Кубанские Новости
Экономика

На Кубани появится единый реестр новых яхтенных стоянок

По подсчетам экспертов, в общей сложности в арсенале Черноморского побережья должно появиться более двух тысяч «посадочных» мест

Специально оборудованные стоянки яхт (марины), на которых экипажам предоставляются различные услуги, в высокий сезон востребованы и заполнены на 100%. Сегодня благодаря существующей в регионе морской туристской инфраструктуры Черноморского побережья Кубани возможно принимать до 600 судов. Власти края считают, что количество марин должно быть увеличено.

Точки роста

До конца этого года министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края совместно с муниципалитетами морских курортных территорий сформирует единый реестр действующих марин, а также инвестиционных проектов по созданию новых яхтенных стоянок.

Одновременно министерство курортов региона намерено поддерживать и соревнования по парусному спорту.

– Уверен, такие мероприятия будут способствовать тому, чтобы причерноморские города Краснодарского края становились международными туристическими центрами с развитой инфраструктурой, – считает руководитель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка. – Хочется обратить внимание местных властей и бизнес-структур – эта перспективная отрасль поможет развитию всех прибрежных городов Кубани.

Благодаря проекту строительства на побережье региона яхтенных портов кубанские курорты обретут более высокий статус, уверены в министерстве курортов.

Местные власти Анапы, Геленджика, Новороссийска, Сочи, Ейского, Темрюкского и Туапсинского районов совместно с департаментом по архитектуре и градостроительству края в самое ближайшее время определят участки для создания марин и промежуточных стоянок. Отдельный вопрос – рассмотреть возможность включения в проекты строительства и реконструкции марин инфраструктуры для малой авиации – вертолетов и гидросамолетов.


Кубанские курорты благодаря проекту строительства на побережье региона яхтенных портов могут привлечь не менее четырех миллиардов инвестиций.


Точки роста яхтенного туризма и мероприятия по комплексному развитию яхтинга в регионе совсем недавно обсуждались на прошедшем в кубанской столице совещании, в котором приняли участие представители федеральных учреждений, муниципалитетов и отраслевых предприятий.

– Наша задача – в ближайшей перспективе создать реально работающие условия для развития яхтенного туризма на Кубани, – говорит министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди. – Предстоит вывести это направление туризма на мировой уровень и при этом улучшить курортную инфраструктуру побережья региона.

По словам экспертов, на Черноморское побережье Кубани прибывают в основном судовладельцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и других городов страны, которые готовы оставлять яхты на «зимовку», если будут созданы современные марины в регионе. А это – сотни миллионов рублей от аренды стоянок, затрат туристов на курорте, которые попадут в краевой бюджет в виде налогов.

Однако существующие на сегодняшний день инвестпроекты по строительству марин на побережье Черного моря не учитывают ни тоннажность судов, ни габариты современных яхт. К тому же расположение существующих марин на Черноморском побережье региона не позволяет создать район так называемого интенсивного яхтинга, когда расстояние от стоянки до стоянки составляет не более 20 миль.

Аналитики полагают, что полезным может оказаться опыт Болгарии. У этого государства сравнительно небольшая прибрежная зона и абсолютное отсутствие островов. Поэтому для развития яхтенного туризма здесь начали строить малые порты. Когда эта программа только начала реализовываться, резко и неожиданно в Болгарии вырос спрос на яхты. Только за несколько лет их было продано на сумму 120 миллионов евро.

По неофициальным данным, более 160 тысяч яхт ходят под парусом в Средиземном море. А ведь держатели яхт – это очень богатые люди, которые любят путешествовать и привыкли тратить немалые суммы денег. Поэтому надо создать максимум условий, чтобы они стремились побывать на черноморских курортах России. У Кубани в этом отношении есть хорошие возможности развить такое направление и пополнить региональный бюджет, считают в Ростуризме.

Аналитики считают, что кубанские курорты благодаря проекту строительства на побережье региона яхтенных портов могут привлечь не менее четырех миллиардов инвестиций. По крайней мере, именно столько приносит индустрия яхтинга соседней Турции ежегодно.

– Для развития этого вида туризма турецкие власти приняли очень привлекательную программу, – поясняет председатель Ассоциации яхтсменов Черного моря Игорь Петров. – Там разрешен временный заход яхт под иностранным флагом на срок до пяти лет. Нет никаких преград, чтобы прийти и свободно плавать в турецких водах.

Поэтому эксперты высоко оценили решение российского президента, который в 2013 году подписал закон о возможности плавания парусных яхт под иностранным флагом в территориальных водах России за пределами пунктов пропуска через госграницу. Это помогло сделать черноморские курорты Кубани популярными у иностранных туристов.

Вместе с тем, считают эксперты, российские нормы погранично-таможенного оформления яхт не менялись с советских времен: таких сложных условий по заходу в порт для судов под иностранным флагом, которые действуют в стране, нет нигде в мире.

Лайнер набирает ход

Огромные возможности – у круизного туризма. Порт Сочи может одновременно принимать до пяти круизных пассажирских судов, в том числе два лайнера длиной более 300 метров, рассчитанных на 3,5 тысячи пассажиров. Хотя в мировой практике есть круизные суда и на шесть тысяч, где, помимо традиционных плавательных бассейнов, саун, есть искусственные водоемы для виндсерфинга и даже горнолыжные спуски и ледовые дворцы.

Разрабатываются и новые речные судоходные маршруты с заходами в Азовское и Черные моря. Специалисты полагают, что в своем потенциале круизы по реке Кубань могут составить конкуренцию прогулкам по Волге.

Сегодня наметился настоящий бум в круизном туризме. Этот вид отдыха характерен тем, что в течение сравнительно недолгого плавания, за две недели, можно посетить с десяток городов в разных странах и при этом еще отдохнуть с комфортом. А во время остановки в портах резко увеличивается потребление самых различных товаров (каждый турист за несколько суток оставляет, как минимум, по сто долларов). Строятся пассажирские суда не только на пять – шесть тысяч человек. В планах зарубежных компаний – построить гигант на 20 тысяч туристов. Лайнер с туристами – это ведь почти целый город.

Ранее круизный туризм испытывал определенные сложности в части пограничных визовых и прочих формальностей, которые сейчас большей частью устранены. Сначала лайнеры начали ходить в Новороссийск, затем – в Сочи. Власти региона заинтересованы, чтобы в кубанские города заходило как можно больше круизных лайнеров. Особенно в межсезонье.

– Мировой опыт доказывает, что круизы – это самый стабильный способ путешествий, – говорит заместитель руководителя Ростуризма Сергей Корнеев. – Именно на круизы, по международной статистике, приходится наибольшее количество людей, повторно выбирающих этот вид отдыха: опробовав его однажды, туристы стремятся на борт теплохода снова и снова. Ведь, по сути, это комфортабельная гостиница, которая движется, и картинка перед глазами путешественника почти непрерывно меняется. Кроме того, это один из самых безопасных способов путешествовать. Я считаю круизы перспективным направлением развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране. Думаю, есть огромный потенциал для наращивания круизных пассажиропотоков.

Наиболее перспективным, с точки зрения увеличения въездного турпотока в Россию, являются страны Юго-Восточной Азии. Количество туристов из Азии, посещающих Россию на круизных судах, выросло весной этого года на четверть. Растет спрос и на круизы по рекам России, особенную активность здесь проявляют туристы из Вьетнама.

При этом, как отмечают представители круизных операторов, стабильно высокий интерес к круизам по России остается у жителей Европы, США и Австралии.

Среди задач, стоящих перед круизной отраслью, по мнению Корнеева – обновление флота, модернизация существующей инфраструктуры: причальных стенок и речных вокзалов. Регионы могут решить проблемы с круизной инфраструктурой с помощью участия в Федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма, а также в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. В тех городах, где речные вокзалы и причалы принадлежат частным владельцам, требуется более эффективное взаимодействие местных властей с предпринимателями.

Кстати, несколько месяцев назад на международном туристическом форуме «Отдых» была презентована новая круизная линия Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь.

В свой первый круизный рейс теплоход «Князь Владимир» отправился нынешним летом с 250 пассажирами. А в сентябре в круизе побывало уже около 4000 пассажиров.

– Морское путешествие по Черному морю является очень интересным вариантом турпоездки, – говорит руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. – Оно позволяет объединить морскую прогулку с пляжным отдыхом и осмотром достопримечательностей красивейших южных портов России. Это по-настоящему конкурентоспособный турпродукт, который по праву пользуется растущим спросом среди туристов.

Курортный намыв

Лет десять назад на Кубани был разработан целый ряд любопытных проектов по строительству искусственных островов. Дополнительным драйвером послужил вступивший в силу новый федеральный закон, регулирующий создание искусственных территорий на находящихся в федеральной собственности водных объектах.


Краснодарский край испытывает острую нехватку пляжных территорий. Из 1200 километров кубанского побережья только около 8 процентов занимают благоустроенные пляжи.


Во-первых, по мнению экспертов, большая часть Черноморского побережья уже входит в сферу интересов того или иного инвестора и свободной земли там практически нет, а море пока не занято. Во-вторых, по российскому законодательству участки в стометровой прибрежной зоне не могут стать частной собственность, что таит для серьезных бизнесменов немалые риски. Другое дело насыпные острова: закон не запрещает оформлять их в собственность.

На Черноморском побережье планировалось создать как минимум четыре искусственных острова – в акватории Анапы, Темрюкского и Туапсинского районов, а также Сочи («Молодая луна», «Сакура», «Хомар», «Остров Югра» и другие). Среди этих проектов наиболее известен «Остров Федерация» (название связано с тем, что очертания его береговой линии будут повторять контуры границ РФ).

Однако из-за финансового кризиса планы не успели дойти до стадии полной проработки. Проекты строительства искусственных островов были отложены до лучших времен, но, как считают аналитики, идея хороша сама по себе. Мировая практика показывает, что за счет искусственных островов можно увеличить приток туристов.

Есть и еще один большой плюс, о котором говорят аналитики.

Не секрет, что Краснодарский край испытывает острую нехватку пляжных территорий, которые в пик сезона перегружены в два – три раза. По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, из 1200 километров кубанского побережья только около восьми процентов занимают благоустроенные пляжи (78 километров на Черноморском побережье и 17 – на Азовском). Строительство искусственных территорий (островов и полуостровов) подразумевает и создание новых курортных территорий, в том числе и пляжных.

Как полагают эксперты, учитывая проекты по развитию круизного туризма и яхтинга, у Краснодарского края огромные перспективы позиционировать себя как привлекательный курортный регион, примечательный не только пляжами и уникальным сочетанием климатических зон, но и смелыми идеями.