Кубанские Новости
Общество

Альберт Попков: До встречи в «Одноклассниках»!

У Альберта Попкова, основателя сайта «Одноклассники», счастливая судьба «миллионера из трущоб».

Альберт Попков: До встречи в «Одноклассниках»!
У Альберта Попкова, основателя сайта «Одноклассники», счастливая судьба «миллионера из трущоб». Родился в Южно-Сахалинске. Семья переехала в Москву, когда
Альберту было девять лет. «Жили мы небогато, — говорит Попков. — Чтобы прокормить семью, мама работала в двух местах. Сам я начал трудиться в 14 лет, устроившись на карандашную фабрику сушильщиком карандашной дощечки. Из общеобразовательной школы ушел в десятом классе, за полгода до выпускных экзаменов, когда стало ясно, что до них меня не допустят».

ИНТЕРВЬЮ от Выжутовича c...материалы известного публициста только в «Кубанских новостях»!


С недавних пор Попков не участвует в управлении «Одноклассниками». Он создал новый сайт — «Сравни.ру». Это сервис выбора банковских и страховых услуг. С его помощью можно сравнить многочисленные предложения банков, страховых компаний — по стоимости, условиям, качеству обслуживания — и выбрать лучший продукт.
— Покинув «Одноклассников» на пике их популярности, вы взялись за новый проект — «Сравни.ру». Какое время должно пройти, чтобы стало ясно, успешный это проект или нет?
— Сайт «Сравни.ру» достаточно специфичен. В нем только финансовая и страховая тематика. Чтобы сделать такой проект, надо хорошо разбираться в предмете. Считаю, что с этой задачей мы справляемся. Но чтобы проект состоялся всесторонне — и как коммерческий бренд, и как полноценный член интернет-комьюнити, — для этого нам еще работать и работать.
— Сколько человек работают над проектом?
— В офисе — 30. Плюс два десятка человек, которым в силу разных причин удобнее работать дома. Большинство этих людей раньше работали в банках и страховых компаниях.
— Как вам удается добиваться от банков достоверной информации? Каждый банк ведь старается выставить себя в выгодном свете.
— У нас независимый ресурс. Это значит, что мы самостоятельно собираем информацию и делаем ее легкодоступной. Закон обязывает банки максимально полно раскрывать условия потребителям, хотя, как известно, они любят писать самое важное самым мелким текстом. Но не у нас. Конечно, случаются и ошибки. Но есть процедура контроля, когда периодически мы сверяемся с теми данными, которыми располагают наши конкуренты. Бывает, у себя мы что-то уточняем или исправляем. В итоге мы приходим к тому, что большинство банков сами становятся заинтересованными в предоставлении достоверной информации. Им нет никакого резона обманывать своих будущих клиентов.
— Выйдя из проекта «Одноклассники», вы по-прежнему остаетесь его акционером?
— Нет, я уже не являюсь акционером.
— Вы член совета директоров?
— Тоже нет.
— Какова сейчас ваша вовлеченность в этот проект и степень влияния на его судьбу?
— Полагаю, что минимальная. Я просто слежу за «Одноклассниками». Иногда сотрудники этого сайта со мной советуются. Но сколь-нибудь активного участия в его развитии я не принимаю.
— Вам нравится сайт?
— Я очень положительно его оцениваю. Это как любимый ребенок. Ты его создал, вырастил, он стал взрослым, чего-то достиг — и ушел в самостоятельное плавание. Я радуюсь тому, что миллионы людей продолжают пользоваться сайтом. Он не менее популярен, чем был два года назад, когда я покинул проект.
— На какую аудиторию ориентированы «Одноклассники» сегодня?
— Сайт изначально предназначался для людей, которые успели окончить школу, кто-то — высшее учебное заведение, кто-то среднее. И вот жизнь раскидала всех. Но можно разыскать старых друзей, перекинуться с ними на сайте парой слов, показать свои новые фотографии… Для этого и нужны социальные сети.
— Вы кого-нибудь нашли в «Одноклассниках»?
— Достаточно много знакомых нашел. Я увлекаюсь футболом. Можно сказать, фанат. И вот смешная история. Я выложил фотографию 86-го года, на ней мне 14 лет. Запечатлен в компании болельщиков на харьковском стадионе. И вот наша сборная играет с Голландией, известная победа на чемпионате Европы, и ко мне на трибуне подходит парень и говорит: «У тебя в «Одноклассниках» фотография выложена, в центре этой фотографии я». Я бы его на улице никогда не узнал. Не видели друг друга лет десять. Когда тинейджерами были, мы по разным городам покатались, футбол посмотрели. Потом жизнь раскидала.
— Поисковая составляющая «Одноклассников» с каких-то пор отошла на второй план?
— Да, сайт стал просто местом общения. То есть люди продолжают искать друг друга, но ищут не тех, с кем были знакомы когда-то, а тех, с кем знакомы сейчас или с кем хотели бы познакомиться.
— У вас есть в «Одноклассниках» страничка?
— Есть. Очень многие заходят, пишут. В основном — про различные проблемы, связанные с сайтом. У кого-то что-то не работает, кому-то фотографию заблокировали… Тут я, к сожалению, помочь не могу, нужно обращаться в службу поддержки, там есть люди, которые этим специально занимаются.
— Как вы относитесь к размещению в открытом доступе сведений о себе и фотографий частной жизни?
— В устах основателя «Одноклассников» прозвучит неожиданно, но отношусь негативно. Человек должен отдавать себе трезвый отчет: вещи, которые сегодня могут показаться ему смешными, прикольными, лет через 20 едва ли будут предметом его гордости. Говорят, что социальные сети — «ярмарка тщеславия». Возможно. Но, по-моему, это хорошо. Если человек хочет выглядеть лучше, желает показать, как он отдыхает, ну, там море, солнце, пальмы, красивые машины — да пожалуйста! А негатив, оскорбления, злоба — никому это не надо.
— В «Одноклассниках», помимо порнографии, запрещено выкладывать фотографии детей без родителей, животных, посторонних предметов. Почему?
— В альбомах с личными фотографиями это действительно запрещено, но в остальных альбомах — пожалуйста. До появления «Одноклассников» подобных массовых проектов в России не было. Возьмите, к примеру, ЖЖ. Там аватарки, ники, не поймешь кто есть кто, многое анонимно. А «Одноклассники» создавались как сайт, где реальные люди общаются с реальными людьми. Поэтому был сделан акцент на личные фотографии, и это сыграло в проекте ключевую роль. Заходишь на сайт — и у тебя в друзьях не набор картинок под сумасшедшими никами, как в ЖЖ, а человеческие лица под собственными именами. И если человек живет не сетевой потусторонней жизнью, а просто использует сеть как средство общения, то для него такой порядок вполне хорош. Хотя кого-то публикация сведений о себе, наоборот, отпугивает. Есть люди, которым их государственный статус не позволяет много рассказывать о себе. Есть люди, которые что-то делают в шутку. Или вот еще распространенная проблема: некоторые девушки хотят выглядеть покрасивее, и модераторы их путают с фотографиями хорошеньких актрис, фотомоделей. Такие фотографии блокируются. Существуют определенные правила, за выполнением которых следят сами пользователи.
— А для чего создавалась пятибалльная система оценки фотографий, да еще с платной опцией — пятерка с плюсом?
— Оценка фотографий — это возможность что-то сказать, ничего не сказав. Вот зашел молодой человек, ему понравилась фотография какой-то девушки. Что он может ей написать? Привет, как дела? А так — поставил пятерку, пошел дальше. Хорошая штука. Помогает людям знакомиться.
— На сайте, кроме реальных людей, встречаются и самозванцы. Они регистрируются под именами известных персонажей, как правило, из мира шоу-бизнеса, и выдают себя за них. Как сотрудники «Одноклассников» разбираются, где настоящая Ксения Собчак, а где поддельная?
— Есть процедура присвоения звезд. Она достаточно популярна. Не хочу никого обижать, но есть звезды, скажем так, не первой, а третьей, четвертой, пятой величины. И вот они каждый день пишут: дайте звезду. Кто-то считает, что если его три раза показали по телевизору, то он уже звезда. Все эти псевдознаменитости типа обитателей всевозможных реалити-шоу меня просто достали.
— Что это значит — присвоить кому-то звезду?
— Есть, предположим, известный актер, спортсмен, музыкант, ученый. Чтобы присвоить ему звезду, он должен отвечать двум критериям — быть достаточно известным в своей нише и иметь некое количество почитателей. Естественно, у классического музыканта будет меньше поклонников, чем у поп-звезды. В какой-то момент сам человек или его продюсер обращается в службу поддержки. Происходит процедура проверки подлинности, какая именно, я говорить не буду, но сотрудники сайта должны убедиться, что претендент на звезду действительно известный человек, а не самозванец.
— Но здесь же все относительно. Для кого-то известный, а для кого-то не очень.
— Процедура присвоения звезды имеет, конечно, свои недостатки. Всегда найдутся завистливые люди, которые скажут: «Для вас NN — известный человек, а для меня он никто и звать его никак». Допустим, есть футболист, которого знают все болельщики. Но человек, далекий от футбола, может сказать: «Да кто ты такой? Я тебя по телевизору-то ни разу не видел». А я, наоборот, редко смотрю телевизор и для меня большинство имен поп-звезд — пустой звук. Нередко по этому поводу пишут всякие гадости, и тут никакой защиты нет. К тому же многие заметные персоны для получения звезды мобилизуют своих поклонников, среди которых попадаются и неадекватные люди. Случаются разные истории. Самая показательная была с Филиппом Киркоровым. Продюсер завела ему звездную анкету, а у него уже была своя…
— Что это значит — звездная анкета?
— На ней стоит отметка, что «Одноклассники» гарантируют подлинность. Так вот, у Киркорова уже была своя анкета, и вдруг появляется еще одна. На сайте вообще 150 «Филиппов Киркоровых». Но поклонников ведь не обманешь, они безошибочно вычисляют фальшивку. Сотрудники сайта говорили Киркорову: «Давайте мы вам звезду на анкету поставим». А он: «Не вам решать, звезда я или нет. Я и так знаю, что я звезда, и никакие ваши доказательства мне не нужны».
— А как появляются душераздирающие истории о разрушенных семьях по причине того, что муж или жена нашли на «Одноклассниках» свою школьную любовь и вернулись к ней?
— Это все реальная жизнь. И одна из ее особенностей состоит в том, что сегодня все происходит быстрее. Если полвека назад человек за год встречал столько-то старых друзей и заводил столько-то новых, то теперь благодаря мобильному телефону, Интернету он встречает в десять раз больше. И не все оказываются к этому готовы. Создан миф, будто есть реальная жизнь, а есть виртуальная. Ничего подобного, жизнь — она одна. Но кто-то считает, что с появлением Интернета их стало две, и в виртуальной все происходит по каким-то другим законам — можно флиртовать рискованней, чем позволил бы себе в реальной жизни, можно зайти дальше, чем диктуют приличия… Семьи разрушаются не сайтами, а самими людьми. Хотя есть и немало счастливых историй.
— Как вы относитесь к тому, что во многих учреждениях блокируют сайт «Одноклассники.ру», чтобы сотрудники не отвлекались от работы?
— Блокировать имеют право. Работодателю важно, чтобы его сотрудник, получая зарплату, вкладывал свой труд, а не занимался праздным времяпрепровождением. Впрочем, не все работодатели ставят своих сотрудников в жесткие рамки. У нас, например, демократичная компания, и мы считаем, что человеку на рабочем месте должно быть комфортно. Мы ничего не запрещаем. Хочешь зайти в социальные сети — пожалуйста. Но, естественно, мы следим, чтобы человек этим не злоупотреблял. В каждой компании свои правила. Где-то можно курить в офисе, а где-то нельзя. Где-то надо отпрашиваться, если собрался выйти на улицу, а где-то захотел — и пошел. То же самое и насчет пребывания в социальных сетях.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ",выпуск№154, 19-09-2014.