Кубанские Новости
Общество

Над вымыслом слезами обольюсь

«Культура должна занимать такое же место в государстве, как и министерство обороны», — считает руководитель Ку

Над вымыслом слезами обольюсь


«Культура должна занимать такое же место в государстве, как и министерство обороны», — считает руководитель Кубанского казачьего хора Виктор ЗАХАРЧЕНКО.


Кубанский казачий хор завершает свое очередное триумфальное гастрольное шествие по стране. На этот раз художественный руководитель коллектива Виктор Захарченко вынес на суд зрителей «Большую казачью историю». Эту новую, посвященную двум юбилейным датам самого маэстро — 50-летию творческой деятельности и 40-летию работы в Кубанском казачьем хоре, программу увидели зрители около сорока городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. На эти гастроли вместе с прославленным коллективом отправился и собственный корреспондент «КН». Мы уже публиковали серию его материалов, а сегодня предлагаем интервью, которое ему дал в поездке Виктор Захарченко.
— Как удается коллективу каждый раз собирать полные залы?
— Умение собирать такие большие концертные залы, как в Государственном Кремлевском дворце, пришло не сразу. Зритель сейчас очень разборчивый. В эпоху интернета можно найти и посмотреть что угодно. Поэтому, чтобы шесть тысяч человек пришли к тебе на концерт, надо вызывать интерес, подготовить увлекательную программу, которая будет принята не узким кругом единомышленников, а широкой аудиторией.
Большинство национальных коллективов ориентируются, прежде всего, на зрителей своего региона, потому что народное творчество обычно интересно только в своей национальной среде. Это средство духовного и культурного существования. С одной стороны, это правильно. Но я все-таки считаю, что профессиональным народным коллективам не стоит замыкаться в узком пространстве, они должны гастролировать по всем регионам России.
Поэтому Кубанский казачий хор поет и танцует не только для казаков. Наше творчество должно быть интересно всем: русским и нерусским, православным и неправославным — всем народам земли. Когда искусство настоящее, тогда оно становится всемирным. Поэтому в программе наших коллективов, раскрывающих творчество своего народа, должны быть концертные номера, интересные для любой публики. Наше творчество должно быть интересным.
У меня была детская мечта побывать на всех континентах, в разных странах. Эта мечта сбылась. Я уже сбился со счета: в каких мы только странах не выступали! К нам на концерты приходят люди самых разных национальностей и вероисповеданий. И здесь я следую христианской заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Все люди, пришедшие на концерт Кубанского казачьего хора, для меня ближние. Если наше искусство оставит в их сердце добрый след, если у них загорятся светлые чувства, они над чем-то задумаются, — это прекрасно. Значит, мы исполнили свой творческий долг.
Я не знаю, сколько сольных выступлений дают в Государственном Кремлевском дворце другие национальные коллективы. Для нашего же хора они стали традиционными. А сольный концерт — это такая штука, которая требует разнообразия. Если зрители пришли на один и на второй сольный концерт и прослушали одну и ту же программу, в третий раз они уже не придут, им будет неинтересно.
Поэтому каждая концертная программа должна быть оригинальной, должна давать зрителю новые произведения, костюмы, представлять новых солистов. Искусство не терпит застоя. Оно должно быть в движении.
— В этом году ваш коллектив гастролирует по России с новой программой «Большая казачья история». Какой смысл вы вкладываете в это название?
— Конечно, одна программа Кубанского казачьего хора не может вместить большую, многовековую историю казачества. Тем более что казачество у нас не только кубанское, донское или терское. В России насчитывается 12 казачьих войск.
Народное творчество — это свое-образный художественный документ эпохи. Песня — не только душа народа, но и его история. История казачества отразилась в его песнях, танцах, культуре. И я хочу напомнить известные слова Льва Толстого: «Казаки создали Россию». Ведь казаки — это защитники Отечества, рубежей нашей Родины, нашей православной веры. Этот смысл я и постарался раскрыть в новой программе.
Например, русские цари понимали значимость казачества в судьбе и истории России. Об этом говорит тот факт, что гребенским и терским казакам землю подарил Иван Грозный. В нашем репертуаре есть песня того времени: «Не с под тучушки да ветерочки дуют». А Екатерина II своей жалованной грамотой подарила земли черноморским казакам. Кубанский войсковой певческий хор слышали Александр II, Александр III и Николай II. Поэтому мы и начинаем свое выступление с гимна русского народа «Боже, царя храни», так как он всегда входил в репертуар войскового хора.
Но на концерте мы исполняем не только исторические песни. Лирические произведения также рассказывают о судьбе казачества. Герои таких песен безымянные. Это обобщенные образы: он, она, милый, милая, добрый молодец, красна девица. Но именно художественные образы колоссально действуют на зрителя. Скажем, почему с таким вниманием слушается лирическая песня «Сонце нызэнько». Потому что в ней есть обобщенные образы, которые раскрывает хор. Мне нравятся очень емкие по содержанию слова Александра Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь». Поэтому, когда в песне есть яркий герой, он и заставляет наше зрительское воображение «слезами обливаться».
— На концерте при объявлении песен и танцев часто можно было услышать слова «исполняется впервые». Какими новинками вы порадовали зрителей?
— В новой программе есть песня «Письмо казака». Как она появилась у нас в репертуаре? Я был в Оптиной пустыни. Там проходит фестиваль духовной и народной музыки. Меня пригласили туда в качестве члена жюри. На фестивале выступали местные казаки, они спели эту народную песню о чудесном подвиге горстки пластунов, которым противостояли вражеские полчища. Меня она потрясла.
Или другая народная песня, которую я слышал с детства: «Эсминец «Суровый» на рейде стоял». В ней есть такие слова, обращенные моряком Черноморского флота к своей возлюбленной: «Вот скоро возьмем Севастополь родной, к тебе, дорогая, вернусь я». В свете современных событий, которые развернулись вокруг Крыма, это народное произведение вдруг заиграло новыми красками.
Исполнили мы впервые и новый танец, необычный для нашего репертуара. Это вариации на тему адыгского танца удж. Можно задать вопрос: причем тут Кубанский хор, казачья история и адыгский танец? Адыги — наши самые близкие соседи, у нас общая история. В ней были, с одной стороны, столкновения, разногласия, а с другой — дружба и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне. Мы — добрые соседи. Это очень важно. Почему не показать их искусство, если оно того достойно?
А поводом к этому стало следующее обстоятельство. У меня больше 30 лет есть кунак Аслан Нехай — художественный руководитель ансамбля «Исламей». Это не просто талантливый композитор, я считаю его гениальным неоклассиком. Он изумительно хорошо знает адыгский песенный инструментальный фольклор и претворяет его в своем творчестве. Аслан это делает блестяще. И я подумал, почему эта музыка не звучит на наших концертах?
Вы понимаете, великолепная потрясающая музыка, очень характерная, ни на что не похожая, глубоко национальная. Но такая музыка предназначена не только для самих адыгов, она будет понятна любому жителю нашей планеты.
Премьера этого танца в исполнении танцевальной группы Кубанского казачьего хора состоялась в Майкопе, и зрители-адыги очень горячо его восприняли, были просто восхищены.
— На каждом концерте этого гастрольного тура зрители просили исполнить те или иные популярные песни, которые были в репертуаре хора раньше, но в новой программе отсутствовали. Как вы реагируете на эти просьбы?
— На этот счет могут быть разные точки зрения. Но я пришел к выводу, что на заявки надо откликаться, исполнять те песни, которые просит зритель. Помню, как в свое время меня мама все просила исполнить «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй». Я возражал: «Ну, мама, мы ее пели уже сто раз. Сколько можно?» А она отвечала: «А я нэ можу наслухаться». То есть душа просит слушать эти песни.
— Во время гастролей в Москве вы приняли участие в съезде нового Союза национальных коллективов России. Известно, что вы были одним из инициаторов его создания и вместе с руководителем хора им. Пятницкого Александрой Пермяковой являетесь его сопредседателяем. Чем важен этот Союз?
— В нашей стране проживает более ста разных народов. Важно находить общий язык друг с другом, чтобы наше государство было крепким и единым. Поэтому назрела необходимость объединиться и руководителям профессиональных народных хоров, оркестров народных инструментов, ансамблей песни и пляски всех субъектов Российской Федерации.
Нашу идею поддержали вице-премьер Ольга Голодец, министерства юстиции и культуры. Союз наш официально зарегистрирован.
Считаю, что создание нашего Союза — дело большой государственной важности. Одна из сложнейших проблем мира и нашей страны — межнациональные отношения. В чем ее сложность? Мы все очень разные, но живем в одном государстве, и эту нашу целостность нужно беречь как зеницу ока. Тем более, мы все видим, какие угрозы выпали на долю России. В таких условиях народ должен объединиться. Поэтому Союз национальных коллективов очень важен и с политической, и с культурной, и с духовной точки зрения. Мы с помощью нашего искусства объединяем народы. Это государственная и общенациональная задача. Культура должна занимать такое же важное место в государстве, как и министерство обороны.
И такое объединение народа происходит на наших концертах. Ведь послушать наши выступления приходят люди совершенно разные, не знакомые друг с другом. Но когда дело подходит к финалу, а в конце мы всегда исполняем песню «Встань за веру, русская земля!», то весь зал единодушно встает, как единое целое, как единый народ.
Сергей ШЕПТУН,СОБКОР «КН».
Фото автора.

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск №201, 09-12-2014