Кубанские Новости
Общество

Сегодня - День освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков

Сорвать «голову гота» советским войскам удалось, противопоставив фашизму интернационализм.

Сегодня - День освобождения Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков

Сорвать «голову гота» советским войскам удалось, противопоставив фашизму интернационализм.

«Здесь нет ни одного дома, в котором можно жить. Жителей нет. Ни одного человека, ни стариков, ни детей. Не видел даже ни одной собаки. Уши с трудом привыкают к тишине без свиста пуль, воя мин и снарядов», — сотрудники Новороссийского исторического музея-заповедника показали нам текст хранящегося в его архивах письма фронтовика из только что освобожденного города.

У немцев были серьезные планы на Новороссийск. В течение года они строили на подступах к нему многоярусную систему обороны с бетонированными дотами, минными полями, завалами, проволочными заграждениями. Ей придумали сразу два названия — «Голубая линия» и «Голова гота». Если с первым все понятно — намек на море, то второе вызывает вопросы.

— Готами называли древние германские племена, которые взяли Рим. А фашисты очень любили громкие красивые названия операций, — напоминает кандидат исторических наук, краевед Александр Бурмагин.

Многие дома в городе немцы заранее приспособили для упорной обороны, а каждую из высот превратили в мощный узел сопротивления. Противник хорошо просматривал и простреливал всеми видами оружия наши позиции.

— Днем нам запрещали выходить на улицу, немцы стреляли сразу, — вспоминает жительница Новороссийска Владлена Турко, которая защищала Малую землю от первого до последнего дня. — Поэтому днем можно было передвигаться только по траншеям.

Владлена Александровна до сих пор не может сдержать слез, вспоминая, как на ее глазах погиб кумир всей бригады комиссар Михаил Видов (в его честь названа одна из улиц города-героя).

За шесть месяцев противостояния на Малой земле (мыс Мысхако) моряки, солдаты и офицеры Северо-Кавказского фронта получили бесценный военный опыт. В этом сложном и длительном сражении участвовали все виды войск, самая разнообразная боевая техника. О тактике маневрирования, которую применяла Советская армия в те страшные полгода, ходили легенды.

Только за 10 сентября (когда подошло первое подкрепление) наша артиллерия и минометы выпустили по Новороссийску около 100 тысяч снарядов и мин. Огневой налет был настолько силен, что Цемесская бухта и набережная Новороссийска загорелись. Пользуясь паникой противника, флот взял порт. Немцы не ожидали такой дерзости — ворваться в плотно заминированную бухту, высадить десант на такой же берег под сильным артиллерийским и минометным огнем.

Тем временем полк 318-й Новороссийской дивизии, высадившийся на берег на второй день штурма, соединившись с первым, за пять дней овладел цемзаводом «Пролетарий», поселком Мефодиевский, вынудив немцев оставить свой самый мощный узел сопротивления перед фронтом наших частей, занимавших цемзавод «Октябрь». Каждый дрался, как герой, но многие, увы, получили звание посмертно.

Герои Малой земли все дни непрерывно атаковали позиции немцев, оттягивая на себя большие силы, и способствовали прорыву немецкой обороны в районе цемзавода.

Краснознаменный батальон морской пехоты ворвался в город 16 сентября. Прорвавшись в центр города мелкими разрозненными группами, пехотинцы вели здесь яростный бой за каждый дом, этаж и лестничную клетку.

Совместными усилиями всех родов войск противника вышибли из Новороссийска. Город и второй черноморский порт были освобождены. Перед натиском наших частей не устояли ни сложная система немецкой обороны, ни ее мощная техника. Враг бежал, оставив на поле боя тысячи солдат и офицеров, а также большое количество техники и военного имущества. Полевые части, десантники, моряки, войска НКВД, летчики, артиллеристы, саперы — все войска прославили себя в шестидневном решающем сражении.

Бой за Новороссийск оттянул на себя большие силы немцев, что дало возможность частям генерала Гречко успешно провести штурм «Голубой линии». «Голову Гота» снесли, и сражаться на Тамани стало гораздо легче. Если за Новороссийск Советская армия боролась шесть месяцев, столько же времени обороняя его, то Таманский полуостров и устье реки Кубань стали нашими всего за 22 дня.

Ведь в боях за Тамань самым бесценным оружием оказался опыт штурма Новороссийска, высадки десантов, действий мелких штурмовых групп и т. п.

— И самое главное — мы не делили людей по национальностям, не замечали различий. Мы все были гражданами одной великой страны, у нас были общие, важные для державы цели, — считает Владлена Турко.

Екатерина НЕКРАСОВА,

НАШ КОРР.

Фото из историко-археологического музея фондов Новороссийского исторического музея-заповедника.

ПОЛНОСТЬЮ- Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск №152,16-09-2014.