Кубанские Новости
Общество

Хочешь жить, умей учиться

Хочешь жить, умей учиться

В Екатеринбурге прошел первый Всероссийский форум региональных СМИ, где газетчикам прямым текстом сказали: «Ваши проблемы – это ваши проблемы»

Хочешь жить, умей учиться


В Екатеринбурге прошел первый Всероссийский форум региональных СМИ, где газетчикам прямым текстом сказали: «Ваши проблемы – это ваши проблемы»


Такое впечатление, что где-то в высоких кругах завелись «диверсанты», которые специально убивают печатные СМИ. Каждый год газетам что-то диктуют, запрещают, отнимают. То лишат заработка, который поступал от рекламы алкоголя, табака и биологических добавок (можно подумать, что после этого россияне стали меньше пить, курить и глотать сомнительные пилюли). То кампания по закрытию газетных киосков. Потом история с отменой субсидий на почтовую доставку. Плюс на каждом углу подливают масла в огонь: «Газеты умирают, будущее за Интернетом!» При этом во всех цивилизованных странах мира печатные общественно-политические СМИ являются социально значимым продуктом, соответственно, их доставка дотируется.
Многие редактора «могильщиком» газет считают нового министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова. Этот молодой человек (министру 32 года) с головы до ног увешан современными гаджетами и не скрывает, что за ними будущее, а бумажные СМИ – это пережиток прошлого. Поэтому стало неожиданностью, что именно Минкомсвязи выступило инициатором проведения первого всероссийского совещания регио­нальных СМИ. Хотя многим сразу было понятно, что встреча проводится для того, чтобы регионалы могли выпустить пар.
В зале собрались несколько десятков главных редакторов, издателей, распространителей печатной продукции из различных субъектов страны. Все ждали ответа на главный вопрос: вернут ли дотации, в какой сумме и когда это произойдет? На сцену один за другим выходили докладчики с папками, говорили о ребрендингах, конвергенции, медиаграмотности и прочих умных вещах. Кое-кто делился личным успехом и раздавал бесплатные советы. Например, одна дама (не помню, из какого региона) предложила подписчикам самим приходить на почту и забирать газету. Так, дескать, можно здорово сэкономить на доставке. Половина зала одобрительно зааплодировала, вторая половина загудела. Как по мне, так это полный бред: человека сейчас не заманишь в почтовое отделение раз в полгода, чтобы оформить подписку, не говоря уже о ежедневных походах. Кроме того, от некоторых населенных пунктов почта находится за десять километров. Звучали и другие предложения: доставлять газеты при помощи школьных автобусов, автолавок. В это время в зале сидел, уткнувшись в телефон, руководитель департамента розничных товаров и развития сети ФГУП «Почта России» Дмитрий Усанов. На сцену с докладом он так и не поднялся. Но его мнение нам и без того известно. Недавно Союз журналистов Краснодарского края приглашал федеральных почтовиков в Геленджик на «круглый стол» по вопросам подписки и доставки газет. Усанов не скрывал горькой правды: отношения газетчиков и почты сегодня напоминают стрижку шерсти со свиней: визгу много – шерсти мало. Ведь доходы от доставки и подписки периодики в общем объеме доходов «Почты России» составляют всего около шести процентов. То есть ведомство может запросто отказаться от этой услуги. Другой вопрос, что это социальная функция. А значит, «Почта России» должна нести этот крест до конца.
Весьма занятным было выступление замруководителя департамента СМИ Ильи Сахарова из Воронежа. Он с гордостью рассказал, что у них в области создан целый медиахолдинг государственных СМИ. При этом администрация области не только финансирует свои газеты, но и готовит для них контент, и даже бесплатно распространяет. При этом те же СМИ еще и собирают рекламу из общего областного «котла».
В связи с этим главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин назвал свою газету «вымирающим видом». Если в каждом регионе появится по такому холдингу, то негосударственные СМИ в одночасье прекратят свое существование. Они и так уже влачат жалкое существование, перебиваясь тем, что Бог пошлет. А Бог с каждым годом посылает все меньше.
Наконец, зашла речь о главном. Замминистра Алексей Волин радостно сообщил: правительство выделило 300 миллионов на поддержку региональных СМИ. Половина зала вновь оптимистично зарукоплескала, вторая половина лишь хихикнула. Громче всех издал свое «хи-хи» господин Сахаров из Воронежа. Ведь несколькими минутами раньше в своем выступлении он озвучил цифру, которую ежегодно выделяет на поддержку СМИ правительство Воронежской области – более 170 миллионов рублей. Очевидно, что похожие суммы имеют практически все субъекты РФ. Поэтому выделенные правительством деньги на решение проблем печатных СМИ что слону дробина.
Кстати, по оценкам экспертов, в России распространяется по подписке примерно 3 тысячи региональных изданий. В прошлом году, например, «Почта России» доставила подписчикам свыше 1 миллиарда экземпляров. И если эти 300 миллионов рублей разделить на 1 миллиард, то получится
30 копеек на каждый экземпляр в течение года. Интересно, кто за такие деньги будет разносить газеты? Напомню также, что по оценкам самой «Почты России» затраты на доставку составляют около 9 миллиардов в год. Также интересно, как будут распределены эти 300 миллионов между голодными и страждущими изданиями? При том что в России зарегистрировано 60 тысяч газет и журналов. И какова будет судьба тех изданий, которым не достанется даже копеечной помощи от государства? Но ответов на эти вопросы так и не прозвучало.
На второй день форума, во время подведения итогов, участники все еще ждали какого-нибудь чуда. Ну, или хотя бы резолюции, которая будет направлена в адрес правительства. Но ничего подобного не произошло. Нам показали симпатичный фильм «Байки земли уральской». И пригласили в следующем году в Крым, где пройдет второй «слет» регионалов. Итог замминистра Алексей Волин все-таки подвел: он загадочно улыбнулся и доложил: за два дня участники совещания съели три тысячи пирожков. В какой-то момент мне даже показалось, что он хочет спросить: «Вкусные были пирожки?» А мы, как дети в детском саду, ему бы дружно ответили: «Да-а-а!» Ну а чем не детский сад?

Фото: Руководитель краевого департамента печати Ольга Горохова обсуждает проблемы региональных СМИ с главой Ассоциации печатной продукции Александром Оськиным (крайний справа) и его заместителем Вячеславом Керовым.

Яна Викулова, НАШ КОРР.
Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", №193, 26-11-2014

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от