Кубанские Новости
Общество

Субсидии даются не газетам, а населению

Субсидии даются не газетам, а населению

Во всем цивилизованном мире почта считается социальным институтом. И только в России никак не определятся с ее статусом.

Субсидии даются не газетам, а населению


Во всем цивилизованном мире почта считается социальным институтом. И только в России никак не определятся с ее статусом.
Как мы уже сообщали, в Геленджике прошел «круглый стол», посвященный проблемам подписки на печатные издания. Это было мероприятие неместного масштаба — кроме руководителей ведущих кубанских СМИ, на него приехали главный редактор «Московского комсомольца», председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев, главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, заместитель председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции, член Экспертного совета по региональным СМИ при Минкомсвязи России Вячеслав Керов, руководитель департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Дмитрий Усанов, руководитель департамента подписки и дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Екатерина Никитина. Мероприятие организовали краевое отделение Союза журналистов России и департамент печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края.

…Июль 2012 года. Крымск. Зловещее наводнение унесло сотни жизней, разрушило все коммуникации. Ни радио, ни ТВ, ни Интернета. Единственным источником информации в первые дни после трагедии были листовки краевого оперативного штаба и местные и региональные газеты, которые разносили по разрушенному городу волонтеры. В них публиковалась информация, где можно получить гуманитарную помощь, горячее питание, оформить заявку на денежные выплаты и просто поговорить с психологом. Подобных случаев история знает немало. Поэтому скептические выводы, что Интернет задавит печатные СМИ, все реже звучат с трибун. Очень точно по этому поводу однажды высказался кубанский сенатор Виталий Игнатенко: «Газеты будут жить до тех пор, пока на земле останется хоть один умный человек!» Казалось бы, все точки расставлены над «i» — век газет долог… И вдруг как гром среди ясного неба — правительство исключило из бюджета статью о субсидировании доставки подписных изданий. Речь идет о трех миллиардах рублей, которые ежегодно, начиная с кризисного 2008 года, перечислялись «Почте России» по просьбе издателей и распространителей. Плюс еще три миллиарда, заработанные почтой от прибыльных видов деятельности, направлялись на субсидирование убыточной услуги по доставке газет. Это позволяло сдерживать рост тарифов на подписку. Отменой дотаций власти решили стимулировать почтовиков перестраиваться на рыночные рельсы. Но сработал принцип: «Хотели, как лучше, а вышло все наоборот». Почта так и не стала в одночасье рыночной компанией, а цены на подписку по стране выросли в два-три раза. Как следствие — тиражи упали на 20 процентов, а сама почта понесла убытки в размере 600 миллионов рублей.
Союз журналистов Краснодарского края начал бить тревогу, как только стало известно об отмене субсидий. Неоднократно за столом переговоров встречались редакторы краевых СМИ, почтовики, представители власти. Благодаря тому, что газеты края имели хорошие экономические показатели, им удалось держать удар и, не поднимая подписной цены, сохранить тиражи. Но это временная тенденция, ведь тарифы на доставку выросли в разы, а это значит, рано или поздно газетам придется повышать стоимость подписки и терять часть читателей — пенсионеров, ветеранов, малоимущих. А как показывает практика, человек, единожды не подписавшийся на газету, больше ее не выпишет никогда. Губернатор Кубани Александр Ткачев поручил предпринять все возможные меры для поддержки местных и региональных СМИ, однако для стабилизации ситуации и уверенного взгляда в будущее этого может быть недостаточно. Правила игры, как известно, устанавливают федералы. Поэтому свою точку зрения кубанцы решили высказать авторитетным главредам страны, представителям «Почты России» и Ассоциации распространителей печатной продукции.
Модератор «круглого стола» — Павел Гусев — сам стал жертвой отмены дотаций — тираж «МК» упал на 7 процентов.
— В мае этого года я приезжал в Туапсинский район на фестиваль «Пульс пяти миллионов», а за день до этого встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, — напомнил Павел Гусев. — Мы с коллегами-газетчиками постарались довольно подробно обрисовать президенту ситуацию, в которой оказались. Убедить его, что дотации на доставку прессы, которые сегодня не получила «Почта России», по сути дела уничтожают печатные СМИ — важнейший социальный продукт. И это затрагивает информационную безопасность страны. Ведь люди не смогут получать информацию, которую дает ответственная журналистика — какой всегда была и есть газетная журналистика. Президент нас услышал. Он поручил чиновникам из Минкомсвязи и администрации президента заняться этим вопросом. Также был отправлен на доработку неоднозначный закон «О почтовой связи», его ожидают сотни поправок. Считаю это нашей общей победой.
Что касается падения тиражей, то «Московский комсомолец» еще легко отделался, ведь у кого-то потери составили 80 — 90 процентов, а кто-то и вовсе прекратил существование. В среднем падение подписки по стране составило 20 процентов. Если говорить образно, то это как средняя температура по больнице: температура тела у покойника —
0 градусов, а у пациента с воспалением легких — плюс 40. В результате он вскоре сам может стать покойником. Так и в медийном сообществе: сегодня мы теряем тиражи, а завтра Россию ждут массовые закрытия газет и журналов.
Владимир Сунгоркин был еще менее оптимистичен. Может, потому что тираж «Комсомолки» упал на 10 процентов. Но это не самое страшное, по его словам. Падение тиражей повлекло за собой другие удручающие процессы:
— Отмена субсидий — как эффект домино: ударил по одной костяшке — падают все. Снижение тиражей повлечет за собой массовые сокращения журналистов, распространителей, полиграфистов… Тысячи людей могут остаться без работы. Занервничали рекламодатели, многие из них уже отказались от услуг печатных СМИ. Уже зарегистрировано падение объемов рекламного рынка до 40 процентов. Мы, газетчики, много кризисов пережили. Но такого еще не было…
Представители «Почты России» разделяют недовольства и опасения редакторов и издателей. Ведь они сами оказались заложниками этой непростой ситуации: и убытки понесли, и обвинений наслушались. Многие СМИ, до конца не разобравшись, что почем, обвинили почту в том, что она сама, дескать, отказалась от дотаций.
— Нынче на повестке дня в правительстве стоит очень важный вопрос: что такое почта — бизнес или социальный институт? Власть должна с этим определиться. Если это бизнес, тогда мы сосредотачиваемся на получении прибыли. А если все-таки социальный институт, то он должен выполнять общественно полезную миссию, — отметил руководитель департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Дмитрий Усанов.
Что касается участников «круглого стола», то они единогласно дали определение почте — это социальный институт. А доставка периодики — главная социальная функция почты, и она должна дотироваться! Доставка априори не может быть прибыльной, ведь газеты и журналы зачастую доставляют в глухие поселки и хутора, где проживают несколько десятков жителей. Поэтому субсидии, которые государство выделяет на доставку, по сути, адресованы не «Почте России», а населению. Именно граждане страны получают льготы. А почта является всего лишь каналом. И такая практика существует во всех развитых странах мира. Франция, например, ежегодно получает в качестве дотаций 260 миллионов долларов, Бельгия — около 300 миллионов. В Италии на доставку одного экземпляра издания выделяют 1 доллар 60 центов… При этом в Европе большинство СМИ не являются государственными. Выходит, что государство помогает прессе, которая ему не принадлежит и зачастую нещадно ругает правителей, что-то разоблачает, расследует.
— У нас же сложилась парадоксальная ситуация. Большинство российских СМИ работают на государство. Выходит, что наше правительство борется с собственными журналистами. Это для меня абсолютный нонсенс! — заявил Павел Гусев.
Кстати, если правительство не вернет дотации, то, по прогнозам почтовиков, в следующем полугодии падение подписки составит 23,5 процента.

В неожиданное русло повернул разговор заместитель председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Вячеслав Керов:
— Мы говорим о возвращении субсидий, миллиардов рублей, которые равнозначно распределялись на доставку
ВСЕХ (!) газет и журналов, не важно, какого они были характера или содержания. Поэтому, на мой взгляд, стоит подумать о классификации СМИ, попадающих под субсидирование. Есть масса изданий, которые не несут никакой функции, кроме развлекательной. Возможно, пришло время журналистскому сообществу определить условия, согласно которым издания будут подразделяться на общественно-политические, развлекательные, узкоспециализированные и так далее.
Кстати, в той же Европе почтовую скидку дают не любому изданию. Это должны быть газета или журнал общеполитического характера. То есть журналы мод, автомобильные, кулинарные, эротические и прочий глянец, а также бульварные листки и бюллетени объявлений сюда не входят. Все это четко прописано в соглашении между почтой, правительством и издателями. Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что наша страна тоже нуждается в аналогичном законопроекте.
Разумеется, зашел разговор и о низких зарплатах почтальонов. Дмитрий Усанов привел цифры: в некоторых регионах они колеблются на уровне 2 — 3 тысяч рублей. Павел Гусев напомнил, что правительство, отменяя дотации, обещало эти средства направить именно на повышение зарплат почтальонам. Но этого не произошло. А ведь почтальон — ключевое звено подписного процесса. Именно от него во многом зависит: к завтраку или ужину читатель получит свою газету, или вовсе увидит ее через неделю. Усанов привел пример, как во Владимирской области из-за низких зарплат почтальоны устроили демарш и не вышли на работу. Регион на несколько дней оказался в информационной блокаде.
Руководитель Краснодарского филиала ФГУП «Почта России» Елена Бабак подтвердила, что невыход на работу даже одного почтальона чреват тем, что без газет и журналов может остаться целый микрорайон. И добавила, что низкие зарплаты — не единственный бич. Другая острая проблема — дефицит отделений связи. Только в Краснодаре не хватает как минимум
10 помещений. Как следствие, колоссальная нагрузка падает на существующие почтовые отделения, которые и по площади, и по количеству операционных окон не рассчитаны под увеличенные объемы. Согласно действующему федеральному закону «О почтовой связи» предоставлять помещения под почтовые отделения обязаны местные власти. Градоначальники помочь бы рады, но зачастую разводят руками: и свободных, а главное — подходящих помещений, в наличии попросту нет. Особенно остро эта проблема стоит в больших городах, где при строительстве новых жилых кварталов застройщики не предусматривают помещения под почтовые отделения. Есть несколько выходов из сложившейся ситуации: например, дать добро «Почте России» на приобретение собственных офисов под отделения связи. А это еще одна поправка в пресловутый новаторский закон «О почтовой связи», который сейчас находится на доработке в недрах Госдумы. Присутствующего на встрече члена комитета Законодательного Собрания края по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями Николая Осадчего попросили взять этот вопрос на карандаш. Как и вопрос стимулирующих выплат для почтальонов, о которых не первый год говорит главный редактор газеты «Вольная Кубань» Виктор Ламейкин.
Руководитель краевого департамента печати и средств массовых коммуникаций Ольга Горохова доложила, что на региональном уровне достаточно хорошо налажено взаимодействие с «Почтой России». В том числе была создана рабочая группа, в которую вошли главные редакторы муниципальных газет и руководители почтовых отделений. Эта группа разработала план проведения подписной кампании, контролирует качество доставки, изучает мнение читателей относительно контента газет.
— Мы считаем, что лучше взаимодействовать, чем противостоять друг другу. Поскольку СМИ без почты, а почта без СМИ не смогут добиться положительных результатов, — отметила Ольга Горохова.

В завершение «круглого стола» еще одну важную тему поднял Вячеслав Керов:
— Когда-то Россия была самой читающей страной в мире. А как обстоят дела сегодня? Как у нас формируется культура чтения?
Очевидно, это тоже прерогатива законодателей — разработать и принять на федеральном уровне программу, направленную на пропаганду чтения среди населения.
Встреча завершилась на мажорной ноте: московские гости поблагодарили кубанцев за приглашение, отметив, что не каждый регион так рьяно борется за свои и федеральные СМИ. Кстати, краевое отделение Союза журналистов России не бросит начатое — обсуждение проблемы продолжится и в других форматах. А Павел Гусев, будучи членом Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, обещал донести кубанские инициативы до первых лиц государства. Мы верим, что будем услышаны.
Яна ВИКУЛОВА,
НАШ КОРР.
Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№167, 10-10-2014

Большинство Кубанских журналистов настаивают:
— на возвращении дотаций «Почте России» на доставку печатных изданий;
— на внесении поправок в закон «О почтовой связи», которые дадут полномочия «Почте России» самостоятельно решать вопрос о приобретении помещений под почтовые отделения;
— на принятии федеральной программы, направленной на пропаганду чтения печатных СМИ.

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от