Кубанские Новости
Общество

...И была видна радость на небе и на земле

Раздается ликующий колокольный звон: близится очередная годовщина Крещения Руси. 

Раздается ликующий колокольный звон: близится очередная годовщина Крещения Руси. В 988-м году христианство стало традиционной религией. Князя Владимира крестили как христианина в Херсонесе, на территории нынешнего Крыма. Историки называют князя Владимиром Великим, церковь — святым равноапостольным, а народ нарек Владимира Красным Солнышком.
А началось все это немного раньше. В 50-е годы по Рождеству Христову самый первый ученик Сына Божьего апостол Андрей, величаемый за это Первозванным, прибыл в Корсунь. Там узнал он, что недалеко от города находится устье Днепра. Как не подняться вверх по великой реке? Как-то Андрей с учениками остановился под высокими горами.
— Видите ли горы эти? — спросил апостол у учеников. — На них воссияет благодать Божья, и будет тут город великий, и воздвигнет тут Бог много церквей.
Поднявшись вверх, он благословил горы и водрузил крест.
Минуло пять веков, и сбылось пророчество. Три брата и их сестра действительно основали город, назвав его именем старшего брата — Кий, Киев.
Долгие годы Киевская Русь оставалась языческой, отголоски этого, кстати, и сегодня слышны — празднование Масленицы, Ивана Купалы, обычай поминать близких на могилах чаркой. Но годы взяли свое, и княгиня Ольга, правившая Киевом, разгромив своего заклятого врага — древлянского князя Мала, взяла на воспитание его дочку Малушу и сына Добрыню. А через десять лет Малуша вместе с княгиней приняла крещение в Царьграде и стала православной. Через два года Малуша вышла замуж за сына княгини. Она-то и подарила ей внука Владимира — будущего крестителя Руси.
Историческое событие произошло у места впадения в Днепр реки Почайи. Вот как об этом пишет летописец: «Вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали в руках младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, расходились по домам»…
Построив первую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, князь сказал после молитвы:
— Даю церкви святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов.
Написав заклятие, добавил:
— Если кто отменит это, да будет проклят.
С этого дня и пошел на святой Руси обычай отдавать Божьим домам «десятину» – десятую часть своих доходов.
Церковь, развивающаяся в тесном союзе с государством, своей духовной силой объединяла людей, формировала подлинную соборность, основанную на совокупной духовности и преданности общей родине.
Поистине «первозванный край», кубанская земля слышала первое слово проповеди веры христовой от апостола Андрея, а во времена князя Владимира Тьмутараканское княжество было вторым по значимости на Руси. Знаменательно, что и монашеская жизнь Древней Руси после Киева, его Киево-Печерской лавры, начинается на кубанской земле, куда удалился сподвижник преподобного Антония Киево-Печерского преподобный Никон и основал здесь «монастырь, во всем подобный Печерскому», как говорится в «Повести временных лет».
Земля кубанская не знала такого стремительного религиозного возрождения, какое происходит в последние годы. Если в конце 80-х годов на Кубани было всего 3 собора, 18 церквей и 20 молитвенных домов, то сейчас храмов, церквей и монастырей уже почти 500. С 2011 года в крае успешно реализуется губернаторская программа «Сто храмов». За это время заложено 22 православных храма. Власть и церковь работают рука об руку, и многое делается для возрождения духовности.
Неслучайно наш регион стал одним из пяти в России, где широко отмечается День семьи, любви и верности, который установили в честь памятных святых Петра и Февронии, чей супружеский союз — пример истинно православной семьи.
Сегодня церковь получила возможность не только свободной проповеди, но и активной деятельности во исполнение одной из двух главных Божьих заповедей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Нынешний год Крещения земли русской совпал с празднованием 700-летия величайшего молитвенника и защитника преподобного Сергия Радонежского. За самоотверженное служение Господу он имел дар чудотворения и пророчества.
Церковь отделена от государства, но не от проблем его. И сегодня звучит неустанная молитва не только об укреплении государства российского, но и об окончании братоубийственной войны на Украине. Как, наверное, никогда раньше, мы, наследники православных отцов, ощущаем свою причастность к великой истории Святой Руси.