Общество 19.09.2017 10:43

Сапер Черноморского флота

Просмотров: 3 Комментировать 0

Корреспонденты «КН» побывали на лучшем тральщике Черноморского флота «Ковровец», дислоцированном в Севастополе.

Найти и обезвредить

…Он не такой быстрый, как военный катамаран на воздушной подушке «Самум», и не впечатляет размерами, как крейсер «Москва». Но у «Ковровца» на Черноморском флоте, пожалуй, одна из самых сложных и ответственных миссий – сохранить другие корабли и жизни экипажей. Не зря моряки называют свой тральщик «морским сапером».

- Наш «Ковровец» ведет разведывательный поиск, обнаруживает и уничтожает минные заграждения. Тральщики - уникальный вид кораблей, единственный на флоте, способный выполнять эту сложную работу, - с гордостью говорит командир корабля, капитан 3-го ранга Александр Вавилов.

Александр Вавилов, капитан 3-го ранга, командир корабля

Предельно аккуратно, миля за милей, тралы буквально «вспахивают» морскую пучину в поисках подводных бомб.

- Вспомните историю, хотя бы послевоенное разминирование Балтийского моря, которое длилось больше двадцати лет. А ведь тогда мины были без процессоров и другой мудреной электронной начинки, - продолжает Александр Вавилов, - сегодня они стали гораздо сложнее, а значит больше усилий и осторожности требуется, чтобы их обнаружить и обезвредить. Часто по одному и тому же месту необходимо пройти до 30 раз, чтобы гарантировать, что бомб здесь больше не осталось.

Находить опасность под водой «морскому саперу» помогают специальные гидроакустические станции. Как признался командир, оборудование это еще первых поколений – 60-70-х годов. Но служит исправно.

- Станции определяют координаты, где заложены мины, и в дальнейшем наводят на них тралы. Сегодня на кораблях используют и новейшую гидроакустику, которая позволяет обнаружить мины на удаленном расстоянии. Но и наше оборудование пока не подводит. В августе мы проверяли его, станции нашли все учебные мины до одной.

Обнаруженные контактные мины уничтожаются прямо под водой, реагируя на акустические и электромагнитные поля, которые создают тралы.

- Есть еще якорные мины, они подсекаются тралами, всплывают и затем расстреливаются из корабельной артиллерии или уничтожаются с помощью подрывных зарядов, - объясняет Александр Вавилов.

Техника безопасности для команды при этом - строжайшая. Вес тралов, которые опускают на дно, достигает двух тонн. У моряков брезентовые рукавицы. Их легко снять, если человек вдруг зацепиться за трал, и его начало утягивать за борт. Сапоги также можно быстро сбросить при падении в воду. Кроме того, каждый, кто участвует в разминировании, на палубе корабля находится в спасательном жилете. А моряки, работающие у среза кормы, еще и дополнительно подвязываются страховочными тросами.

Техника безопасности - превыше всего

В открытом море у тральщика есть еще одна задача – безопасно проводить военные корабли с особо важными грузами, чтобы они не наткнулись на минные заграждения. Это происходит во время учений и военных операций. Причем, один тральщик с такой работой не справляется. Как правило, перед корабельным «караваном» идут сразу несколько «саперов», которые находят и взрывают мины на месте.

За свою сорокатрехлетнюю историю «Ковровец» обнаружил и уничтожил сотни мин и провел безопасными маршрутами не один десяток кораблей и сухогрузов. Сегодня он успешно выполняет боевые задачи в Средиземном море. За последние три года корабль выходил в его воды дважды. Последний раз, в 2016-м году под руководством Александра Вавилова. Тогда за 132 дня боевой службы «Ковровец» установил рекорд, оставив за кормой более 5000 морских миль. В новейшей истории флота в столь длительном плавании не был ни один тральщик. По итогам этого похода корабль признали лучшем в своем дивизионе по штурманской и противоминной подготовке.

Корабельная семья

Офицеры обедают в кают-компании, матросы заправляют кровати в кубриках, а командир с кружкой чая задумчиво рассматривает фото любимых жены и сынишки. Таким мы увидели «Ковровец» во время экскурсии по кораблю.

- Это затишье бывает в последнее время все реже и реже. Поэтому и ценится вдвойне, - улыбается командир, - вообще у нас есть главное правило, которое я перенял от предыдущих командиров и стараюсь поддерживать. «Ковровец» - одна семья. В этом преимущество и традиция небольших кораблей. Любой матрос, будь даже он всего несколько дней на службе, может со своей просьбой обратиться вплоть до меня. Я как командир общаюсь со всем личным составом, а не только с помощниками и заместителями.

Вадим Бугаев, матрос-срочник

Сегодняшняя команда «Ковровца» - около 65 человек – большая часть – контрактники. Но есть и матросы, которые несут срочную службу. В основном, ребят призывают из Севастополя и других крымских городов, а также из Владимирской области. Кстати, этот регион в 90-е годы взял над кораблем шефство в честь чего тральщик, который в то время назывался «Наводчик», переименовали в «Ковровец» - по названию города Ковров во Владимирской области.

Вадим Бугаев, матрос-срочник из Белогорска, на «Ковровце» недавно, но уже успел выйти в море и освоить непростые спуски и подъемы по корабельным трапам.

- До этого море видел, но на корабле, тем более военном не ходил. Сначала было не по себе, укачивало, но через несколько дней привык. Служба проходит спокойно, главное - кормят хорошо, - подмигнул парень.

Кок Владимир Бухмарев, и правда, старается на славу. Каждый день готовит сытный и вкусный обед. Особенно любит команда его фирменный тушеный картофель с мясом. Да и сам командир по секрету признался, что после походов в море, дома его сажают на строжайшую диету.

Владимир Бухмарев, корбельный кок

На вопрос о том, какие еще традиции соблюдаются на «Ковровце», кроме правила жить одной корабельной семьей, Александр Вавилов ответил.

- Конечно, поддерживаем ритуал посвящения в моряки. У нас недавно были курсанты из Краснодара, которые также его прошли. При рождении сына заносим новоиспеченного папу на корабль на руках, а вот обычай бросать моряков в воду, если родилась дочь, не практикуем, вода бывает холодной, а молодым папам нужно беречь здоровье.

Все праздники в море

А еще большинство праздников и семейных дат экипаж «Коворовца» встречает в море. Сыну командира, маленькому Валере в августе исполнилось три годика. На его Дне рождении папа быть не смог, как и на годовщине свадьбы с женой Анной.

- Семья не обижается. Понимают – это служба. Жена с самого начала знала, за кого выходит замуж, и что проще у нас никогда не будет. Мы с ней познакомились, еще, когда я был штурманом, семь лет назад, и с каждой новой должностью замечаю, что растет ответственность и уменьшается количество времени, проведенного дома, - рассказывает Александр Вавилов.

Большинство праздников экипаж «Коворовца» встречает в море

Кстати, после окончания военно-морского института в Санкт- Петербурге, он сам попросил распределения в Севастополь.

- Город этот для нашей семьи не чужой, у меня в 1942-м здесь прадед погиб во время десантной операции. Дед у меня кораблестроитель, много лет помогал конструировать корабли, поэтому я принял распределение в Севастополь с большим удовольствием. Четыре года служил на тральщике «Иван Голубец», потом был назначен и прослужил два года помощником командира на корабль «Вице-адмирал Жуков», но так как этот тральщик уже подходил к списанию, меня перевели на «Ковровец» сначала помощником, а потом, после того в Санкт-Петербурге прошел дополнительное обучение, стал командиром.

Как и любой отец Александр Вавилов уже сегодня задумывается, какую профессию выберет его сынишка, когда подрастет.

- Конечно, хочется, чтобы он продолжил мое дело, но также, как это было предоставлено родителями мне, у него должно быть право самоопределения. Если изъявит желание, буду его готовить к службе. Если найдет призвание на гражданке, я спокойно это приму. Главное чтобы он самореализовался. Что касается меня, я считаю, что море – мое призвание. У меня уже 16-й год службы пошел, и я все меньше представляю, кем мог бы стать на гражданке.


СПРАВКА «КН»

«КОВРОВЕЦ». Военный морской тральщик проекта 266 М, шифр «Аквамарин-М», предназначенный для проводки за тралами кораблей и судов ВМФ, поиска и уничтожения минных заграждений и прокладки фарватеров в минных полях.

  • Скорость полного хода корабля- 16,5 узлов
    Дальность плавания - 1500 миль (12 уз)
  • Длина - 61 м
    Ширина - около 10 м
  • Экипаж – более 65 человек
  • Корабль оснащен акустической аппаратурой, электромагнитным, акустическим и контактным тралами и артиллерийским вооружением.
  • Был заложен в Санкт-Петербурге и спущен на воду в 1974 году.
  • За время существования корабль сменил несколько названий. В 1982-м году именовался «Курский комсомолец», в 1992-м году стал «Наводчиком», а в 1999-м году, после того, как шефство над кораблем взяла Владимирская область, его переименовали в «Ковровец».

    «Ковровец» участвовал в охране советских промысловых судов у побережья Западной Африки. В 80-е годы 20 века помогал проходу судов в Персидском заливе во время ирано-иракской войны. Сегодня корабль выполняет боевые задачи в Средиземном море. Летом 2017-го года участвовал в охране Кубка конфедераций в Сочи.

ФОТО: Юрия ХОДЗИЦКОГО