Кубанские Новости
Туризм
Олег Филиппов

Туризм в эпоху пандемии: изменись или умри. Опыт Санкт-Петербурга

Туризм в эпоху пандемии: изменись или умри. Опыт Санкт-Петербурга
Фото: pexels.com
Локдауны и прочие ковидные ограничения заставили власти Северной столицы начать реформы в туристической отрасли. Они, впрочем, б

Не все флаги в гости

В 2019 году Санкт-Петербург посетили 10.5 млн туристов (каждый второй – иностранец), оставив в городе почти 380 млрд рублей. В 2020 году случилась пандемия и границы закрылись, внутренний поток туристов тоже заметно сократился. По итогу – менее 3 млн гостей (теперь уже только каждый пятый из них – иностранец) и снижение почти на 80% общей суммы оставленных ими денег.

За год пандемийных ограничений количество туристов, прилетевших в Северную столицу самолетами, сократилось почти вдвое
За год пандемийных ограничений количество туристов, прилетевших в Северную столицу самолетами, сократилось почти вдвое
Фото: visit-petersburg.ru

Для города, в котором с доходами от индустрии гостеприимства связаны, по разным оценкам, от 300 до 500 тыс. человек, этот удар пандемии не мог не оказаться очень болезненным. На первом этапе его смягчила финансовая поддержка государства. На региональном уровне она выразилась в беспрецедентных 4 млрд рублей налоговых льгот или субсидий, причем пакет мер разрабатывался в срочном порядке и к его реализации город приступил первым в стране.

Федеральной поддержкой стали гранты на реализацию 24 проектов по развитию внутреннего и въездного туризма на 52 млн рублей, внесение 17 петербургских компаний в список на получение субсидии из федерального бюджета и участие города в программе туристического кэшбэка, которая, по просьбе региональной власти, была продлена на весь 2021 год.

«У нас вы в безопасности»

Индустрия гостеприимства обязательно возродится после отмены пандемийных ограничений, ведь человек ХХI века – это «человек путешествующий». Но прежними ни турист, ни туризм уже не будут, к этому надо готовиться уже сегодня.

Мир туризма, как и весь мир, изменился в эпоху коронавируса
Мир туризма, как и весь мир, изменился в эпоху коронавируса
Фото: pexels.com

Конечно, на иной уровень выходят вопросы безопасности путешествий. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга разработал и согласовал с Роспотребнадзором городские стандарты безопасной работы гостиниц, туроператоров, организаций, представляющих экскурсионные услуги. Город стал первым в стране, присоединившимся к Safe Travels (Безопасные путешествия) – международному движению по обеспечению безопасного туризма и получившим собственный информационный знак Safe Travels SPB.

Организация турбизнеса, получившая такой знак, гарантирует гостям города, что ее услуги отвечают высоким стандартам безопасности. Перечень тех, кто уже отмечен этим знаком, размещен на портале Visit-Petersburg.ru. Здесь же немало и другой полезной в поездках информации – от интерактивного подбора экскурсий до телефона «горячей линии» для туристов.

Кстати, городской Комитет по развитию туризма стал одной из первых организаций, сотрудники которой привились от коронавируса. Председатель комитета Сергей Корнеев призвал всех представителей отрасли пройти вакцинацию, чтобы сделать пребывание гостей в городе максимально безопасным: «Если мы хотим, чтобы Санкт-Петербург развивался, а ограничения снимались, то я призываю вас не откладывать вакцинацию, переговорить с коллегами, сотрудниками и принять это нужное в настоящий момент решение. И этим, в свою очередь, позаботиться о сохранении всего большого коллектива туристской отрасли города и нашего знаменитого качества петербургского гостеприимства!»

Индустрия гостеприимства предусматривает, прежде всего, безопасность прибывающих
Индустрия гостеприимства предусматривает, прежде всего, безопасность прибывающих
Фото: pexels.com

В ряде гостиниц Петербурга уже более половины персонала прошли вакцинацию, и этот процесс продолжается. Задача стоит обеспечить иммунитет для каждого представителя турбизнеса города.

Это что-то новенькое!

Финансовая поддержка и повышение мер безопасности потребовались как немедленные антикризисные меры. Но для того чтобы не просто выжить, но и развиваться, отрасли необходимы более долговременные программы.

По-прежнему огромная часть туристов едет в Санкт-Петербург ради устоявшихся брендов – Эрмитаж, Невский проспект, разводные мосты, белые ночи и т. д. Но исторические достопримечательности города в допандемийный период уже приблизились к максимальным показателям, по центру города проходил туристский поток до 2 млн человек в сутки, при этом понятно, что новые разводные мосты не появляются, Невский не растет вширь, а белые ночи не становятся длиннее.

Новые локации для гостей города необходимы еще и с учетом постковидных реалий: многотысячные потоки туристов надо разводить по разным маршрутам. Это – одна из важнейших задач активно реализуемого сегодня проекта «Новая культурная и туристская география Санкт-Петербурга».

Еще с 2010-х годов в Петербурге стали формироваться пространства, туристские локации, которые разнообразили классические маршруты и помогали представить другие стороны современного, активно растущего города. Последние события только ускорили этот процесс. Сегодня таких точек уже более трех десятков. Здесь расположены зоны отдыха, проходят выставки современного искусства и ярмарки дизайнерской одежды, создаются арт-студии, проводятся фестивали, в том числе гастрономические. Эти локации каждый год посещают миллионы гостей, их число растет, причем как за счет туристов, так и самих петербуржцев.

Точки возврата

Результатами проекта «Новая культурная и туристская география Санкт-Петербурга», среди прочего, должны стать нивелирование сезонности, рост количества туристов и их рассредоточение по новым маршрутам, рост продолжительности пребывания гостей в городе, а также их повторные визиты.

Пандемия меняет географию Северной столицы. Внешне оставаясь мировым трэвел хабом, город создает новую карту внутренних путешествий. Прежняя ставка на классические экскурсионные программы по наиболее известным достопримечательностям уступает место формированию единого культурного пространства в городе, где новые локации будут интегрированы в классические маршруты с сохранением неповторимой атмосферы Санкт-Петербурга.

Современный Петербург – это классические маршруты и новые вызовы
Современный Петербург – это классические маршруты и новые вызовы
Фото: pexels.com

По словам председателя комитета по развитию туризма Сергея Корнеева, «в этом и заключается идея новой культурно-туристской географии – дать каждому человеку ответ на вопрос: зачем приезжать в Петербург и возвращаться сюда снова и снова?»