Кубанские Новости
Экономика

Бизнес на червях

Татьяна Макаренко, вернувшаяся на землю предков из Казахстана, была одной из первых на Кубани, кто занялся не совсем обычным для

Бизнес на червях


Татьяна Макаренко, вернувшаяся на землю предков из Казахстана, была одной из первых на Кубани, кто занялся не совсем обычным для здешних мест делом — разведением дождевого червя. Переехав из казахстанских степей в благодатный Краснодарский край и отучившись на платном семинаре в Москве, где овладела ремеслом выращивать червя-старателя по методу профессора А. М. Игонина, Макаренко занялась реальным делом в станице Баговской Мостовского района.


Когда-то на «казашку» (именно так местные поначалу за глаза называли приезжую) косились, а станичные кумушки, обсуждая на лавочках последние новости, недвусмысленно крутили пальцем у виска. Вместо того чтобы строить курятник или сарай для коров, она вдруг бахает из поликарбоната какой-то неведомый червятник! Теперь все это в прошлом. Сейчас станичники обращаются к ней не иначе как на «вы», по имени-отчеству и бегут к ней за советом. Сегодня у Татьяны Макаренко уже сотни последователей. Ее «червепоголовье» измеряется миллионами, ежегодно она реализует более сотни червесемей и почти десять тонн биогумуса.
Для справки: на образование одного сантиметра гумусного слоя, или натурального чернозема, природа тратит от 100 до 350 лет, потому что в природе не существует достаточного количества почвенных организмов, которые перерабатывали бы органику, консервируя ее в виде гумуса. С помощью одомашненного дождевого червя этот процесс можно ускорить в разы — причем не в десять, не в сто, а сразу в тысячу раз! В дикой природе на одном квадратном метре ученые насчитывают 10 — 15, а местами — максимум 50 — 60 червей. А по технологии, которую пропагандирует Татьяна Макаренко, запустив в компостную гряду полторы тысячи червей, за один-два года можно сделать то, на что природа тратит столетия. Высокая эффективность биогумуса, производимого червем-старателем, проверена неоднократно. При добавлении в лунки лишь небольшого его количества резко повышается урожай огурцов — с 14 до 27 килограммов с каждого квадратного метра, урожайность моркови и лука повышается вдвое, как и редиса и салата, а картофеля — на 23 процента.
Естественно, что такой эликсир плодородия должен стоить и определенных денег. Насколько выгодно для сельхозника это дело? По словам Татьяны Макаренко, в червятнике площадью 24 квадратных метра только за три летних месяца можно вырастить около 400 червесемей. Каждая такая семья стоит до трех тысяч рублей. А вообще, одна червесемья при правильном уходе только за один месяц способна размножиться до десяти семей. Да плюс биогумус — 30-килограммовый мешок стоит 2500 рублей. Вот и посчитайте! А нужна для этого всего лишь навозная куча. Кстати, что интересно: помет любых животных нужно предварительно готовить, а вот кроличий идет сразу.
— Для червячков помет кроликов — как для детей шоколад, — с улыбкой говорит Татьяна и дальше уже серьезно добавляет:
— Когда уже наша бедная земелька получит вдоволь червяка и восстановится?..
Вот так с помощью простых дождевых червей и старается Татьяна Макаренко помочь матушке-природе сократить срок восстановления почвы. Ведь далеко не случайно еще в Древнем Египте дождевых червей называли кишечником земли — за то, что они переваривают все органические остатки, мертвые ткани растений и животных. Эти подземные пахари не просто рыхлят поверхностный слой земли, а питаются органикой, перерабатывают ее и выделяют гранулы — копролиты, которые принято называть биогумусом. Пять горстей такой органики заменяют целый 50-
килограммовый мешок навоза. Воздействие же биогумуса на развитие растений и урожайность намного эффективнее и быстрее навоза — действует не через месяц, а уже на следующий день.
…Американцы, итальянцы, канадцы и японцы заботятся о червяках не меньше, чем об общепризнанных традиционных домашних животных — свиньях или коровах, собаках или кошках. Вот и Татьяна Макаренко по паспорту не американка и не итальянка, а наша российская гражданка, теперь уже «казахская» кубанка, да и по виду вроде не японка, но заботится о червяках, словно о своих детях. И этого не скрывает. Напрямую всем говорит: «Мои червячки — как мои дети. Они мне даже улыбаются». И глядя, с какой любовью, она возится с ними, я ей верю.
КСТАТИ
Разведение дождевых червей (вермикультивирование) — один из многочисленных способов получения биологических удобрений, известный еще с середины прошлого века. Значительных успехов в вермикультивировании добились ученые США. В ходе большой селекционной работы они еще в 1959 году вывели особый вид красного калифорнийского червя, основным преимуществом которого стала способность размножаться в обычном компосте под открытым небом. Технология оказалась достаточно востребованной, и сейчас в Штатах насчитывается почти 500 тысяч вермихозяйств, из которых более 700 — крупные производства. А Япония с помощью технологии вермикультивирования резко увеличила плодородие почв и, соответственно, урожаи, сократив пахотные земли на 17 процентов.
Своего плодородного червя искали и советские ученые. В 1982 году российский профессор А. М. Игонин в результате скрещивания южного (чуйского) и северного (владимирского) дождевых червей получил гибрид с уникальными свойствами, за которые червя назвали старателем. Игонин запатентовал свое изобретение. Тогда внедрить технологию в масштабах страны ему не удалось. Вторая волна интереса к вермикультивированию в России прокатилась в середине 90-х годов. Десятки фирм занялись разведением калифорнийского червя и созданием экологически чистых удобрений. Правда, большинство червеводов не смогли наладить производство биогумуса в промышленных объемах, так как на тот момент отсутствовала эффективная технология.
Анатолий ЧАЙКОВ, СОБКОР «КН».

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№183, 08-11-2014.