Кубанские Новости
Общество

Что мешает велосипедисту в Краснодаре стать полноправным участником дорожного движения?

Этот вопрос корреспонденты «КН» обсудили в конференц-зале за «круглым столом» с представителями ГИБДД, ч

Началось мероприятие весьма показательно: первыми приехали именно те, кто передвигается по городу на велосипеде. А вот служебные автомобили чиновников задержали пробки.

— Как вы считаете, сегодня двухколесный транспорт на дорогах Краснодара имеет те же права, что и другие участники дорожного движения? — с этого вопроса началась наша беседа.

Начальник отдела ГИБДД УМВД РФ по Краснодару Олег Богун:

— Велосипедист, несомненно, такой же участник дорожного движения, как и водители остального транспорта. Главное — он сам должен это осознавать и соблюдать правила. К сожалению, делает это далеко не каждый. Основные причины аварий с участием велосипедов — езда в неположенном месте, несоблюдение очередности проезда, проезд на запрещающий сигнал светофора.

Координатор группы «ВелоКраснодар» Константин Трудик:

— Сегодня велосипед как средство передвижения используют очень мало краснодарцев. Он больше связан с отдыхом или спортом. И, к сожалению, многие велосипедисты уверены, что тротуар или парковая зона — самое подходящее место для езды. Именно по этой причине в парках велодорожки необходимы не столько для того, чтобы помочь велосипедистам, сколько для безопасности пеших посетителей мест отдыха.

Признаю, что, действительно, многие, садясь за руль двухколесного, не задумываются о соблюдении правил движения. Я лично ловил подростков, которые едут против движения или наискосок. Мы собирались выпускать листовки с правилами для велосипедистов, но сейчас в Думе на рассмотрении находятся поправки к ним. Как только их примут, мы займемся агитацией вплотную.

— А какой штраф предусмотрен за езду по тротуару?

Олег Богун:

— С 1 сентября текущего года за это нарушение штраф повысился с 200 до 800 рублей. За вождение в состоянии алкогольного опьянения — от тысячи до полутора.

— С другой стороны, как в Краснодаре соблюдать правила, проезжая на велосипеде по правой обочине, если она полностью заставлена припаркованными машинами? По крайней мере, в центре города.

Начальник управления по физической культуре и спорту администрации Краснодара Андрей БРИЖАК:

— Объезжать. Я сам передвигаюсь по городу исключительно на велосипеде. Специально во всех округах Краснодара посмотрел, какие есть условия для велосипедистов, где можно нарисовать велодорожки. Вижу, что если велосипедист соблюдает все правила, другие участники дорожного движения уважительно к нему относятся, нередко сами пропускают вперед. Просто в Краснодаре велокультура только начинает формироваться. А со временем, уверен, велосипедисты научатся вести себя так, чтобы их принимали за полноправных участников дорожного движения.

И активисты велодвижения в Краснодаре действительно способствуют формированию этой культуры. Мы регулярно встречаемся для того, чтобы обсудить, где лучше провести то или иное мероприятие, связанное с двухколесным транспортом, и я вижу, что ребята учитывают безопасность и комфорт всех — начиная от пешеходов и заканчивая автолюбителями.

Заместитель начальника управления дорожно-мостового хозяйства Краснодара Владимир АРХИПОВ:

— К сожалению, в центре кубанской столицы сейчас добавить или расширить тротуары невозможно. В Краснодаре сегодня зарегистрировано 370 тысяч единиц транспортных средств. Плюс порядка 150 — 170 тысяч ежедневно проезжают через город. То есть в первую очередь стать полноправным участником движения велосипеду мешает колоссальное количество транспорта. Сейчас планируется реконструкция восточного и западного и строительство южного обходов Краснодара. Все это поможет разгрузить город. Остро стоит вопрос строительства дополнительных развязок, возведения еще одного-двух мостов через Кубань. Это стоит огромных денег, но при помощи краевой администрации проекты будут реализованы.

При этом наша главная проблема все-таки — скопление личного транспорта в центре Краснодара. Во всем мире она решается приоритетом движения общественного транспорта. Он, кстати, тоже может быть экологичным: город уже приобретает экобусы, новые трамваи и троллейбусы. Так вот, во всем мире действует запрет на въезд личного транспорта в центр мегаполиса. У нас об этом речь не идет, но и просто бросить машину где попало, как это происходит сейчас, будет невозможно. В городе уже в октябре появятся две первые платные муниципальные парковки. Одна на улице Буденного между Красноармейской и Красной, другая, плоскостная, — на улице Рашпилевской. Платные стоянки появятся и на проезжей части. У нас уже есть улицы, в которых осевая разделительная линия специально смещена для возможности парковки по правой стороне. Мы понимаем, что поначалу это может вызвать возмущение, люди будут говорить о высоких ценах, но от такого подхода не уйти. Город идет по европейскому пути, освобождая центр от лишнего транспорта. И в недалеком будущем краснодарцы поймут, что общественный транспорт гораздо дешевле и удобней. По крайней мере, в центре города.

Позже мы придем и к велодорожкам в центре Краснодара. Сделать их изолированными или совмещенными не получится — тротуары в историческом центре не дотягивают даже до нормативов действующих ГОСТов.

Там, где это возможно, мы вплотную занимается их обустройством: активно оснащаем их пандусами, удобными не только людям с ограниченными возможностями, но и велосипедистам.

В курортных городах Кубани сделать велодорожки гораздо проще — там изначально присутствуют широкие зеленые зоны и тротуары. У нас пока таким набором могут похвастаться только новые районы. На мой взгляд, при согласовании проекта многоэтажки необходимо как одну из обязательных норм ввести и строительство велодорожки.

— Когда эти планы осуществятся?

Владимир Архипов:

— В Европе этот процесс занял десятки лет. Надеюсь, у нас все пройдет быстрее. На самом деле, первые шаги к тому, чтобы передвигаться на общественном транспорте стало удобнее, мы уже сделали. Речь идет о запрете ездить по трамвайным путям для личного транспорта. Когда мы только разрабатывали эту идею, опасались, что параллельные улицы будут перегружены. Но этого не произошло. Мы не получили ни одной жалобы на это нововведение — только благодарности.

— Мы специально пригласили начальника отдела по транспорту и связи города Анапы. Этот курорт известен своей велокультурой, здесь двухколесному транспорту уделяется особое внимание. Расскажите, пожалуйста, легко ли ездить на велосипеде по Анапе?

Начальник отдела по транспорту и связи города Анапа Юрий Кудрявцев:

— У нас велосипед тоже пока является прогулочным и туристическим видом транспорта. В городе развит горный и спортивный туризм. Но опыт работы с велосипедистами в Анапе, конечно, богаче, чем в других городах. Поначалу автомобилисты воспринимали двухколесный транспорт как помеху на дороге. Особенно если они двигались колонной. Но в настоящее время многие относятся уже с пониманием. Сейчас у нас выделены разметкой велодорожки на Пионерском проспекте. Но, к сожалению, нередко водители автотранспорта бросают машины на месте, отведенном для велосипедистов.

В этом году мы организовали в городе 20 велопрокатов, которые пользуются заметной популярностью как горожан, так и отдыхающих.

— Есть ли общие веломаршруты, которые позволят, например, гостям увидеть всю Анапу?

Юрий Кудрявцев:

— Пока нет, но идея интересная. Будем встречаться с активистами велодвижения и разрабатывать такие маршруты. При этом надо соблюдать и интересы пешеходов.

— Какая-то отдельная концепция оптимизации транспорта спасла бы Краснодар? И какой она должна быть?

Владимир Архипов:

— В Москве есть такая концепция. Она называется «Интеллектуальная транспортная система». Она актуальна для любого города. Там прописано автоматизированное управление движением, немедленное реагирование на чрезвычайные ситуации и т. п.

Велоактивист Алена Хохалева:

— Такая концепция необходима, и мы всегда готовы принять участие в разработке веломаршрутов, подсказать что-то.

— Готовы ли госслужащие и начальник ГИБДД пересесть из служебного авто на двухколесный транспорт?

Олег Богун:

— У меня есть велосипед, но, к сожалению, покрутить педали удается редко — мало свободного времени. А жаль, ведь это не только транспортное средство, но и спорт, полезный для здоровья. Особенно при кабинетной работе.

Спортивный обозреватель «Кубанских новостей» Федор Пономарев:

— Но, глядя на велосипедиста в форме, водители и двух-, и четырехколесных транспортных средств стали бы вести себя гораздо дисциплинированнее…

Олег Богун:

— Может быть. Но ездить в форме, а потом в ней же работать весь день не очень комфортно.

Андрей Брижак:

— Я езжу на работу и обратно на велосипеде, но мне проще — в спортивном комплексе «Олимп», где расположен мой офис, есть велостоянка, а также возможность принять душ и переодеться. Это исключение из правил.

Юрий Кудрявцев:

— В Анапе пытались пересадить на велосипеды сотрудников ППС. Но когда тем приходилось спешиваться, чтобы задержать правонарушителя, бывали случаи, что транспорт воровали. У нас небольшой город, проще пройти пешком. Те же, кто живет в пригороде, уже ощутили, что на велосипеде добираться на работу и обратно удобнее. Понятно, что речь не идет о Благовещенке или Гостагаевской — 30 километров туда и обратно на велосипеде не очень удобно.

— Что надо сделать, чтобы велосипед стал полноценным видом транспорта? В том же Китае на нем ездит подавляющее большинство населения.

Константин Трудик:

— В станицах велопарковки есть почти у каждого магазина, потому что там все передвигаются на велосипедах. Причем это не насаждают сверху, стоянки здесь необходимость. Я видел полностью занятые парковки возле школ. Но в станицах и условия для велосипедистов удобнее — там обочины дорог пустуют. В Краснодаре, если дорога ограничена бордюрным камнем, ты едешь зажатый. Этого все боятся, и я боюсь. Меня, бывало, и специально прижимали к дороге, и разные конфликты были с водителями машин. То есть для велосипедистов сейчас все-таки две главные проблемы — дорожная и социальная. Был случай, когда меня намеренно сбивали, правда, как выяснилось, водитель был пьян. Словом, регулярные поездки на велосипеде — пока что дело группы энтузиастов.

Тот же дождь и снег, скажем, велосипедисту не помеха при наличии крыльев и соответствующей одежды. В Амстердаме группы людей, которые под проливным дождем передвигаются на двухколесном, не редкость. Но там дороги сделаны так, что вода с них стекает. А что в Краснодаре? В ливень у нас по колено воды.

— Так какую проблему надо решать в первую очередь: социальную или дорожную? Может быть, ГИБДД должно проводить какие-то акции, посвященные пропаганде велодвижения?

Инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД РФ по Краснодару Руслан Русый:

— Акции по пропаганде соблюдения правил дорожного движения мы проводим регулярно. Разумеется, рассказываем и о том, как должны вести себя велосипедисты на дорогах. Главная аудитория, на которую мы работаем, — дети и молодежь. Потому что культуру поведения на дорогах надо прививать с детства. В каждой школе Краснодара есть отряды юных инспекторов движения. В автогородках мы учим их ездить на велосипедах с соблюдением всех правил.

Константин Трудик:

— Надо вести активную работу по всем средствам массовой информации. Объяснять, что уже не модно покупать крутые иномарки. Давайте поиграем в японцев. Они утром вышли все в костюмчиках, сели в электричку и поехали на работу.

Владимир Архипов:

— В Европе люди понимают, что они не одни живут в этом городе, и пользоваться общественным транспортом или велосипедом в мегаполисе не зазорно, а, наоборот, престижно.

текст: Екатерина Некрасова

фото: Людмила Решетняк