Кубанские Новости
Общество

Есть имя тебе фермер

Лауреат читательского конкурса нашей газеты «Колокола времени» Виктор Сергеев. 

Лауреат читательского конкурса нашей газеты «Колокола времени» Виктор Сергеев.
Главное его призвание — фермерство.
Года два назад ехали с председателем краевой АККОР Виктором Сергеевым к фермерам Тимашевского района. Тогда многие из них по программе господдержки приобрели новехонькие ростовские зерновые комбайны и колесные трактора. Он не скрывал своего удовлетворения, то и дело подчеркивая, что наконец-таки государство поворачивается лицом к фермерству. Рассказывал в дороге, как эти самые тимашевские фермеры взяли пустующие земли развалившегося местного колхоза, начали их обрабатывать, взвалили на свои плечи социалку, платят налоги, создали рабочие места.
А еще тогда Виктор Васильевич философски заметил, что свое — оно и есть свое, и напомнил слова Петра Столыпина о том, что мелкий собственник представляет собой ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве.
Сергеев и сам из этого ряда. Крутые повороты бывали не раз и в его жизни. Специалист по бурению нефтяных и газовых скважин успел во время практики поработать на Самотлоре в Тюменской области. Вернулся работать на Кубань. А затем неожиданно для самого себя, уже будучи инженером в пригородном краснодарском совхозе «Лекарственный», поступил в сельхозинститут.
К двадцатилетию фермерского движения в свет вышла книга писателя Владимира Казарезова «Фермеры России». Есть в ней и глава, посвященная председателю Кубанской АККОР Виктору Сергееву. Вот несколько строк из нее: «При той жизни Виктор Васильевич прошел и работу в хозяйстве в разном качестве (механик отделения совхоза, управляющий отделением, главный инженер, секретарь парткома), и службу в чиновничьих должностях в Краснодарском крае — в Агропроме. Так что он знал о социалистическом сельском хозяйстве все и не строил никаких иллюзий на счет его перспектив. Поэтому и свое собственное будущее с ним не стал связывать».
— В конце восьмидесятых появилась мотивация, — вспоминает Сергеев. — Поработаешь на себя и заработаешь. Когда я с семьей жил в пятиэтажке, своим работникам сов-хоз выделял по 15 соток земли. И я имел свой участок. Вместе с женой, детьми выращивал бахчевые, пополняя семейный бюджет. А потом началась борьба с нетрудовыми доходами. Стали бить по рукам людей, стремящихся сделать что-нибудь, чтобы и себе немного заработать, и на пустой рынок поставить хоть какое-то продовольствие.
Знаковым в своей жизни событием Сергеев считает принятие в 90-м году прошлого века Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Тогда фермеры получили полное законное признание. И вскоре по предложению АККОР руководство страны выделило на развитие фермерских хозяйств один миллиард рублей — так называемый «силаевский миллиард». Господдержкой каждый воспользовался по-разному. Кто старался прикупить сельхозтехники, а кто-то понабирал «мерседесов».
Сергеев возглавил крестьянско-фермерский союз Краснодара. Коллеги ценили его за стремление думать не только о себе, но и о других. В общем-то, стандартная фраза, но за ней многое кроется. Именно это качество Сергеева стало для многих фермеров мерилом того, что спустя несколько лет его избирают председателем краевой ассоциации. Понимал ли, что, идя на эту должность, активно включаясь в общественные дела, рискует нанести урон своему фермерскому хозяйству? Конечно, понимал, но и доверием товарищей не мог пренебречь.
Фермерствовать Сергеев стал с начала девяностых. Смело можно сказать, что он из отряда первопроходцев нового уклада жизни. К восьми гектарам, полученным от наделов членов семьи, прибавил тогда двадцать арендованных у совхоза. На личные сбережения купил старенький трактор и набор бэушного инвентаря. Вот с этого и начинал. Ремонтная база — в лесополосе. Как снять двигатель с трактора? Да очень просто: цепь потолще, а сук покрепче. Обед в поле. Ночевка в шалаше.
Кому скажи, что специалист высшего звена, успевший поработать краевым чиновником, вдруг сядет за трактор, — не поверил бы. А тут непреложный факт. Ладно, была бы это какая-нибудь трагедия, побудившая к занятию физическим трудом, так нет же — только личный выбор.
Недавно состоялся ХХV, юбилейный съезд краевой АККОР, из которых семнадцать прошли под его председательством. Считай, эпоха! И пора разительных перемен. Наблюдал в тот день за Виктором Васильевичем со стороны. Само олимпийское спокойствие. Улыбается, успел чуть ли не со всеми делегатами перездороваться до начала работы съезда. Свой, родной!
Да и фермерское сообщество, которое еще лет пять назад было таким разношерстным, предстало на юбилейном съезде, опять не побоюсь газетного штампа, — семьей единой. Сейчас фермеры Кубани производят 30 процентов кубанского зерна, более трети подсолнечника, пятую часть сахарной свеклы. Постоянно увеличивают производство не только овощей и ягод, картофеля и бахчевых культур, но также молока и мяса.
А давно ли мы слышали такие речи, что не нужно выделять фермерам много земли, они с ней не справятся? Что не по зубам им индустриальные технологии, что их удел — «ягодка малинка», «клубничка-земляничка»?
— Мы ведь раньше на свои съезды не очень охотно собирались, — вспоминает Сергеев. — Идешь и думаешь: ну, сейчас начнут нас и вдоль, и поперек полоскать — то урожайность ниже, то животноводством не так занимаетесь.
— Виктор Васильевич, ну был же все-таки в современной истории фермерского движения какой-то коренной поворот. Не все же вам давали от ворот поворот?
Соглашается. И тут же вспомнил Всероссийский съезд АККОР в 2011 году, в работе которого принял участие Владимир Путин. На том съезде фермерство получило высокую оценку. Тогда Владимир Путин сказал, что фермерство России состоялось как экономическая и социальная сила, в значительной степени как опора страны, важнейший источник развития сельских территорий, возрождения села и лучших его традиций.
А ведь чтобы получить такую оценку, многое пришлось пройти и многое пережить. Как-то один из фермерских съездов проходил в театре оперетты. Во всю ширину сцены — огромный лозунг, что фермеры накормят Россию. Такие пустые заявления, уверен Сергеев, бросали в общественную жизнь весьма далекие от фермерского движения политиканы, старавшиеся набрать на этих пустых лозунгах вес и очки в борьбе за депутатские и прочие руководящие кресла.
Охотников столкнуть лбами фермеров и крупных производителей всегда хватало. На любом витке двадцатипятилетней истории фермерства. Борьба за паи — дело ведь нешуточное. Порой до крайности доходило. Идет краевое собрание. Ведет его губернатор. Выходит на сцену директор одного из крупных предприятий и говорит, что конец животноводству в крае, уходит земля из хозяйств. Пенсионеры отдают свои паи фермерам. Да много чего еще говорили. Это было начало двухтысячных годов. Тогда губернатор, что называется, рубанул с плеча, сказав такую фразу в адрес фермеров: «Я объявляю вам войну!» Создали через время управление по развитию КФХ. На деле не помощь, а жесткий контроль.
Но время постепенно сглаживало острые углы. Хотя, как и сейчас признается Виктор Васильевич, душевная боль была нестерпимая. Вспоминая этот период, поделился со мной, может быть, самым сокровенным. Когда совсем стало невмоготу, пошел он в церковь к батюшке, исповедался. Спросил совета, как быть ему в этой ситуации, где взять сил и как жить дальше?
Еще прошло пару лет, и пришел-таки к ним на фермерский съезд губернатор. И разговор состоялся открытый, что называется, по душам. Признался Александр Ткачев, что раньше не воспринимал фермерство. Но, как сказал тогда, дословно: «Вы меня многому научили».
— Время может поставить любому оценку от минус бесконечности до плюс, но в разное время. Остается только дождаться нужной, — улыбается Сергеев. — Вот мы и дождались.
Конечно, земельный вопрос для крестьянства всегда был главным, во все времена. Сергеев вспомнил еще одну историю. Приходят как-то пайщики одного из хозяйств Тимашевского района, говорят: заберите наши земли. Стали разбираться, что да как. А директор хозяйства, парень молодой, строптивый, через губу не плюнет. Пришли пайщики за своим зерном, а он им: берите, дескать, ведра, насыпайте в мешки — и на весы. Ладно, была бы там сотня-другая килограммов, а то ведь — тонны. Ну, раз ты так с нами, то и мы по-другому поступим. Словом, доигрался председатель. С пяти тысяч гектаров его хозяйство, как шагреневая кожа, до двух ужалось. Пригрозил тогда этот директор, что голодных коров на трассу выгонит. И бесполезно было ему объяснять, что не коров выгонять надо в знак протеста, а с людьми лучше работать, чтобы они всегда рядом с тобой были.
Право выбора, как считает Сергеев, дорогого стоит. Заставляет и фермеров, и крупных производителей относиться к людям внимательней. Крупные хозяйства зачастую с рук на руки передают земли вместе с пайщиками, никого не спрашивая, как крепостных. Лоббируют свои интересы даже на уровне правительства. Так что успокаиваться еще рано.
Борис ЗОЛОТОВ, НАШ КОРР.
Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ», выпуск №115, 16-07-2014.