Кубанские Новости
Общество

Руфина Дегтярева: «ФАС не любят только нарушители»

Руфина Дегтярева: «ФАС не любят только нарушители»

Гостем конференц-зала «КН» стала руководитель краевого управления Федеральной антимонопольной службы Руфина Дегтярева, рассказавшая, почему на привлечение виновных уходят годы и в чем можно учитывать опыт конкурентных ведомств зарубежных ст

Александр Власенко, обозреватель по вопросам права.

- Руфина Викторовна, мне кажется, что не все люди до конца понимают специфику работы ФАС и понимают ее важность. Чем занимается ваша служба?

- Позволю себе не согласиться. Когда мы начинали, многие действительно не знали антимонопольное законодательство, но теперь все иначе. Об этом свидетельствует огромный поток обращений, который все время возрастает. В текущем году в управление их поступило уже более 12 тысяч. Мы сами удивляемся такой осведомленности людей о нашей работе. Тем более что освещаем ее в СМИ не настолько активно, как хотелось бы. Просто физически не все успеваем из-за огромной нагрузки. Управление контролирует соблюдение законодательства о защите конкуренции, о рекламе и о размещении заказов на территории Краснодарского края. Наша деятельность очень разнопланова, так как затрагивает все сферы экономики от энергетики и связи до ЖКХ и торговли. И это притом, что в краевом управлении ФАС трудится всего 53 человека с учетом обеспечивающего персонала. Я не знаю в нашем крае другого федерального органа с таким небольшим количеством сотрудников и столь обширными полномочиями.

- Насколько плодотворно идет работа в текущем году и довольны ли вы результатами?

- За 9 месяцев текущего года уже рассмотрено 200 дел о нарушении антимонопольного законодательства, 32 дела о нарушении закона о рекламе, 820 жалоб участников размещения заказов, 522 дела о привлечении к административной ответственности. Больше всего нарушителей — в сфере электроэнергетики и ЖКХ. Штрафов наложено почти на 15 миллионов рублей, из которых взыскано 11. Это меньше, чем в прошлом году, потому что мы постепенно переходим от карательных мер к предупредительным. Из-за этого и снизились оборотные штрафы. В прошлом году изменилось законодательство и теперь в ряде ситуаций мы сначала даем нарушителю шанс исправиться. И это очень эффективная мера. Потому что когда сразу возбуждались дела и выдавались предписания об устранении нарушений, ответчики привлекались к административной ответственности в виде штрафа, в связи с чем, практически во всех случаях обжаловали наши решения в суде. По закону предписание антимонопольного органа не исполняется до окончания судебных разбирательств, а ведь они могут длиться годами. Но ведь самое главное — побыстрее устранить нарушение, восстановить чьи-то права. И конечно проще и выгоднее отреагировать на предупреждение, чем долго судиться и платить штраф при проигрыше. Так, например, в этом году управлением уже выдано более 100 предупреждений о прекращении нарушений, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора, необоснованном уклонении от заключения договоров в различных сферах экономики. Наибольшее количество предупреждений выдано субъектам розничного, рынка электроэнергетики.

- Антимонопольная служба вносит весомый вклад и в подготовку сочинской олимпиады. Что сделано вами для большого спорта?

- Особенно актуально это было на этапе проектирования и строительства олимпийских объектов. Шло множество жалоб на действия, связанные с размещением заказов на выполнение работ. Чаще всего все сводилось к нарушениям в аукционной или конкурсной документации либо действиям комиссий по торгам. Одних участников неправомерно допускали к конкурсу, других — безосновательно отклоняли. Управление все выявленные нарушения пресекало, наказывало виновных, в том числе и членов комиссии. Сейчас таких жалоб уже не много. Также раньше рассматривалось много дел, связанных с незаконным использованием олимпийской символики. Чаще всего она размещалась на товарах — одежде, сувенирах и т. п. Но были и уникальные дела. Бренд «Сочи-2014» использовался в фирменном наименовании юридических лиц, в Краснодаре работало кафе с названием «Олимпиада». Во всех случаях мы выдавали предписания о прекращении нарушений и привлекали виновных к административной ответственности. Сумма штрафа — до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Но когда АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» стал выдавать разрешения на использование символики, и эта тема активно стала освещаться в СМИ, нарушений стало гораздо меньше. Если раньше мы ежегодно рассматривали до ста таких дел, то в текущем году их пока всего пять. И еще добавлю, что за месяц до олимпиады и в течение месяца после нее планируется ускоренно рассматривать дела о нарушениях, пресекать их и налагать штрафы, в связи с чем, хотелось бы обратить внимание потенциальных нарушителей на необходимость строго соблюдать закон.

- Насколько успешно идет борьба с нарушениями в сфере ЖКХ? В этом году вы даже обсуждали эту тему на специальной встрече с губернатором Кубани.

- Часто поступают жалобы на действия управляющих компаний. Например, много их в отношении управляющей компании, доминирующей на рынке по управлению домами в краевом центре. В одном случае жильцы, создавшие свое ТСЖ, решили уйти из этой компании, но она очень долго не передавала им техдокументацию. Дело не сдвинулось с мертвой точки, пока мы не вмешались и не выиграли суд. Поступало очень много обращений в связи с тем, что управляющая компания взимает плату за вывоз мусора, рассчитывая ее по количеству квадратных метров на человека. Конечно, для них так выгодно. Мы посчитали, что это неправомерно, компания обжаловала наше решение, но буквально на днях краевой арбитражный суд подтвердил нашу правоту. Недавно он также подтвердил и законность нашего решения о признании в действиях этой же компании факта нарушения закона о защите конкуренции. Управляющая компания заключила договоры подряда по замене лифтового оборудования в домах без проведения конкурса. При этом я хочу отметить, что мы можем пресекать нарушения только доминирующих на рынке субъектов, а не всех, кто, по мнению потребителей, нарушает их права. Больше всего вопросов в сфере ЖКХ возникает к снабжающим компаниям по поводу присоединения к сетям, необоснованным отключениям от ресурсов. По разным причинам они не реагируют на обращения, затягивают сроки, не заключают договоры, не выделяют мощности. А люди сидят без света, воды, газа. Сейчас по поручению президента страны мы проверяем действия властей в городах края с населением более ста тысяч человек. По закону если жильцы сами не определились с выбором способа управления домом, то орган местного самоуправления обязан провести конкурс по выбору компании.

Иван Прытыка, заведующий отделом экономики.

- Несколько лет назад у всех на слуху было дело о ценовом сговоре нефтяных компаний. Чем все закончилось?

- Комиссией управления по результатам рассмотрения дела было вынесено решение о нарушении антимонопольного законодательства и выданы предписания дочерним компаниям Лукойла и Роснефти. Но каждая из этих компаний отдельно их обжаловала, при этом исковые заявления от них в первой инстанции приняли разные судьи. В результате были приняты два противоположных судебных решения. В одном случае мы выиграли, в другом проиграли. Апелляционная инстанция приостановила решение суда, вынесенное в пользу управления. В то же время апелляция не поддержала нас, и решение было обжаловано в кассацию. Там отменили решение суда первой инстанции, вернув его на новое рассмотрение в сентябре прошлого года. В августе текущего года судом принято решение, которым признано, что поведение данных компаний — это все-таки согласованные действия, противоречащие нормам антимонопольного законодательства. Данное решение суда вновь обжаловано в апелляцию. Но, так или иначе, эти компании реагируют на происходящее. За время, прошедшее после вынесения предписаний и судебных разбирательств, они сократили разницу в ценах на автомобильное топливо в Сочи по сравнению с устанавливаемыми среднекраевыми расценками.

- Когда знакомишься с вашими делами, создается впечатление жутко неповоротливого законодательства. Что с этим делать?

- Антимонопольное законодательство сравнительно ново для России, ему немногим более двадцати лет, при этом оно постоянно совершенствуется исходя из правоприменительной практики. Как раз с учетом длительной процедуры рассмотрения дел и их обжалований ввели институт предупреждений, о котором я уже сказала. В планах — расширить сферу его применения. Рассматривается вопрос о том, чтобы снять с ФАС функции по рассмотрению заявлений физических лиц, от которых идет большинство обращений и передать их Роспотребнадзору. Это позволит антимонопольным органам сосредоточиться на самых серьезных нарушениях, связанных с ограничением конкуренции, действиями картелей. Например, именно в таком режиме работает конкурентное ведомство Германии, где я была на учебе. У нас сотни и даже тысячи дел, а у них они единичны, но зато в отношении крупных компаний и касаются противоправных действий, оказывающих влияние на большие сегменты рынка. Также хочу сказать, что в текущем году ФАС России принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ до 2024 года, определяющая ряд приоритетов в деятельности антимонопольных органов. Это создание благоприятной среды для защиты и развития конкуренции, снижение административных барьеров для рынков, обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов образования тарифов, создание условий для эффективной конкуренции при размещении госзаказов и реализации госимущества на торгах. Эта стратегия должна вывести нашу работу на новый, более качественный уровень.

Людмила Малютина, корреспондент отдела экономики.

- Сегодня многие получают навязчивые СМС-сообщения рекламного характера. А ведь это тоже нарушение по вашей части.

- Вы правы, это является нарушением рекламного законодательства, надзор за соблюдением которого в крае также осуществляет наше управление. По закону рассылка СМС рекламы должна осуществляться только с согласия абонента, в противном случае он вправе пожаловаться нам. И такие обращения поступают постоянно. Только за этот год мы их получили около двухсот. Но чтобы мы могли отреагировать на них, заявитель должен представить целый пакет документов, включая договор с оператором сотовой связи, детализацию звонков. Далеко не все их приносят, а мы сами не можем их истребовать согласно закону о персональных данных. Если же указанные документы предоставлены, возбуждаем дело и налагаем штрафные санкции. Их размер — от 100 до 500 тысяч рублей для юридических лиц. В этом году пока рассмотрено около десяти дел. Проблема еще и в том, что подчас из-за множества посредников трудно определить распространителя и это занимает много времени. А сами операторы сотовой связи не несут ответственности за незаконную рассылку СМС-сообщений. В последнее время эта проблема приобрела такой размах в стране, что сейчас даже в Госдуме размышляют над ее решением.

Сергей Корниенко, специальный корреспондент.

- Я заметил, что с наших улиц исчезли рекламные щиты с разными поздравлениями, признаниями в любви. Говорят, что это заслуга антимонопольной службы?

- Законом предусмотрено, что щиты, баннеры и другие подобные наружные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы, в том числе социальной. Соответственно частных любовных посланий и поздравлений там быть не должно. В связи с этим к нам поступало несколько обращений. Например, однажды была жалоба от гражданина по поводу поздравления с Днем святого Валентина. Мы возбудили дело, выдали предписание и оштрафовали распространителя, то есть владельца щита. А журналисты потом писали, мол, пострадал за любовь, хорошее же было дело. Так что не всем нравятся наши действия, нас критикуют, но мы руководствуемся исключительно законами. Мы также обязаны не допускать распространение наружной рекламы с неприличными образами и словами. Например, в свое время к нам поступала жалоба по поводу щита, на котором была изображена монашка. Рекламодатель — торговый центр, обжаловал решение комиссии управления в суде, но мы выиграли. Штраф за указанное нарушение составил сто тысяч рублей. Хотя на самом деле бороться с такой рекламой сложно и суды не всегда нас поддерживают.

Александр Власенко, обозреватель по вопросам права.

- А нарушают ли кубанские СМИ антимонопольное законодательство?

- Такие дела есть. Например, одно печатное издание совершило факт недобросовестной конкуренции. Оно распространило ложные сведения о другой газете, занизив ее тираж в своей статье. Было решение, предписание, судебные разбирательства. Штраф составил 100 тысяч рублей. Есть и другие нарушения. В последнее время у нас много дел, связанных с превышением объема рекламы в электронных СМИ, к нам идет соответствующий поток жалоб от жителей края. По закону рекламе должно отдаваться не более 15 процентов эфирного времени, то есть девять минут в час, а на деле – гораздо больше. Нарушитель уже оштрафован на 200 тысяч рублей.

Конечно, нарушители нас не любят. Зато заявители, жители края, подчас благодарят. Мы и впредь будем стараться защищать законные интересы всех, кто к нам обращается. Я не хочу рекламировать нашу службу, но часто люди, не добившись ничего в других инстанциях, в итоге обращаются к нам за помощью. Конечно, и у нас есть свои минусы. Повторюсь, мы мало освещаем свою работу в СМИ. Но благодаря сегодняшней встрече немного наверстали упущенное. И поэтому я хочу сказать вам спасибо за приглашение в редакцию.

Досье «КН»

Руфина Дегтярева родилась в Костромской области, хотя мама ее родом из кубанской станицы Кавказской. Будучи школьницей, она переехала с родными в Краснодарский край. Высшее образование получила в ставропольском политехническом институте. Ее первым местом работы стало краснодарское НИИ мясомолочной промышленности, куда она попала по распределению. 27 февраля 1992 года она пришла в краевое управление Федеральной антимонопольной службы, которое было создано всего месяцем ранее. Работала ведущим специалистом, главным специалистом, начальником отдела, заместителем руководителя. С 2007 года Руфина Дегтярева возглавляет краевое управление ФАС России.

текст: Александр Власенко

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от