Кубанские Новости
Общество

Подарок от неприятеля

Подарок от неприятеля

На днях исполнилось 60 лет со дня открытия Керченской переправы. Ее «первую версию» начал строить Гитлер, закончил Сталин, а разрушил… ледоход. Первые упоминания о Керченском проливе датируются 4 — 2 веками до нашей эры.

Подарок от неприятеля
На днях исполнилось 60 лет со дня открытия Керченской переправы. Ее «первую версию» начал строить Гитлер, закончил Сталин, а разрушил… ледоход.
Первые упоминания о Керченском проливе датируются 4 — 2 веками до нашей эры. Тогда его называли Боспор (в переводе «Бычий брод») Киммерийский (по названию местного племени).

Сохранилась легенда о титане-воришке Гелиосе, который орудовал в районе Керченского залива. Он владел несметными стадами быков, постоянно пополняя их ворованными у местных племен животными. Однажды, спасаясь от погони на спине очередного быка, Гелиос понял, что на этот раз уйти не удастся. Тогда он легким движением большого пальца руки «прорезал» проход, отделявший в то время Азовское море от Черного. Путь преследователям — пастухам-киммерийцам — был прегражден божественно созданным Керченским проливом.
Есть сведения, что еще древние греки пытались обустроить здесь переправу, но они не подтверждаются.
— В этом не было смысла, — уверяет Александра Афанасьева, директор Таманского музейного комплекса. — Азовское море тогда было болотом. На больших судах через него никто не ходил.
Первые проектные предложения по сооружению моста через Керченский пролив российские инженеры разработали еще в предреволюционные годы. Тогда планировалось проложить магистральную железную дорогу с юга Украины (от Херсона) через Крым, далее по мосту через Керченский пролив, по Таманскому полуострову с выходом в район Новороссийска и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Полностью осуществить проект не удалось, но отдельные, довольно крупные участки магистрали, сооруженные в разные годы, успешно действуют по сей день.
По-настоящему созданием Керченской переправы занялись, как ни странно, фашистские оккупанты. Известно, что у них были дерзкие планы. Через Керченский пролив, значительно сократив расстояние, враг собирался выйти к Ирану и Индии. Поэтому сразу после захвата Крыма гитлеровские военные инженеры начали разрабатывать проект моста через Керченский пролив, который позволил бы проложить железную и автомобильную дороги с восточной оконечности Крыма (от Керчи) в район Новороссийска.
Реальные подготовительные работы начались ранней весной 1943 года. Строилась железная дорога от станции Крымская до косы Чушка (в дальнейшем она вошла в состав СКЖД). А от косы Чушка по направлению к крымскому поселку Жуковка (на восточной окраине Керчи) началась подготовка к строительству моста протяженностью свыше 3,5 километра и подходной километровой дамбы со стороны Чушки. Общая протяженность искусственного сооружения составляла четыре с половиной километра.
Объект такого масштаба заметили с советских самолетов. Наша разведка подтвердила: фашисты замышляют здесь серьезную стройку. Правда, начать ее они так и не смогли из-за решительного наступления советских войск осенью 1943-го.
Убегая от Красной Армии, немцы в панике побросали не только стройматериалы, но и почти новые автомашины большой грузоподъемности, бульдозеры, дизельные копры для забивки свай, передвижные электростанции, сварочные аппараты… «Подарок» от оккупантов был неожиданным, но более чем приятным. Враг помог начать возведение моста.
К разработке его уже советского проекта были привлечены и военные, и гражданские специалисты. На вспомогательные работы направили тысячи жителей окрестных районов.
Мост должен был состоять из 115 пролетов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером сооружалось двухпролетное поворотное устройство (2 х 55 метров). Это устройство могло разворачиваться по центральной оси на 90 градусов, пропуская с двух сторон идущие по проливу суда любой грузоподъемности.
Многокилометровый мост возвели всего за 150 дней, что является абсолютным рекордом в подобном строительстве. Впрочем, «подобных» тогда просто не было не только в СССР, но и во всем мире. Спешили потому, что через конструкцию надо было как можно скорее пустить военные грузы. Строить пришлось по облегченному варианту.
Часть конструкций моста хотели позже заменить на более прочные. Однако катастрофа случилась раньше, чем успели это сделать. Хотя испытания моста оказались вполне успешными. По каждой из 115 опор спокойно прошли два паровоза с чугуном общим весом в 400 тонн. После этого лучшие из участников стройки получили правительственные награды.
Но специалисты предупреждали, что легкие опоры могут не выдержать напора льда, если тот начнет двигаться, и не ошиблись. Почти половина из них рухнула в феврале 1945 года.
Неудачу попытались забыть, а все, кто был задействован в возведении моста, подписали обязательство не разглашать никаких сведений о стройке. Героев стройки автоматически лишили наград, рассматривались варианты более серьезного ставить временные опоры в этой ситуации было недопустимо.
Проект нового моста Сталину представлял заместитель наркома путей сообщения Ираклий Гоциридзе: «Товарищ Сталин, это будет царь-мост». Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: «Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году». Вождь понимал, что замахиваться на гигантскую стройку здесь не надо, — достаточно будет паромной переправы.
Ее торжественно открыли 22 сентября 1954 года.
С помощью переправы перевозки из Украины и Молдовы в районы Кавказа сократились на 270 километров, а из Крыма и южных районов Украины — на всю тысячу.
В 1988 году Керченская паромная переправа была передана в состав Керченского морского торгового порта и получила статус производственного — паромного комплекса. В 1990-м здесь прекратили перевозки железнодорожных поездов, оставив дорогу только для автомобилей.
С возвращением Крыма в состав России поток наших сограждан на переправе значительно увеличился. Развиваются экономические связи. Потребность в строительстве моста стала очевидной еще в начале лета, и начать его планируют уже в этом году. Украинцы оценивают эту идею не просто скептически, а передергивая факты.
Кандидат исторических наук, сотрудник Украинского института национальной памяти Сергей Громенко высказал одному из национальных изданий уверенность в том, что справиться с возведением моста в свое время оказалось по силам только самой технологически развитой на то время стране — а именно Третьему рейху. «Кроме нацистской Германии, никому, даже Советскому Союзу при всем его могуществе, не удавалось построить мост. А при нынешнем положении России это просто невозможно», — утверждает украинец.
— Это обычная информационная война, — объясняет Александр Бурмагин, краевед, кандидат исторических наук. — Единственное, что успели сделать немцы до наступления наших войск, — это возвести в Керченском проливе канатную дорогу. А строили мост наши войска, хотя за оставленные стройматериалы, конечно, спасибо.

Екатерина НЕКРАСОВА,наш корр.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№258, 26-09-2014

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от