Кубанские Новости
Общество

КАК ПОДРУЖИЛИСЬ ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ И АСЛАН КАСИМОВИЧ

Рассказать на страницах «КН» о дружбе двух великих народных композиторов — Виктора Захарченко и Аслана Нехая &

КАК ПОДРУЖИЛИСЬ ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ И АСЛАН КАСИМОВИЧ


Рассказать на страницах «КН»
о дружбе двух великих народных композиторов — Виктора Захарченко
и Аслана Нехая — меня надоумил глава республики Аслан Тхакушинов.
Он поведал историю их куначества.
Что значит для каждого из них быть кунаком известного композитора?
Об этом я поговорила с ними самими.

Юбилейные концерты, посвященные 50-летию его творческой деятельности, прошли в Краснодаре с аншлагом. Это был громкий успех. Но для руководителя Кубанского казачьего хора, народного артиста России и Украины, лауреата Государственной премии страны Виктора Захарченко успех был неполным до тех пор, пока он не услышал мнение одного человека.
— Это было блестяще! — так оценил концерты художественный руководитель Государственного ансамбля народной песни «Исламей», народный артист России, лауреат Государственной премии России и Адыгеи Аслан Нехай. — У меня дух захватывало от выступления хора.
Аслана Нехая и Виктора Захарченко связывают не только творческие связи, но и большая дружба. Они познакомились в 1976 году в Сочи. Здесь проходил Всесоюзный смотр самодеятельных, народных творческих коллективов. Жюри, членом которого был Виктор Захарченко, буквально очаровал хор из Майкопа, которым руководил Аслан Нехай. Ребята исполнили несколько песен своего руководителя, им аплодировали все, кто был на концерте. А в перерыве смотра Захарченко подошел к Аслану и сказал:
— Вы — талантливый композитор, но вам надо и дальше учиться композиторскому мастерству. Песни у вас замечательные, однако вы можете — и должны! — писать и другую, более серьезную музыку.
Нехай выслушал наставника и крепко задумался над его предложением.
— Знаете, покинуть родной дом и уехать в незнакомый город было для Аслана непростым решением, — рассказывает Виктор Гаврилович. — Но он пошел на этот шаг. Продал дом в Майкопе, ведь на что-то надо было жить в Тбилиси, и отправился туда с женой и ребенком. Консерваторию окончил с красным дипломом, а когда вернулся в Майкоп, стал писать не только прекрасные песни, но и серьезные произведения, создал, например, первую адыгейскую оперу.
По мнению Захарченко, это яркое и талантливое произведение явилось поистине историческим моментом в культурной жизни республики.
— Я благодарен Виктору Гавриловичу за то, что он разглядел во мне будущего композитора, — признется Аслан Касимович. — Музыка стала смыслом моей жизни.
Потом не раз Нехай обращался за советом к Захарченко и всякий раз получал помощь и поддержку. Сам он довольно часто бывал на концертах Кубанского казачьего хора, писал для него песни на стихи народного поэта Машбаша. А вскоре возглавил Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей». И теперь его коллектив стал выступать совместно с Кубанским казачьим хором. Им рукоплескали в Кремлевском дворце съездов и в Петербурге, в крупных городах и сельских районах России, а также за рубежом.
— Меня часто спрашивали иностранные журналисты: «Вы специально выбираете для гастрольного турне места, где проживают русские или адыги?» И всякий раз я отвечал, что нет, конечно, — говорит Захарченко. — Зачастую на концертах присутствует очень мало русскоязычных граждан, а иностранные зрители охотно идут на наши концерты, им интересен фольклор, ведь мы показываем нашу культуру. Но мы обязательно разучиваем одно-два произведения на языке народов, куда едем с концертами. К примеру, когда отправлялись в Японию, должны были давать концерты на четырех островах, и на каждом был свой диалект, так мы разучивали песни с учетом этого фактора.
Но самое большое признание и овации коллективы получили, когда Кубанский казачий хор выступал на малой родине Нехая, в ауле Джеджехабль, а «Исламей» — в родной станице Захарченко Дядьковской.
Вот так крепла и развивалась дружба ярких и талантливых композиторов, а однажды Аслан предложил Виктору Захарченко стать кунаками.
— Я не знал толком, что это такое, и обратился за советом к батюшке, войсковому священнику Кубанского казачьего войска отцу Сергию, — вспоминает Виктор Гаврилович. — Он сказал, что это хороший обычай и очень почетное предложение.
Захарченко не знал и предположить не мог, с каким гостеприимством, уважением и почитанием встречают адыги гостей и принимают в куначество.
— За огромным накрытым столом в Майкопе собралось более двухсот человек, — продолжает рассказ Виктор Гаврилович. — Я по наивности думал, что посидим часов до 12 ночи, выступят несколько человек с тостами, как на русских застольях, а потом все разъедемся. но не тут-то было! Тамада каждому из присутствующих давал слово и сопровождал это своим не очень коротким комментарием. А завершалась церемония поднятием тоста за тамаду уже утром. Мы не заметили, как засиделись до восхода солнца, но прощались уже как братья. И теперь называем друг друга — «брат».
А вскоре «закуначили» Кубанский казачий хор и «Исламей».
Виктор Захарченко и Аслан Нехай любят встречаться и подолгу говорить на разные, порой очень сокровенные темы.
— То, о чем мы беседуем, не всегда можем доверить даже кому-то из родственников или друзей, — признается Аслан Касимович. — Потому что нужно долго объяснять суть вопроса, а мы понимаем друг друга с полуслова.
Кстати, как оказалось, у обоих и по линии родни много общего. Так, мама Захарченко играла на балалайке, а мама Нехая — на адыгской гармонике. Видимо, отсюда у мужчин тяга и любовь к народному творчеству.
А еще, они готовы по первому зову примчаться на помощь друг другу.
Десять лет назад Виктор Захарченко попал в аварию и оказался в больнице. Нехай одним из первых отправился к другу. А потом привозил в больницу «Исламей», чтобы поднять моральный дух брата, и ребята устраивали целые представления для больного, всех пациентов и медперсонала больницы.
— Я как-то обратился к Аслану с предложением написать для нас музыку и поставить адыгейский танец, — рассказывает Захарченко,— и он прислал своего лучшего хореографа Аслана Хаджаева. Этот молодой человек когда-то танцевал в нашем хоре. А вообще у него богатая творческая биография, он покорил публику в семилетнем возрасте, когда блистательно выступил для спортсменов и гостей московской Олимпиады. Сегодня он в «Исламее» руководит танцевальной группой. Поставил нам танец «Удж» на адыгейские мотивы, который восторженно встречают зрители.
Для Захарченко важно, как программу хора воспримут в других регионах. И ее принимают на ура, как музыку и танцы «Исламея». Кстати, недавно Аслан Нехай получил орден Дружбы народов из рук президента России Владимира Путина. И Виктор Гаврилович тут же поздравил его с этой большой наградой.
— Народная культура — предельно откровенная и открытая, — говорит Виктор Захарченко. — Она нужна людям, как глоток свежего воздуха.
И этот глоток дают нам творческие коллективы двух кунаков — Виктора Захарченко и Аслана Нехая.
НА СНИМКЕ: Виктор Захарченко вместе Асланом Нехаем на фестивале казачьей песне в поселке Тульском (Республика Адыгея).
Наталья БЕРДНИКОВА,
НАШ КОРР.
Фото Марины СУЛИМА,
Павла СКИРДЫ.

Фото Марины СУЛИМА,
Павла СКИРДЫ.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№180, 31-11-2014 г.