со Швейцарией. Но более детально ознакомившись с заказом и определив первостепенную важность и уникальность крупногабаритной испытательной машины, швейцарская фирма потребовала солидную сумму за ее создание.

Тогда руководители заинтересованных ведомств направили просьбу со всеми сопутствующими расчётами генеральному секретарю ЦК КПСС И.В. Сталину. По легенде Иосиф Виссарионович смерил бумагу быстрым взглядом и без раздумий написал ярко красными чернилами на титульном листе: «Дешевле свой завод построить!».

К сожалению, такую резолюцию найти не удалось. Но легенда имеет место быть и поныне. Известно, что в дальнейшем И. В. Сталин собрал группу самых талантливых учёных-физиков и военных деятелей того времени, и поставил первоочередной задачу построения завода и изготовления испытательной машины.

Таким образом, Точмашприбор стал одним из главных импульсов для создания в стране производства испытательной техники.

За более чем 60 лет работы на заводе разработали и изготовили немало по-настоящему удивительных испытательных машин,в числе которых уникальная система нагружения пространственных конструкций СНПК-2000/300 с наибольшей нагрузкой статического режима 2000 тонн, предназначенная для проведения прочностных испытаний крупногабаритных натурных конструкций.


На фото ниже:

1,2) Производство уникальных машин в опытных руках

3) Когда станок и человек - как единое целое

4) Очередная испытательная машина готовится к отрпавке заказчику

5) Самые тяжелые грузы проходят через женские руки

6) Точность - вежливость машиностройтелей

7) Производственная летучка среди станков

8) Цифровые технологии - главная примета 21-го века

9) Когда одни приборы помогают делать другие

10, 12) Производство уникальных машин требует предельного внимания

11) Эти руки точнее многих приборов