Кубанские Новости
Общество

Надежда КРАВЧЕНКО: «Журналист — прежде всего, гражданин»

Декан факультета журналистики Кубанского государственного университета, заведующая кафедрой издательского дела, рекламы и медиат

Надежда КРАВЧЕНКО: «Журналист — прежде всего, гражданин»
Декан факультета журналистики Кубанского государственного университета, заведующая кафедрой издательского дела, рекламы и медиатехнологий,
доктор филологических наук, профессор, заслуженный журналист Кубани, почетный работник высшего профессионального образования
Надежда Кравченко — о времени, о журналистике, о своих студентах и о себе.

-Надежда Павловна, на ваш взгляд, что в профессии журналиста самое главное: умение находить информацию, интересных героев или реальная помощь людям, обратившимся в СМИ?
— Все, что вы назвали, относится к функциям журналистики, а они все важны: информативная, коммуникативная, культурно-просветительская, организаторская, идеологическая и другие. Главное, чтобы журналистский материал был общественно значимым. Я всегда говорю, что журналист должен быть социально ответственным, честным и объективным. Должен помогать людям и всегда помнить, что его слово — мощное оружие, которым можно и навредить.
Нашим выпускникам я всегда желаю никогда не разочаровываться в своей профессии, чтобы не было повода сказать: журналистика — это совсем не то, чему нас учили, или журналистика — это не мое. Помню свои ощущения и чувства, когда работала в прессе. Я видела, что мой труд не напрасен, он приносит пользу. Например, после публикаций ветераны получили долгожданную квартиру, солдаты последнего военного призыва стали считаться участниками Великой Отечественной войны… Поэтому мне чужда была точка зрения, бытовавшая в 90-е годы, что журналистика — это вам не собес. Мне хочется, чтобы наши выпускники тоже испытывали моральное удовлетворение от своей профессии, чтобы они служили людям. Именно служили, потому что журналист сегодня — воин на большом поле информационной битвы.
— Журналист должен быть думающим, эрудированным, много читающим, иметь профессиональные навыки. Как воспитать в студентах эти качества?
— Я уверена, что можно всему научить, зажечь, заинтересовать, ведь мы не знаем, какие в каждом человеке скрыты способности. Этому способствуют новые программы подготовки, которые по своей сути являются практико-ориентированными, научная библиотека университета и ее филиал на факультете, где сосредоточена вся новая специализированная литература. Мы, со своей стороны, при поддержке ректора создаем все условия для самореализации будущего журналиста как творческой личности, чтобы у студента, как это любят говорить журналисты, горели глаза. Чтобы он захотел рассказать о чем-то важном в радиоэфире, на телевидении, в газете. На журфаке действуют две учебные телестудии: одна создает телепрограмму «Студенческая среда» для наших студентов, а другая — молодежную программу «Пресс-кафе», которая транслируется на каналах муниципальных образований края. На факультете есть собственная радиостудия, создано интернет-радио, которое стало лауреатом Всероссийского конкурса «Вместе радио». Вы посмотрите, какие передачи делают наши ребята в учебных студиях! Это же сплошной креатив, они на мир смотрят по-другому! Некоторым скептикам, считающим, что журфак КубГУ не дает студентам профессионального качественного образования, стоило бы у них поучиться, потому что лишенная творчества журналистика костенеет, становится скучной. А наши студенты очень творчески подходят к делу.
Я приглашаю в гости наших оппонентов, оценивающих работу коллектива факультета голословно или на основе фактов периода создания отделения журналистики при филологическом факультете, когда не хватало аудиторного фонда, не было специализированных лабораторий, оснащенных современным учебным оборудованием, когда не работали журналисты-практики. Приходите, посмотрите, какие изменения произошли благодаря руководству вуза, в каких условиях получают образование будущие журналисты, издатели, рекламисты и пиарщики. Порадуйтесь с нами! Посоветуйте, что можно сделать еще лучше.
— Ну многие искренне и радуются за вас, ведь ваши выпускники работают на известных федеральных каналах, в газетах, интернет-изданиях. Разве это не результат, по которому оценивают и по которому нужно оценивать работу факультета?..
— Действительно, наши выпускники работают во всех краевых СМИ, на «Первом канале», «Россия1», «Россия 24», «Россия спорт», «НТВ». Это Наташа Литовко, Олег Тонконог, Анастасия Литвинова… Ну и, конечно, наша гордость — Маргарита Симоньян!
Вместе с учебным управлением университета мы организовали выездную практику студентов в московские и питерские СМИ. В прошлом году после прохождения практики в Санкт-Петербурге нашего студента Мишу Шубина пригласили работать в старейшей юнкоровской газете «Пять углов». А в этом году он блестяще защитил дипломную работу, в которой не только определяет феномен успешности и эффективности современного издания для детей, но и выступает как гражданин. Как известно, на смену прекратившей свое существование советской детской печати пришли издания, построенные по образцу западных, не соответствующие русской ментальности и русской культуре, продвигающие чуждые духовно-нравственные ценности. На деле российская детская журналистика имеет богатую историю, из которой могут быть извлечены уроки и опыт.
Материал Сережи Панченкова, который, будучи студентом первого курса, проходил в прошлом году практику в «Эксперте», был опубликован на развороте журнала. В этом году он на «отлично» прошел практику в питерском «Эксперте». На днях из Минска мне пришло на электронную почту письмо от нашего выпускника Кирилла Орешкина, который возглавляет белорусское представительство компании Wargaming, одного из крупнейших мировых издателей и разработчиков игр и сервисов. Пишет, что у него в команде 90 человек, благодарит университет и говорит, что журфак, по которому он скучает, ему очень помог. Дословно: «Образование очень помогает. Без него построить такой отдел у меня едва ли получилось бы». А еще приглашает наших студентов на стажировку и практику.
— Надежда Павловна, сейчас в вуз приходят новые абитуриенты, в чем их отличие от поступающих прошлых лет? Осмысленно ли они делают свой выбор в пользу журфака или это какое-то спонтанное решение, «за компанию»?
— Нет, «на журналистику» сегодня поступают целенаправленно. Это те ребята, которые твердо решили связать свою жизнь с профессией и хорошо понимают, что журналистика — это тяжкий труд, работа до седьмого пота. Меня это радует, потому что было время, как вы говорите, когда приходили молодые люди, мечтающие писать исключительно о светских тусовках, общаться с богемой и с придыханием говорить о себе: «Я — журналист!», не видя в профессии ее общественную значимость. Они не понимали, что журналист — прежде всего, гражданин, который должен защищать интересы страны и ее народа. Именно эти черты журналиста не позволяют ему пройти мимо несправедливости, заставляют рваться в «горячие точки», чтобы нести людям правдивую информацию.
— Но вы объясняете, что журналистика во все времена была еще и очень опасной профессией? Вы разбираете ситуации на Украине, где уже не раз гибли репортеры?
— Конечно. На войне правда — это очень сильное оружие, и ее всеми силами пытаются уничтожить, физически расправляясь с журналистами. По этому поводу очень беспокоятся мамы наших абитуриентов, они задают один и тот же вопрос: «А моего ребенка потом не пошлют в «горячую точку»?» Мы объясняем, что насильно этого никто не сделает. Но ребята ведь сами этого хотят! У нас на факультете есть студентка Таня Баязитова, которая уже после первого курса добилась прохождения практики в пресс-службе Черноморского флота в Севастополе. Она прекрасно понимает, что рядом Украина, где идут военные действия, но поехала! Ее материалы размещены на сайте Министерства обороны РФ. Приехала влюбленная в Севастополь. Для нее это город-праздник, ассоциирующийся со счастьем людей, которые вернулись на свою родину — в Россию. Как видите, все зависит от самого человека. Если уж он выбрал себе профессию с активной жизненной позицией, его не удержат ни мама, ни друзья, ни подруги.
Но, к большому сожалению, идеологическая «линия фронта» сегодня проходит не только в зоне военных действий. Даже журнал мод может стать пропагандистским оружием. Выходит в нашем крае глянцевый журнальчик, который информирует о модных молодежных тенденциях. Молодежь просвещают, какие платьица и сумки надо носить, в какие рестораны ходить, какие фильмы и под каким углом смотреть. И тут же на нескольких страницах подряд рассказывается о Навальном, о его образе жизни. Под модным «соусом» читателям внедряется в сознание, кто герой нашего времени. То есть целенаправленно лепится образ, на который должна равняться молодежь. Как видим, идеологическая вербовка в наше время стала намного изощреннее, потому что прямые призывы и прямая агитация за какую-то идею стали малоэффективны.
— Возвращаясь к теме личного восприятия ситуации журналистом. Должен ли он выдавать в эфир, на газетные полосы только факты или нужна передача каких-то своих ощущений, эмоций?
— Я бы хотела вспомнить журналиста, виртуозно владевшего словом, недавно ушедшего Василия Пескова. Каждый его материал — мысли и ощущения автора, а не только факты и информация. Новое поколение журналистов — другое, нацеленное больше на информацию. Гораздо меньше внимания они уделяют языку, больше — логике. А это одна из причин, что печатные СМИ теряют популярность, мы ведь любим и читаем их потому, что там можно поразмышлять, получить удовольствие от стиля изложения. Ментальность российского общества такова, что нам недостаточно голой информации. Почему мы все лезем в социальные сети? Потому что надеемся найти комментарии к фактам.
Поэтому сегодня на факультете мы учим журналистов аналитике. Но коммерциализация СМИ и конкуренция на информационном рынке привели к тому, что редакции лучше поставят на полосу или выпустят в эфир какой-нибудь материал с «жареными фактами», нежели аналитику. К тому же из-за экономии бюджета некоторые редакции хотят видеть в выпускнике универсального журналиста, который умел бы все — быть выпускающим эфира, давать с колес информацию, фотографировать... Когда ему при таких условиях еще и аналитикой заниматься?!
— В последнее время кубанские вузы жестче проводят отбор среди абитуриентов. Даже на коммерцию не берут с низкими баллами. Как к этому относятся у вас в вузе? «Троечники» могут поступить на журфак?
— Если говорить о направлении «Журналистика», то у нас 21 бюджетное место и 35 коммерческих. Большинство ребят приходит к нам с высокими баллами, даже на договорную форму обучения. Раньше как было — на «договор» кого хотим, того и берем. Но с приходом на должность ректора университета Михаила Борисовича Астапова эта практика была отменена. Вот уже который год наш ректор ставит перед нами задачу: с низкими баллами не принимать! Ведь если человек в школе учился плохо, то так же, через пень-колоду, он будет учиться и в вузе.
Большую роль играют результаты творческого конкурса, на котором абитуриенты должны написать элементарное журналистское произведение. Именно из творческого конкурса мы узнаем, понимает ли молодой человек, куда он идет. Если сочинение писали, глядя в потолок, и в нем изложены одни прописные истины, то это далеко не журналистский подход. Журналист «мыслит фактами», не домыслами, поэтому мы смотрим, изложены ли факты в сочинении. Причем факты, не из СМИ взятые, а найденные и увиденные самим абитуриентом. Это один из критериев отбора.
Я очень рада, что в этом году помимо творческого конкурса введено еще и собеседование. У нас появляется возможность, глядя в глаза абитуриенту, выяснить, понимает ли он, что такое СМИ и в чем заключается сущность журналистики. Это очень важно. Надеемся, что будет введен конкурс портфолио. Он позволит оценить уровень социализации будущего журналиста, его профессиональную ориентированность.
— У вас в этом году появилась фотостудия. Кто помог в ее создании и кто будет преподавать будущим фотожурналистам?
— Нам помогли «9 канал» и газета «Кубанские новости». Для нас очень важно, что спонсоры «сложились» не со стороны, ими стали наши потенциальные работодатели, которые заинтересованы в том, чтобы факультет готовил для них профессионалов. Редактор «Кубанских новостей» Вячеслав Сергеевич Смеюха сам контролировал процесс приобретения профессиональной техники, что, кстати, делает не первый раз. Когда мы создавали радио на факультете, то тоже пользовались его советами и советами его коллег. И, конечно, нас поддержал ректор Михаил Борисович Астапов, который любит факультет журналистики за дух созидания, за творческие идеи. Были куплены современные компьютеры, установлены профессиональные программы, оформлена отличная студия. Первый мастер-класс в ней проведет Вячеслав Сергеевич Смеюха, который давно «заразил» наших ребят фотографией. Они стали побеждать во всероссийских и международных конкурсах. Среди них Настя Галка и Настя Токарева. Мастер-классы для наших студентов обещали дать также Иван Афанасьевич Журавлев и Владимир Александрович Аносов. А руководит фотостудией и много сделал для ее создания Виктор Леонидович Денисов.
— Как вы считаете, есть у кубанской журналистики свой особый, неповторимый почерк?
— Думаю, есть. Любая региональная журналистика имеет свою собственную проблематику, которую ни один другой регион не освещает. А она во многом определяется информационной политикой администрации края. У нас ведь очень много событий происходит, большое поле деятельности для СМИ. Я бываю в других регионах и могу сравнивать. Открываешь газету, а там читать не о чем! Общие рассуждения какие-то, перепечатки из интернета, гороскопов много… А наши краевые газеты перестали печатать гороскопы и кроссворды. Не стало хватать газетной площади, ее заполняет информация!
А еще индивидуальность кубанской журналистики заключается в том, что мы любим свой край, людей, которые в нем живут. И в печатных, и в электронных СМИ появляется очень много очерков о людях. Я бы не сказала, что это известные личности, но каждый из них чем-то примечателен. В этом плане мне очень нравятся «Кубанские новости», которые умеют найти изюминку в каждом своем герое!
— А вы не считаете, что в СМИ много пишут и говорят о власти?
— Разве короткие пресс-релизы из администрации, один сюжет в выпуске новостей, журналистский материал короткой строкой — это много?
О власти идет информации ровно столько, сколько жителям Кубани интересно знать. В основном, что власть делает для них, для улучшения их жизни. Студенты в рамках курса «Государственный политический маркетинг в СМИ» проводили мониторинг федеральных и краевых официальных СМИ, выявляя, сколько материалов в них посвящено действиям нашего губернатора и президента РФ, а сколько другим проблемам. И результаты этого мониторинга показали сбалансированную политику редакций и широкую тематическую палитру.
А вот оппозиционные СМИ, наоборот, уделяют внимание только власти, забывая, что их аудитории интересны и другие темы.
Мы живем в государстве, и формирование имиджа государства, имиджа власти — это необходимость. Сегодня стало модным считать, что журналистика должна быть оппозиционно настроена. Кто-то один это придумал, а другие взяли девизом своей жизни. Я так не думаю. Почему журналисты должны быть оппозиционно настроены к власти, если эта власть устраивает граждан? Идеального государства не может быть в принципе. Об этом еще Платон писал в своем трактате «Государство». Но надо хотя бы иногда включать мозги и анализировать, что у нас БЫЛО и что ЕСТЬ.
Страшнее всего журналисты с «двойным дном», которые в своем СМИ высказывают одни мысли, а потом выходят в социальные сети и начинают поливать грязью тех самых людей, которых хвалили в официальном издании. Показывают, какие они «умные», «смелые» и «неординарные». Одному такому смельчаку задали вопрос: а почему ты это не пишешь в своей газете? Он ответил: потому что места могу лишиться. Вот такие «писаки» и подрывают доверие людей к СМИ.
— Как лично вы относитесь к главе региона, его команде?
— Честно скажу, я очень многому учусь у Александра Николаевича Ткачева и его заместителя Галины Дмитриевны Золиной. В 1992 году я переехала на Кубань из Казахстана, из города со сложившимися традициями уральских казаков, искренне считая, что приехала в свой дом родной, в регион с близкой мне ментальностью. Но оказалось, что это не совсем так. В то время русская православная культура была задвинута на задворки. Сначала я пыталась доказывать, что это неправильно, что так не должно быть, но потом смирилась, потому что далеко не везде находила понимание. Но когда Александр Николаевич стал губернатором, мне довелось неоднократно присутствовать на мероприятиях с его участием. Я слушала его выступления перед журналистами, на рабочих заседаниях и понимала: мое сердце и мой разум принимают его идеи, они созвучны моим мыслям. А сколько для сохранения казачьих православных традиций вместе с губернатором делает Галина Дмитриевна!
И это моя абсолютно искренняя позиция. И многих людей. Оппозиционеры пусть выйдут в народ и пообщаются. Они услышат, как люди отзываются о деятельности губернатора: Ткачев сказал — Ткачев сделал. Вспомните проблему с турками-месхетинцами, а ведь казалось, ситуация неразрешимая, с «детским» законом, казачьими дружинами, Олимпиадой. Только ленивый здесь не высказал свое оппозиционное мнение. Столько всего было! Но он выдержал, выстоял, и жизнь сама доказала его правоту. Такой стойкости можно только учиться!
Мне всегда обидно, когда люди поддерживают сплетни и слухи про власть. Ты где это слышал? Да сосед в лифте сказал! Почему ты веришь соседу, а не фактам? Но радует, что когда начинаешь объяснять, «разжевывать», у многих открываются глаза. Но каждому ведь лично не объяснишь!
Поэтому я твердо уверена, что журналистика должна быть комментирующей, объясняющей и идеологически содержательной. Если не будет идеологии, основанной на ментальности нашего народа, идеологии не разрушающей, а созидающей, мы попросту потеряем свое государство. Пустота быстро заполнится чем-то другим, и не сомневайтесь — найдутся те, кто ее заполнит в своих интересах! Яркий пример этому — «оранжевые революции» на постсоветском пространстве и, конечно же, Украина. Почему народ, который в Великую Отечественную войну потерял каждого пятого своего жителя, становится пособником современных фашистов и отменяет празднование Дня Победы? Почему идолом и кумиром народа Украины стал Бандера, от рук которого за годы Великой Отечественной войны погибло около 140 тысяч военнослужащих Советской армии, среди которых были и украинцы? Почему главными врагами украинцев сегодня являются русские — братский народ с единой культурой, единой судьбой и историей, общими языковыми корнями? Почему встала стена отчуждения между самыми близкими родственниками? Потому что с начала распада Советского Союза медиапространство Украины трансформировалось в поле ведения информационной войны, где воздействие на аудиторию осуществляется, прежде всего, с целью изменения ее мировоззренческих установок. Сегодня мы видим, как украинскими журналистами при использовании западных технологий провоцируются конфликты, накаляется обстановка между Украиной и Россией, между братскими народами. Для убеждения аудитории активно используются дезинформация и подтасовка фактов, искажение исторических событий. Все это привело к изменению устойчивых ассоциаций в массовом сознании и появлению новых ценностей. А в результате не станет самостоятельного государства Украины, появится еще один американский псевдоштат в Европе.
Беседовала
Мария ЧЕРНОВА.
Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО.
Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск №130,09-08-2014.