Кубанские Новости
Общество

Купить «горящий» тур и не прогореть

Печально известная «Ланта-тур», разорившаяся в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и опе

Купить «горящий» тури не прогореть
Печально известная «Ланта-тур», разорившаяся в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и операторов. Этим летом история повторилась. От закрытия турфирм «Нева», «Лабиринт», «Идеал-тур», «Экспо-тур» и оператора «Роза ветров Мир» уже пострадали тысячи россиян.
Сегодня за границей находятся около 8 тысяч наших соотечественников, которые не могут вернуться домой из-за банкротства своих туроператоров. Так можно ли сейчас купить «горячий» тур и не остаться в итоге без отпуска?
— Причин для кризиса в сфере туризма сейчас предостаточно: это и падение спроса, особенно на европейские направления, из-за внешнеполитической обстановки, и запреты на выезд отдельных категорий населения: чиновников, военных, и других — все по той же причине, — рассказывает Николай Кадченко, экономический аналитик краснодарской биржевой компании. — Кроме внешних факторов, есть еще внутренние — технологии работы самих туристических компаний. Устаревший механизм управления, слабый менеджмент.
— Но даже в условиях кризиса в сфере туризма «горящих» туров стоит бояться ровно столько, сколько и обычных. Разница в них невелика, на самом деле. Просто туроператор заранее выкупает билеты на самолет, оплачивает места в гостинице, то есть покупает оптом задешево, скажем, 1000 путевок, а потом продает их подороже. А если не успевает их распродать, просто выставляет по бросовой цене, — рассказывает Мария Ситченко, заместитель генерального директора краснодарской туристической компании «Сатин». — То есть в этом случае низкие цены — не сыр в мышеловке, а абсолютно оправданная ситуация.
Система продажи туров конечному потребителю состоит из нескольких участников. Первое звено — своеобразная фабрика туров: туроператор. Он формирует готовое предложение, состоящее из перелета, трансфера, отеля и экскурсий. Собственной розницы у крупных туроператоров нет. Сформированные пакеты они продают как раз через посредников-тур-агентов. Сюда приходят покупатели, сравнивают предложения разных туристических «фабрик» и берут то, что нравится.
— Первый документ, который необходимо требовать от агента, — договор с указанием названия турагентства, туроператора, сформировавшего тур, и стоимости поездки, — говорит Мария Ситченко, заместитель генерального директора краснодарской туристической компании «Сатин». — Второй документ — кассовый чек. Не расписка, не товарный чек, а кассовый. Сейчас по номеру заказа, имени, фамилии, другим данным на сайте любого крупного туроператора можно проверить статус вашего заказа: знает о нем туроператор или нет, перечислил ли агент деньги. Эти меры вас обезопасят, по крайней мере, от невылета из страны.
— Если вы уже за границей узнали о том, что ваш туроператор разорился, необходимо по всем возможным каналам связаться с компенсационным фондом Ассоциации туроператоров «Турпомощь». Именно за счет этого фонда вы вернетесь домой, если возникли проблемы такого рода, — рассказывает Мария Ситченко. — А уже по возвращении обращайтесь к тур-оператору, далее должен действовать страховщик. Если страховка покрывает убытки туроператора, у вас есть большие шансы на возврат денег.
Деньги рано или поздно, скорее всего, вернутся, а вот настроение и упущенный отпуск уже вряд ли. Поэтому подходите более ответственно к подбору туров и на всякий случай запишите телефон поддержки туристов за рубежом 8 (800) 100-41-94.
Ксения СУЛИМЕНКО, НАШ КОРР.
Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск №131, 12-08-2014.