Кубанские Новости
Общество

Честно обманывать — это его профессия

Александр Кулаков работает волшебником. Если бы в нашем мире, как в книжке про Гарри Поттера, существовало министерство магии, о

Скорее на полицейского. С виду невозмутимый, с настоящим табельным оружием в кобуре, он оказался невероятно обаятельным артистом с более чем 35-летним стажем, который не выходит из дома без конфетки и веревочки для фокусов. А вдруг где-то рядом заплачет ребенок?

— Фокусника с табельным оружием мы никак не ожидали! Это реквизит?

— Да что ж такое — никто мне не верит! Пожалуйста, смотрите, удостоверение…

— …Член совета по культуре при МВД. Как так получилось?

— Совершенно случайно. Профессионально никакого отношения к силовым структурам не имею. Просто часто выступаю для силовиков, меня хорошо знают. Специально к Олимпийским играм в Сочи при МВД было создано культурное подразделение, я в него и вошел. Буду выступать на Играх с первого по последний день — встречать гостей, давать легкие представления. Только два человека из моего жанра там будут.

— Давайте непосредственно про фокусы. Как вы пришли в эту профессию?

— Опять же абсолютно случайно. Я — единственный артист в своей семье, в своем роду, во всех поколениях. Сам из Майкопа. Как-то раз мы с братом прогуливались в местном горпарке, нам было по 12 лет, и увидели афишу: «Идет набор в детскую цирковую студию». — Пойдем клоунами запишемся? — Да пойдем. Вот и вся предыстория. Начали ходить, брат потом забросил, а я постепенно втянулся, начал работать. Так получилось, что в 15 лет стал самым молодым в Советском Союзе руководителем детской цирковой студии. Сначала временно, но так и остался, пока меня не пригласили в Московский цирк. Потом ушел в армию, служил на Украине. Отслужив, устроился в Киевский цирк, отработал 14 лет, вышел на пенсию в 36 лет. И вернулся сюда, на Кубань.

— Что вы умеете как артист?

— В цирке я работал как коверный, то есть клоуном. А это самая трудная профессия в цирке. Ты обязан делать все. Причем лучше, чем артист данного жанра. Это и ответ на ваш вопрос — я умею практически все.

— Что такое фокус? Волшебство или обман?

— Выходя на сцену, я всегда говорю: «Сейчас я вас буду честно обманывать». И это, наверно, единственная профессия в мире, когда человек обманывает, а ему еще в ответ аплодируют, деньги платят и в тюрьму не сажают. Это и обман, и волшебство. А с другой стороны — это умение человека создать иллюзию.

— Как рождается идея фокуса?

— Идеи сводятся к одному — что может удивить? То, что обычный человек не сможет сделать. Например, взлететь. И сразу появляется идея — надо сделать такой фокус, чтобы человек мог взлететь. Так и рождается любой фокус — исходя от обратного.

— А у вас были ситуации, когда фокус не получался?

— Конечно.

— И как вы из них выходили?

— С юмором. Я никогда не говорю, что фокус не получается. Ведь любой фокус имеет несколько вариантов. Я тут же исправляю свою ошибку, и зрители воспринимают это, как положено. То есть они даже не замечают, что у меня что-то не получилось.

— Наверняка часто просят раскрыть тайну фокуса. Раскрываете? И как относитесь к ситуациям, когда зритель угадывает ваш секрет?

— Совершенно нормально отношусь. Это говорит о том, что мне нужно лучше тренироваться. Но сам никогда не раскрываю. Раньше был так называемый кодекс чести фокусников, и мы писали расписку о неразглашении. Фокусников было не так-то много — в Советском Союзе всего около 300. А во всем мире — не более 3 тысяч. А сейчас — все это не секрет, в Интернете есть все описания. Хотя… Все по-умному делается. Даже зная секрет чужого фокуса, вы, скорее всего, его не сделаете. Потому что всегда есть недосказанность. Фокус подразумевает отработку и собственную творческую фантазию. То есть додумайся сам и сделай для себя, по-своему.

— А когда вы привлекаете зрителя к своему фокусу, он же становится посвященным в ваш секрет?

— Нет. Он уходит, так ничего и не поняв. Я его якобы обучаю, он все равно ничего не понимает, это очень комично выглядит.

— Фокусник делает то, что кажется невероятным. А как у вас отношения с тем, что действительно невероятно, сверхъ-естественно? Умеете так?

— У меня есть такой номер — передача мысли на расстоянии. Основан он на системе Вольфа Мессинга, то есть построен на знании психологии человека.

— А у вас это что — дар, особые способности или кропотливое изучение психологии?

— Наверно, все вместе. Когда я в советское время показывал этот номер, мне предлагали работать в КГБ. Там был спецотдел по подготовке экстрасенсов. Конечно, тогда это было засекречено. Я тогда отказался, сказал: «Извините, я артист».

— Вы всегда готовы показать фокус?

— Всегда. Карты, веревочка — всегда при себе. Если нет — можно попросить монетку, купюру — потом отдать. Потому что мало ли, в какую ситуацию ты попадешь. Вдруг понадобится срочно кого-то развеселить. Надо быть готовым ко всему.

— А можно из воздуха фокус сделать?

— Так из него все фокусы и делаются! Это главный принцип фокусника. Что-то должно появиться из ничего, и что-то должно исчезнуть в никуда. А еще хороший фокусник должен уметь обмануть самого себя — так мне говорил мой учитель.

— Получалось?

— Да. В свое время он меня заставлял по 5-6 часов крутить мячик в руке — чтобы разрабатывать пальцы. И потом, подходя к зеркалу, я действительно обманывал сам себя — у меня шарик исчезал в руках. Хоть на мгновение, но исчезал.

— Для кого вам интереснее работать — для детей, для взрослых?

— Честно? Мои самые любимые зрители — полицейские. Это вообще отдельный вид. Дело в том, что полицейские у нас привыкли к власти, привыкли быть как бы над всеми людьми. Это у них в голове. А тут выходит какой-то фокусник и возвращает их в детство. Обманывает их, хотя они думают, что их обмануть невозможно. И от этого они приходят в неописуемый восторг! В настоящий, детский. Они радуются, что их кто-то обманул, действительно, по-настоящему. Но в целом, конечно, самый непосредственный и самый доброжелательный зритель — это ребенок. Но он и самый трудный — его очень сложно обмануть. Например, говоришь взрослым людям: «Посмотрите на правую руку». Все смотрят. А левой я могу делать все, что угодно. А ребенок никогда не будет смотреть только на правую руку. Он обязательно сразу посмотрит на левую. Хотя, казалось бы, наоборот, взрослый человек должен быть более въедливым. Но подсознательно мы так хотим быть в детстве. Потому люди и любят фокусы, любят, когда их обманывают.

— А в целом как изменился ваш зритель? Вы ведь более 35 лет показываете фокусы.

— Очень сложный вопрос. Но в целом скажу так — сейчас люди больше ушли в свои проблемы. Если раньше им надо было хлеба и зрелищ, то сейчас им нужно больше хлеба, понимаете?

— Как будете отмечать Новый год?

— На работе, как обычно. За последние 20 лет только лишь два Новых года я не работал. Искренне сожалею, что мой сынишка, которому 9 лет, просто не знает, что такое праздник Новый год. Он фактически никогда не отмечал его по-настоящему. Мы с супругой уезжали работать, а он просто ложился спать.

— Признавайтесь, верите в Деда Мороза?

— Я сам семь лет был городским Дедом Морозом в Севастополе… Еще бы я не верил! Но неблагодарная это работа. Благодарная — от публики, но от физического состояния совершенно неблагодарная. Я за 10 дней килограммов 15 терял в весе. И морально истощался сильно. Так что верю, еще как. Иначе как бы я волшебником стал?

Ирина АНДРЕЕВА

Фото Константина СЕМЕНЦА