Кубанские Новости
Общество

На сколько баллов мы гостеприимны?

В селе Бжид Туапсинского района прошел пятый по счету «Курортный поединок»

На сколько баллов мы гостеприимны?


В селе Бжид Туапсинского района прошел пятый по счету «Курортный поединок».
Испытание, которое проводит краевое министерство курортов в рамках конкурса «Курортный Олимп», похоже на экзамен, однако этот экзамен не лишен интриги. Если для экзамена достаточно выучить нужный материал, то на министерских «смотринах радушия» лучшим представителям туристической отрасли надлежит быть максимально устойчивыми к стрессу и в любой момент ожидать провокацию со стороны экзаменаторов. Ни один из участников: горничная это, врач, медсестра, администратор или повар — не может с уверенностью сказать, в какое русло повернет разговор строгий, внимательный и непредсказуемый эксперт.
Конкурс лидеров туристской индустрии «Курортный Олимп» проводится в крае с 2005 года, и в этом году он юбилейный — десятый. Самым зрелищным этапом конкурса является, конечно, «Курортный поединок». В этом году он пятый и прошел в туапсинском поселке Бжид, на базе дома отдыха «Туапсе». Показать себя и претендовать на победу сюда приехали около 80 участников из девяти курортных районов Кубани: Геленджика, Анапы, Новороссийска, Туапсинского района, Горячего Ключа, Апшеронска, Мостовского района, Краснодара, Сочи. В этот раз соревнования проходили по пяти номинациям: «Лучший врач санаторно-курортной отрасли», «Лучший медицинский работник среднего звена», «Лучший повар», «Лучшая горничная», «Лучший администратор службы размещения».
— Результаты конкурса мы подведем 10 декабря в Краснодаре, — сообщил гостям первый заместитель министра курортов и туризма края Олег Шутов. — Сегодня оценивать действия конкурсантов будут маститые эксперты. Задания будут провокационные, и победит только профессионализм. Тайна о победителях будет разглашена на официальном подведении итогов «Курортного Олимпа».
В живописном закоулке дома отдыха, среди зарослей живых цветов, собрались лучшие горничные кубанских здравниц. Через десять минут им предстоит серьезное испытание.

— Конкурс начинается в коридоре, до входа в номер, — объявляет экзаменатор.
«Надежда на удачу», «Возьмем себя в руки, и все будет хорошо», «Настроение у нас отличное», — звучат голоса. Для кого-то дорожка к заветной двери — это взлетная полоса, для кого-то — полоса торможения. На старте может и страх возникнуть, знаете ли…
— Вопросы были неожиданные. Нужно было помочь, быстро среагировать. Но если я скажу, о чем именно шла речь, услышат другие конкурсанты, а это тайна, — говорит Людмила Арыничева из Геленджика. — Была провокация, неожиданность, но было захватывающе, интересно и полезно.
Нам стало любопытно, что за сюрприз скрывается за дверью, поэтому мы проникли на экспериментальную площадку вместе с очередной конкурсанткой.
— Нам говорили, что у вас замечательный комплекс, поэтому мы сюда заехали, но, к сожалению, у нас к вам несколько претензий, — давят экзаменаторы. — Во-первых, уже болит голова, потому что нет пульта и не работает кондиционер, во-вторых, всю ночь вода капала в унитазе. В-третьих, уже взяли ручку, чтобы жалобу написать, а ручка не пишет. Это что же за качество услуг?
Вот попробуй выпутайся из такого! Оказывается, очень тонкая эта наука — служить людям. Если у гостя болит голова — запрещено его угощать лекарствами, нужно предложить открыть окошко, напоить чаем, принести влажное полотенце и уложить в кроватку. Если сливной бачок невозможно починить в течение часа, гостя обязаны переселить в равноценный номер.
У врачей конкурс проходит в виде собеседования. Беседа длится минут пятнадцать. Женщины в белых халатах разводят руками: «Мы не знаем, что нас ждет. Никаких книг заранее не читали. Приехали как есть».
— В конкурсе по медицине оценивается лучший врач и лучший работник среднего звена, — рассказывает начальник отдела развития санаторно-курортного комплекса министерства курортов и туризма края Игорь Демченко. — В комиссии три эксперта, которые представляют министерство здравоохранения края, Кубанскую государственную медакадемию и Росздравнадзор. Это врачи, которые ездят по санаторно-курортному комплексу и курируют медицинскую деятельность. Если они о чем-то спрашивают конкурсанта, то уже этот санаторий знают. Приходит врач, и ему задают вопросы по биографии: какое и где получено образование — специалитет или ординатура, и вопросы непосредственно по деятельности, связанные с лечением, восстановлением и реабилитацией пациентов.
В это время зал для поварского конкурса благоухает ароматами и полнится людьми. Десять столиков и десять оригинальных взглядов на «блюдо из птицы на две персоны» по тематике «ноябрь». Именно так звучит задание для ресторанных мастеров. Вот несут запеченного индюка с головой из редьки, вот слоеный пирог из полудикой утки, следом — салат «Пенек», утиный рулет с курагой и кедровыми орехами, на огромном блюде — равиоли из зеленого горошка. Тонко, что ни говори. Когда все готово, делегация экспертов обходит столы, оценивает дизайн блюд, органолептические качества и сервировку. По окончании публика лакомится конкурсными кушаньями, оставляя от блюд лишь снимки на память.
Экзамен у администраторов начинается с профессионального анкетирования. Самые сложные моменты — это знание нормативно-правовых актов. Это как у военных — зубрежка уставов. А потом — выступление перед коллегами и экспертным жюри: устная презентация своего отеля, здравницы, курортного комплекса. Рассказ по умолчанию должен быть увлекательным и отражать личный вклад администратора в общее дело — «что я сделал для того, чтобы люди к нам возвращались». О том, как он выполнил свою работу, администратор узнает, в основном, из книги благодарностей, при личном контакте с гостями, по отзывам в Интернете и когда гости возвращаются на следующий год с друзьями и родственниками.
«Курортный поединок» показал, что он не просто выявляет лучших специалистов в индустрии гостеприимства, но и учит тому, как быть лучшими. Общение с экспертами устанавливает ориентиры на будущий год: к чему стремиться, как стремиться, от каких ошибок избавиться. Однажды став лучшим, человек старается не только удерживать занятую высоту, но и распространять свой опыт среди своих коллег по отрасли.
Сергей КОРНИЕНКО, наш корр.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск №190, 21-11-2014.