Кубанские Новости
Общество

Когда на сердце шторм, душа требует покоя

Храм Новомучеников в Новороссийске возведен на месте страшной трагедии.

Когда на сердце шторм, душа требует покоя
Храм Новомучеников в Новороссийске возведен на месте страшной трагедии.В далеком 1937 году многих жителей Новороссийска коснулось страшное слово «расстрел». Только в начале года за контрреволюционную деятельность арестовали более 140 человек. Как враги народа взяты были политические руководители города — председатель гор-исполкома Петр Катенев и секретарь горкома партии Иван Баннаян. Их осудили за то, что они якобы обсуждали вопросы подготовки к террористическому акту против Сталина. Несмотря на то, что в ходе следствия вину свою они не признали, их приговорили к расстрелу. Затем начались разоблачения руководителей отделов горисполкома. «Заслушав сообщение о ходе судебного процесса над бандой троцкистско-бухаринских вредителей — Гончаровым, Райченко, Галкиным и другими, долгое время орудовавшими в руководстве отделов горсовета, — отмечалось в постановлении пленума Новороссийского горсовета, — докладываем, что они своей вражеской деятельностью нанесли огромный ущерб городскому социалистическому хозяйству...»
Требование пленума: назначить высшую меру — расстрел, конфискацию имущества и высылку их семей из Новороссийска. Такой же приговор получил управляющий отделением Госбанка Новороссийска Жигло, прокурор города Адонов и весь состав горкома комсомола. Директор совхоза «Мысхако» Голубев был репрессирован за то, что отпускал вино и виноград «фашистским бандитам». Были расстреляны учителя, которые преподавали в греческой школе, по «железнодорожному делу» к расстрелу приговорили начальника и многих сотрудников железнодорожной станции, всех крупнейших предприятий города.
Этот год стал последним в жизни бывшего командира эсминца «Керчь», который привел в исполнение приказ Ленина об уничтожении кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте. Его семью выселили из квартиры, а 16-летнего сына Николая, мечтавшего о море, исключили из комсомола и отправили в колонию для малолетних преступников.
Но память о невинно погибших сохраняется веками. Поразительно, но все эти годы строительный бум обходил это страшное место. Прошло более 60 лет, и на месте расстрела был заложен храм Новомучеников и исповедников российских. В 2002-м освятил его митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, и первое богослужение состоялось на Пасху.
Не прошло и года, как при храме появилась воскресная школа, а вскоре заработал Миссионерский отдел и уникальная, единственная в России, православная капелланская служба, которая оказывает огромное влияние на духовно-психологическое состояние моряков не только в Новороссийском порту, но и соотечественников, попавших в беду в зарубежных портах. За эти годы наши моряки получили помощь в ливанском порту Бейрут, где на арестованном судне, практически в плену, около полугода без продовольствия и права выхода на сушу оставались один россиянин и трое граждан Украины. Морской капеллан диакон Николай Мотренко, узнав о судьбе мореходов, связался с Русским культурным центром и настоятелем подворья Русской православной церкви в Бейруте и, описав бедственное положение моряков, попросил помочь им. Игумен Арсений в Бейруте поставил в известность российское консульство и помог морякам материально.
«Отец Николай, здравствуйте, — написал по электронной почте капитан судна. — Большое спасибо за заботу. Очень помогли. Одно соучастие чего стоит. Сегодня агент привез продукты на две недели. Вполне достаточно. Овощи, куры, рыба и прочее. Телефон пополнили. Я хотел, чтобы вы выслали мой электронный адрес сюда, в Бейрут, тем, кто может нам помочь, но узнал их электронный адрес из вашей переписки с ними. Уже сам могу им написать. Сегодня был на борту помощник адвоката, они собираются на следующей неделе организовать судебное разбирательство и надеются в этом месяце продать судно на металлолом, после чего с нами рассчитаются. Хорошо, если бы их, да и наши, надежды сбылись».
В аналогичной ситуации оказались украинские моряки, брошенные хозяином судна в Новороссийском порту. И здесь капеллан организовал им помощь. Люди получили возможность связаться с близкими, были обеспечены продуктами питания, получили духовное успокоение.
— Чаще всего моряков, конечно, волнуют семейные проблемы или одиночество, — делится морской капеллан. — Семья моряка — особенная. Длительное нахождение вдали друг от друга влияет на отношения. Тяжело работать в смешанных экипажах. Накапливаются раздражение, психологическое напряжение, которое в замкнутом пространстве чревато последствиями. Однажды ко мне обратились филиппинцы. На судне были настолько накаленные взаимоотношения с капитаном-греком, что в гневе моряки даже угрожали ему физической расправой. Не дожидаясь утра, они пришли ко мне домой ночью. В таких случаях я стараюсь максимально погасить конфликт и прошу своих коллег в следующем порту захода судна
прийти и выяснить, какова психологическая атмосфера на борту.
Помогать всем без исключения морякам — основная задача капелланской службы. Вместе с этим несет капитан слово Божье инословным морякам.
— Большинство капелланов в мире — католики и протестанты, однако наш язык, язык души, преодолевает все национальные, культурные и религиозные барьеры, не разрушая их, а поднимаясь над ними в оказании помощи морякам и их семьям, — считает диакон Николай.
Входит в его обязанности и проведение водосвятных молебнов, освящение кораблей, посещение больных моряков, оказавшихся в больницах города, бесплатная раздача Библий морякам.
Диакон Николай может связаться практически со всеми портами мира. Однажды к нему обратилась жена моряка, которого с острым приступом аппендицита увезли в госпиталь в Нигерии. Несколько дней она не получала от него никакой весточки, а потом обратилась к капеллану с просьбой помочь найти мужа.
— Мы тут же связались с местной морской миссией в Нигерии и попросили отыскать нашего моряка, — рассказал диакон Николай. — Ответ получили буквально через несколько часов. Операция прошла успешно, но по местным правилам из больницы звонить не разрешалось. Эту новость мы сообщили его супруге, чем весьма ее утешили.
Были случаи, когда наши моряки попадали за границей в тюрьмы. Капелланская служба Новороссийска связывалась с миссиями других стран, и священнослужители Русской православной церкви навещали моряков, принимали участие в их судьбе. После учащения пиратских нападений в капелланскую службу стали часто обращаться матери и близкие моряков, которые работают в Аденском заливе, у берегов Западной Африки.
Об огромной работе, проводимой в храме Новомучеников и исповедников российских, можно рассказывать долго. Практически каждый день исходит из стен храма помощь нуждающимся.
— У меня такой случай был, — делится прихожанка храма Софья Селезнева. — Муж в рейсе, а здесь находит меня капеллан, говорит, что его друг на арестованном в порту иностранном судне хочет со мной встретиться. Мы все вместе росли в Грузии, с моим мужем они как братья были. Капеллан устроил нам встречу прямо на проходной. Пообщались, детство вспомнили, поплакали немного. Очень, очень я благодарна за помощь и участие.
Возрождение духовных и нравственных основ воинского и общественного служения Отечеству, формирование у военнослужащих духовных и нравственных сил — цель общения духовенства с молодыми солдатами, с которыми встречаются священнослужители. По благословению настоятеля священники храма присутствуют на всех сборах казаков, а сами казаки не пропускают богослужения, крестные ходы, охраняют храм в дни церковных праздников.
В 2005 году на территории храма построили часовню в честь священномученика Дмитрия Солунского, в которой проходят крестины и отпевания. А в дни памяти репрессированных греков и всех, кто пострадал от геноцида, совершаются панихиды.
Особо почитаемые иконы — Святителя Николая Чудотворца, Святителя Спиридона Тримифенского, иконы Божией Матери Смоленской, Тихвинской, Иверской, «Неупиваемая чаша» — увешаны изделиями из золота и серебра. Дары приносят в храм благодарные люди за помощь и небесное заступничество.
Многое можно рассказать о работе храма, но главное говорят о ней прихожане:
— Вряд ли меня в недавнем прошлом можно было бы назвать человеком верующим. Жизнь мою перевернул этот храм. И место здесь святое, и священники родные, удивительно душевные люди. Душа просит прийти сюда, и как только бываю в Новороссийске, иду сюда, в священное для меня место.
Это слова Игоря Болотова. По семейным преданиям, расстреляли здесь его прадеда и прабабушку. Работали они в те годы на железной дороге. Всю семью переселили в Сибирь, и уже взрослым человеком узнал Игорь о судьбе своих родных и приехал в Новороссийск. С тех пор старается каждый год побывать в городе и помолиться в храме.
Людмила ШАЛАГИНА, НАШ КОРР.
г. Новороссийск.
Фото Анатолия ПОЗДНЯКОВА.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск №145, 03-09-2014